Протестанты России – профессионалы и патриоты

История протестантизма становится предметом серьезного исследования

Говорят, у страны, которая не помнит своей истории, и достойного будущего не предвидится… В этом плане – есть определенное беспокойство за Россию.

История протестантизма становится предметом серьезного исследования
"Многие даже не представляют, какую важную роль сыграли верующие протестанты в развитии России".

Кажется, по количеству среди населения «Фом Непомнящих» - мы впереди планеты всей.

После революции особенно рьяно избавлялись от двуглавых орлов, церковных маковок, монументов видным деятелям Российской империи. Гноили в застенках интеллигенцию. Так «расстарались», что к Великой Отечественной Войне – практически не осталось опытных полководцев, людей, которые были бы в состоянии профессионально управлять действующей армией.

Потрясающая история предательств на этом не заканчивается…
Мы как-то забыли (читай, предали) и то, что Россия изначально складывалась как многонациональное и разно-конфессиональное государство. Долгое время на необъятной территории уживались (и продолжают уживаться!) и православные,и мусульмане, и католики, и протестанты. Вместе с тем сейчас издаются и финансируются многотомные программы по гармонизации межнациональных отношений, воспитанию веротерпимости и развитию толерантности. Программы - важные. Но, может, они были бы и не нужны – помни и бережно храни, мы все нашу общую богатую историю. Историю, в которой свой след сумели оставить не только представители титульной нации и вероисповедания, считающегося наиболее многочисленным.
В связи с этим отдельные слова благодарности и уважения людям, общественным, религиозным организациям, профессиональным, гражданским сообществам. Тем, из них, что добровольно берут на себя историко-просветительские функции. Эти люди «возвращают» нас к истокам, напоминают нам же о наших лучших качествах, присущих, кстати говоря, исторически - толерантности и веротерпимости.

«Отечество моё - Россия»

Небольшое предисловие автора к статье связано с выходом в свет новой книги – «Протестанты на службе России: исторические очерки». Лично меня сразу впечатлило, что на красочной, тисненной золотом обложке издания, в числе прочих знаменитых протестантов (Крузенштерн, Барклай-де Толли, Остерман, Муральт) было указано «Даль».

Для любого человека с гуманитарным образованием, факт – значимый! Ведь никто, как этот ученый, писатель, лексикограф, этнограф и собиратель фольклора, не оставил после себя так много для русского языка. Даль проделал потрясающую, кропотливую работу по сохранению богатств русской словесности. Составлению «Толкового словаря живого великорусского словаря» Владимир Иванович посвятил 53 года своей жизни.
Вот как охарактеризовал историк Котляревский его труд: «…и русская наука, словесность, все общество будут иметь памятник, достойный величия народа, будут вполне обладать произведением, которое составит предмет нашей гордости».

При этом Владимир Даль по отцу был датчанином, по матери - имел французские корни. Но родиной считал не Данию или Францию, а Россию.
В 1817 году во время учебного плавания кадет Даль посетил Данию, откуда родом был его отец, а позже вспомнил. «Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что увижу я отечество моих предков, мое отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество мое Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков».

Впервые

Возвращаясь к книге «Протестанты на службе России», откуда можно почерпнуть множество подобных замечательных и увлекательных исторических фактов, необходимо отметить. Издание осуществлено при финансовой поддержке Централизованной религиозной организации Южное епархиальное управление «Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников)». В нем впервые собраны рассказы о протестантах, посвятивших свою жизнь служению России, которая для большинства из них, как и для русского словесника, датчанина по происхождению, стала новым отечеством. Они занимали видные государственные и военные посты, руководили министерствами, создавали партии, в начале XX столетия участвовали в работе Государственной Думы.
Краткий очерк в конце издания дает нам представление и о положении протестанстких общин в советское время, о пережитых протестантами невзгодах и гонениях.

Безусловно, для многих читателей книга откроет великий вклад протестантов в культуру, военное дело и промышленную мощь России послепетровского периода. Все очерки написаны очень живо и увлекательно, «доступным языком». Адресован труд авторов всем, кто желает глубже разобраться в истории своего отечества.

- История протестантизма в России становится предметом серьезного научного исследования, защищаются кандидатские и докторские диссертации, - говорит Эдуард Александрович Дерёмов, глава духовного совета объединения церквей «Исход», председатель централизованной Религиозной Организации Южное епархиальное управление (РОСХВЕ), член духовного совета РОСХВЕ, епископ, старший пастор церкви «Исход» Ростова-на-Дону. – Мы хотим внести посильный вклад в этот процесс. Наша книга не имеет академических или научных задач. Её издание – попытка сказать добрые и правдивые слова о россиянах-протестантах, служивших и служащих российскому государству и российскому обществу. Внимательный читатель увидит: они сыграли решающую роль в формировании отечественной науки и культуры, образования и государственности. Книга свидетельствует, эти люди были не только высокими профессионалами, но и настоящими патриотами.

«Барклай, зима иль русский Бог»

В их числе (профессионалов и патриотов) – полководец, генерал-фельдмаршал, военный министр, герой Отечественной войны 1812 года, полный кавалер ордена Славы Святого Георгия – Барклай-де Толли. Он командовал всей русской армией на начальном этапе войны 1812 года.
В историю военного искусства Барклай вошел как архитектор стратегии и тактики «выжженной земли» - отрезания основных войск противника от тыла. Своим современникам он запомнился как полководец, который вынужденно совершал стратегическое отступление перед Наполеоном, за что и был ими несправедливо осужден. Но позднее заслуги Барклая были оценены в полной мере. Солнце русской поэзии А. Пушкин удостоил его стихотворением «Полководец». Оставил Александр Сергеевич в отношении де Толли и такие строчки: «Гроза двенадцатого года, настала — кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский бог?».

Вокруг света за 1095 дней

Незадолго перед наполеоновской войной российская общественность с нетерпением ждала редких газетных новостей об экспедиции Ивана Федоровича Крузенштерна.

С 1803 по 1806 год Иван Крузенштерн совершал первое в отечественной истории кругосветное плавание. Оно было задумано и осуществлялось ради решения ряда экономических задач: по организации регулярного морского сообщения между Русской Америкой, Китаем и европейской Россией.

Идея «кругосветки» родилась у Крузенштерна давно, но ее согласование в кабинетах сановных чиновников затянулось на годы. Так затянулось, что автор и сам успел охладеть к проекту…
Но как только «добро» сверху дали, Крузенштерн с особенным тщанием подобрал экипажи кораблей и двинулся в путь. Трехлетнее плавание оказалось успешным по всем статьям. Но вот итогами экспедиции воспользоваться не удалось. Кстати, случай в истории России - не первый, да и не последний. Но одно достижение экспедиции бесспорно. На кораблях не было людских потерь.

Другая славная страница биографии уже не капитана Крузенштерна, а адмирала – 16-летнее директорство над Морским корпусом. Некогда он сам закончил это заведение. Воспоминания гардемарина были ужасны, и будучи адмиралом, он сделал все, чтобы искоренить дурные порядки учебного заведения.

Драгоценный бренд

Не менее интересна жизнь и судьба представителя знаменитой во всем мире династии российских ювелиров Карла Фаберже (Его отец — Густав происходил из немецкой семьи и был родом из Эстонии, а мать — Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника). В 1842 году Фаберже-старший основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге.

А в 1885 Фаберже-младший стал основателем гордости и вершины творчества семейной фирмы — серии ювелирных пасхальных яиц для семьи императора России. По легенде создание первого экземпляра связано с убийством Александра II. Императрица Мария Федоровна, жена Александра III, была слишком потрясена видом истекающего кровью свекра, когда того принесли умирать в Зимний дворец. Вот новый император и задумался, каким бы занятным подарком хоть на время отвлечь супругу от тяжких дум. А тут как раз приближалась Святая Пасха, и ювелир Фаберже вызвался изготовить пасхальный сюрприз, достойный императрицы… Царь задумался, сказочно красивое яйцо сделал Фаберже.

Новая эпоха служения

«В течение долгих десятилетий после окончания ВОВ протестанты вынуждено находились в числе диссидентов. Лишь события перестройки, а также связанные с ними изменения в законодательстве о религии Советского Союза, а затем России, помогли им не только ощутить себя достойными членами общества, но и в полном объеме вернуться к исполнению своих гражданских обязанностей. Ныне представители различных протестантских деноминаций вовлечены в деятельность всех ветвей российской власти — законодательной, исполнительной, судебной. Можно говорить о новой эпохе служения протестантов России», - пишут авторы-составители к предисловию книги.

Говоря о продолжателях традиций протестантов, служителей России, авторы обращаются в современность. Безусловно, здесь одна из наиболее ярких фигур – Сергей Васильевич Ряховский.

Сергей Ряховский называет себя «потомственным пятидесятником». (Его отец был трижды судим за веру, сидел в тюрьме).

Его родной брат, Владимир Васильевич, в 90-х годах прошлого столетия руководил христианской правозащитной ассоциацией «Ковчег», с 1994 года возглавлял «Христианский юридический центр» (ныне «Славянский правовой центр»).


16 сентября 2012 года Владимир Васильевич был избран членом Совета при Президента РФ по защите общества от агрессивного национализма, ксенофобии и экстремизма.

В 1995 году Сергей Васильевич инициирует объединение различных общин в Российский Союз христиан веры евангельской «Церковь Божия», позже переименованный в Российский объединенный союз ХВЕ (РОС ХВЕ).
В 1997 году Ряховского наградили юбилейной медалью 850-летия Москвы «За вклад в диалог государства и церкви». Указом президента в 2000 году ему присвоили медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-ой степени. В 2006 году наградили общественной наградой - Золотым знаком «Общественное признание». Сергей Васильевич введен в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, член Общественной палаты РФ, член Общественного Совета при Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков, член Правления Российского Библейского Общества.

Старший пастор Церкви «Исход» г. Ставрополя Филипп Валерьевич Дмитриев:
Я очень рад, что наконец-то появилась эта книга с предисловием епископа Э.А. Дерёмова. Ведь на самом деле многие люди в нашей стране даже не представляют, какую важную роль сыграли верующие протестанты в развитии России, многие не знают или не слышали о протестантах вообще. Читая эту книгу, находишь столько знакомых фамилий таких, как Даль, Фаберже, Крузенштерн… Это удивительно. Я считаю, что каждому человеку будет полезно почитать эту книгу. Сегодня в нашем государстве существует множество протестантских церквей, которые также очень много занимаются милосердием. Прихожане этих церквей имеют активную социальную и жизненную позицию, кормя бездомных, помогая в детдомах, домах престарелых, оказывая помощь людям попавшим в беду нарко и алко зависимости. Так что история служения протестантами своей стране продолжается...

СПРАВКА
Первая протестантская (лютеранская) кирха появилась в Москве еще в 1576 году. Ее прихожанами становились протестанты, которые приезжали в Россию служить русским государям и российскому государству.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру