Что касается уровня взаимоотношений соседствующих субъектов России, то и здесь хорошо бы постоянно изучать и отслеживать положительный опыт решения актуальных проблем одними регионами у других.
Показателен и достаточно успешен, на наш взгляд, опыт АМС города Владикавказа в решении целой системы вопросов образования. Как школьного, так и дошкольного.
Забегая вперед, отметим, обрати свое внимание тот же Ставропольский край в сторону окружного соседа, где еще в 2010 году в школах ввели обязательную школьную форму, возможно, никогда и не возникло бы на его территории «скандальной истории с хиджабами». А ведь Северная Осетия – такой же многонациональный регион, где проживает в том числе и многочисленное мусульманское население. Безусловно, интересен опыт школ Владикавказа по патриотическому воспитанию школьников. Тут впору хорошенько присмотреться не только Ставрополью или Дагестану, а вообще всем муниципальным образованиям и субъектам России. Во владикавказских школах в начале недели введено обязательное исполнение школьниками гимна Российской Федерации и гимна Северной Осетии-Алании. А еще учащиеся школ Владикавказа обязательно изучают национальные танцы.
Муниципальные власти столицы Северной Осетии проблемы образования, безопасности, досуга, питания, здоровья дошколят и школьников решают в числе первых. Есть немало примеров, которые ярко это «иллюстрируют». Так, не прошло года с того момента, как в столице Осетии была открыта академия тенниса «Асгард». Спортивное заведение уникально для всего Северного Кавказа, без всяких прикрас. Корты мирового уровня (12!), квалифицированные тренеры и возможность у ребят, желающих заниматься теннисом, делать это круглый год… Отметим, что огромное количество детей по всей стране «рвутся» в популярный вид спорта. Но главным препятствием, иногда даже для очень талантливых ребят, становится отсутствие подходящих условий. В частности, гравийных и крытых кортов. И только у школьников Владикавказа с появлением академии есть возможность круглогодично обучаться теннису на отличных площадках, у профессиональных мастеров. Кстати, дети 1– 4 классов могут посещать академию бесплатно. Руководит «Асгардом» Руслан Бзаров. Он переехал во Владикавказ недавно из Петербурга. В числе воспитанников тренера Бзарова – Полина Виноградова, российская теннисистка, выигравшая первенство Европы в 16 лет…
Вообще, во Владикавказе к детям трепетное, бережное и очень правильное отношение. Взять те же самые вопросы безопасности, связанные с периодом пребывания ребенка в детсаду или школе. Во всех общеобразовательных учреждениях города установлена система видеонаблюдения и введена обязательная физическая охрана. Расходы на эти цели полностью осуществляет администрация местного самоуправления города.
На муниципальном уровне «продумывают» за детей даже их будущее, причем – ближайшее. Нетрудно представить, что уже «завтра» многие выпускники школ сядут за руль автомобиля и станут полноправными участниками дорожного движения. В 2012 году во Владикавказе построили автогородок. В городке есть компьютерный класс теоретической подготовки с интерактивной доской, электронными обучающими программами, а также автодром со светофорами, дорожными знаками, разметкой, пешеходными дорожками, перекрестками, электро-, веломобилями и велосипедами. По сути, в муниципальном автогородке воспитывают и обучают культуре поведения на дороге, будь ты пешеход или автомобилист, с малолетства. В конечном итоге – во Владикавказе будет меньше ДТП, в том числе с неприятными для здоровья и дальнейшей жизнедеятельности исходами…
Мы рассказали о малой толике, но даже она впечатляет. Подробнее – разговор о том, что происходит в муниципальной образовательной системе Владикавказа в целом. В частности, как решается самый острый вопрос повестки дня – по обеспечению дошколят местами в детских садах города.
Программный подход
Наш собеседник – начальник Управления образования Владикавказа Алексей Тменов.
«Многое из того, что уже сделано и намечено к реализации, – рассказывает он, – стало возможным благодаря заинтересованному участию в решении проблем образования администрации местного самоуправления, Собранию представителей города Владикавказа, межведомственному взаимодействию, а также общественности и укреплению ее роли в управлении образованием. Стратегическая цель заключается в обеспечении устойчивого развития системы образования, расширении его доступности, обеспечении качества и эффективности, создании безопасной среды для обучающихся и воспитанников образовательных учреждений».
Главная задача системы образования сформулирована главой АМС Владикавказа Сергеем Дзантиевым, и это – «создание нового облика образовательного учреждения, которое должно стать центром обучения, здоровья, спорта и творчества». Согласно поставленной задаче во Владикавказе сложилась определенная структура управления системой образования. В ее основе программно-целевой подход, который позволил достичь определенных результатов и выйти на «новые рубежи».
Программный путь решения проблем характерен в решении одной из самых острых социальных проблем города – переуплотненности муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
Сначала в АМС определили меры по увеличению числа мест в детсадах, потом разработали программу приоритетных направлений по обеспечению доступности услуг дошкольного образования.
Общая стратегия по дошкольному образованию была определена еще в июле 2009 года и легла в основу планового развития Владикавказа. Для реализации мер по обеспечению доступности дошкольного образования и снижения социальной напряженности разработана долгосрочная муниципальная программа развития дошкольного образования, которая предполагает расширение сети ДОУ.
Но как расширять сеть дошкольных образовательных учреждений? На это требуются колоссальные бюджетные средства. (Строительство одного, не очень большого детсада, в среднем может обойтись государственной казне от 100 до 200 миллионов рублей.) Не менее важный момент. В черте Владикавказа осталось не так много площадей, подходящих под строительство детсадов. Размещение этих объектов социальной инфраструктуры строго регламентируется законодательными нормами. Плотность городской застройки – очень высокая. Найти свободное и соответствующее будущему детсаду место – не так уж просто…
Между тем с 2009 года во Владикавказе наблюдается демографический подъем и стабильный рост рождаемости, который в итоге привел к острому дефициту мест в ДОУ.
В июле 2009 года администрация Владикавказа провела ревизию площадей муниципальных детских садов, выявила все резервы для открытия дополнительных дошкольных групп в ранее закрытых аварийных. Таким образом, с 2009 по 2013 год было капитально отремонтировано и открыто 80 дополнительных групп на 1950 мест. Вновь открытые группы отремонтировали, оснастили мягкой мебелью, инвентарем, посудой.
За этот же период все здания детсадов привели в соответствие с новыми противопожарными нормами и требованиями.
Самое главное, результатом поиска дополнительных ресурсов для решения проблем, связанных с дефицитом мест в дет-садах, становится внедрение вариативных моделей дошкольного образования. Перспективное направление – создание групп кратковременного пребывания и групп полного дня в школах, где есть свободные помещения для детей старшего дошкольного возраста, пяти-шести лет.
Сейчас одна из таких пришкольных групп для дошколят успешно функционирует на базе средней школы № 48, в самом большом микрорайоне Владикавказа, 11-м. Вход в «детсад», размещенный в школе, – отдельный. Помещение пришкольной группы полностью переоборудовано под детсадовские нужды. Здесь есть и душевые, и туалеты, и отдельный медицинский кабинет. В пришкольной группе проведен качественный евроремонт, игровые комнаты и детские спальни – просторные и очень уютные. Мальчишки и девчонки старшего дошкольного возраста, пяти-шести лет, обеспечены всем необходимым. По собственному признанию (когда корреспонденты «МК» навестили малышей в детсаду в середине рабочего дня), чувствуют себя превосходно. В «детсаде» им нравится все. Особенно большая игровая площадка с качелями на улице. Кстати, ее дошколята делят с соседствующим детсадом. Его строительство завершено недавно, сейчас ведутся подготовительные работы по пуску дошкольного учреждения в эксплуатацию. Остались «последние штрихи». Детсад № 176 на 260 мест заработает в июне. Его планируют торжественно открыть в рамках празднования Дня города. У этого дошкольного образовательного учреждения с большим бассейном и развивающей детской инфраструктурой есть все шансы получить статус «образцово-показательного». Хотя бы потому, что далеко не каждый детсад может похвастать таким качеством ремонтных работ.
Помимо пришкольных групп, вариативными моделями дошкольного образования стало создание семейных детсадов; групп с гибким режимом пребывания; групп развития, сформированных под определенные образовательные заказы (логопедические, спортивные, валеологические), и групп выходного дня.
Кроме того, в плановом режиме ведется работа по открытию на первых этажах строящихся жилых домов филиалов детских садов на 20 – 25 человек.
«В случае проявления активности частного сектора в сфере предоставления услуг дошкольного образования администрация города уже сегодня прорабатывает возможность государственно-частного партнерства, – говорит Алексей Тменов. – Изучается возможность субсидирования частных и юридических лиц, оказывающих услуги дошкольного образования. Главным требованием от желающих работать на этой ниве станет финансовая доступность предлагаемых услуг».
АМС Владикавказа прилагает активные усилия по передаче зданий бывших детсадов, принадлежащих на данный момент другим ведомствам, в муниципальное ведомство. (В период с 1992 по 2001 год 16 зданий детсадов было передано в ведомство Минобороны РФ.)
«Положительный результат в этом направлении – передача здания дошкольного образовательного учреждения № 62 в поселке Спутник, капитальный ремонт которого позволил дополнительно обеспечить местами 180 детей, – продолжает Алексей Борисович. – Вместе с тем до сих пор не решен вопрос передачи Министерством обороны РФ здания детсада № 73, а это могло бы дополнительно обеспечить местами 360 детей».
Важный момент в стратегии развития системы дошкольного образования – привлечение к работе с детьми квалифицированных специалистов. Как и в любой профессиональной среде, хорошим специалистам нужны достойные зарплаты. С 1 марта 2010 года за счет средств муниципального бюджета повышена зарплата заведующим детсадами, на 50%. С 1 января 2011 года увеличена зарплата педработников, на 30%. С 1 декабря 2012 года проведена очередная индексация зарплаты педагогическим работникам муниципальных ДОУ. В настоящее время она составляет 12 580 рублей.
Что касается ближайших перспектив. По словам Алексея Тменова, на июль нынешнего года запланировано открытие детсада №71 на 120 мест в пригородной зоне поселка Южного. В рамках реализации муниципальной подпрограммы «Строительство пристроек в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях» подготовлена проектно-сметная документация и начинается строительство пристроек на четыре группы в МДОУ № 45, № 79. В рамках реализации Федеральной программы развития СКФО в этом году во Владикавказе начнется строительство пяти новых быстровозводимых модульных зданий детских садов.
Эксклюзивно и инклюзивно
Одна из важнейших задач в деятельности администрации местного самоуправления Владикавказа – социализация детей-инвалидов, обеспечение их полноценного участия в жизни общества. В связи с этим детей с ограниченными возможностями здоровья постепенно включают в общеобразовательную среду вместе с их нормально развивающимися сверстниками, где они учатся и воспитываются совместно.
Речь идет об инклюзивной модели образования. В ряде школ города эта модель успешно реализуется начиная с 2011 года.
В СОШ № 43 обучается 32 ребенка (1– 11 классы) с различными диагнозами: детский церебральный паралич, задержка речевого развития, задержка психического развития, аутизм, сенсорные заболевания (ослабленный слух, ослабленное зрение). В вечерней школе № 2 выпускники коррекционной общеобразовательной школы-интерната для глухих (слабослышащие и позднооглохшие дети) имеют возможность получить среднее полное образование в 10, 11 классах. В коррекционной школе воспитанников обучают только до 9-го класса.
Во Владикавказе есть и детсад, где также на практике успешно применяется модель инклюзивного образования (воспитания). В ДОУ № 88 функционируют две инклюзивные группы, где в общий состав воспитанников входят 26 детей с ограниченными возможностями.
Необходимое условие для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья – создание адаптивной среды. В связи с чем в перечисленных школах и детсаду АМС Владикавказа созданы необходимые материально-технические условия. В средних школах № 43, № 88 оборудованы кабинеты психологической разгрузки, сенсорные комнаты, кабинеты лечебной физкультуры. Для беспрепятственного доступа детей – здания школ № 11, 18, 22, 43, 44, 46 оборудованы пандусами.
Какие бы благоприятные условия ни окружали этих детей, им все равно требуется повышенное внимание и забота. Для этого в школы, детсады трудоустраиваются их родители. Такая возможность была предоставлена АМС родителям учеников и воспитанников МБОУ СОШ № 43 и МБДОУ № 88. В основном наблюдают за своими детьми в течение всего учебного (воспитательного) дня мамы.
«Соок and Chill»
Как рассказал начальник Управления образования АМС, существенные изменения с 2009 по 2013 год произошли и в организации питания для школьников.
В 2009 году администрация города приняла участие в федеральном конкурсе экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания школьников, став одним из его победителей. На условиях софинансирования муниципальным образованием был реконструирован и оборудован Комбинат школьного питания, а также отремонтированы и полностью переоборудованы пищеблоки и школьные столовые в 26 средних школах.
Комбинат школьного питания занимается централизованным приготовлением, хранением и доставкой продукции по технологии «Соок and Chill». Благодаря тому, что предприятие использует в производстве экологически чистое сырье, современные технологии, а также специальные условия хранения и транспортировки пищевой продукции, качество питания школьников улучшилось в разы. Так, если ранее школьные столовые занимались приготовлением питания «от» и «до», то сейчас они получают полуфабрикаты, очищенные и упакованные по всем санитарным правилам.
На сегодня в рамках реализации республиканской целевой программы «Школьное питание» горячими завтраками обеспечены все учащиеся начальной школы (1 – 4 классы). В рамках муниципальной целевой программы «Школьное питание» бесплатные комплексные обеды получают учащиеся из малообеспеченных семей.
Не обошлось без интересных новшеств и в этой сфере школьной жизни. Недавно в школах Владикавказа ввели систему безналичной оплаты питания с функцией персональной компьютерной идентификации каждого ребенка. Лишая ребенка наличных средств, кроме необходимых (на дорогу в школу и обратно), родители могут быть на 100 процентов уверены, что он не потратит их неразумно или во вред собственному здоровью.
Большой популярностью у самих школьников пользуются «досуговые точки» – интернет-кафе с бесплатным «Wi-Fi», созданные при столовых. Здесь учащиеся в свободное от уроков время пользуются Интернетом, общаются, попутно заказывая себе соки, фреши и другие безалкогольные напитки. Несомненный плюс: дети, так или иначе, находятся в поле зрения и под присмотром взрослых.
Социокультурный центр
Продолжая тему здоровья, нельзя не рассказать о том, без чего здоровый образ жизни детей и взрослых невозможен. Конечно, это спорт и хороший отдых.
По словам Алексея Тменова, перспективное направление работы школ в микрорайонах как центров образования, спорта и организованного досуга связано с реализацией долгосрочной муниципальной программы «Школа – центр социокультурного комплекса».
Программой предусматривается организация и проведение праздничных, культурно-досуговых, спортивных мероприятий для учащихся и молодежи в микрорайонах. Благодаря ее действию стадионы, спортзалы, актовые залы, компьютерные кабинеты в микрорайонах переведены в режим открытости и доступности для учащихся школ и в свободное от учебы время.
В рамках программы с 2010 по 2012 год в 12 средних общеобразовательных учреждениях построены и функционируют многофункциональные спортивные площадки. В муниципальных средних школах №43, №24 отремонтированы спортивные залы для занятий дзюдо. Проведена реконструкция муниципального стадиона «Сахар». Поле стадиона теперь с современным футбольным покрытием, кроме того, «Сахар» оборудовали хорошей баскетбольной площадкой. Здесь занимаются воспитанники вновь созданного футбольного клуба «Барсы» и учащиеся всех школ. В июне 2013 года завершится реконструкция еще одного стадиона, средней общеобразовательной школы №46 на 600 зрительских мест. В начале лета здесь пройдет чемпионат по футболу среди школьников СКФО на приз полпреда Президента РФ в СКФО Александра Хлопонина.
Что касается оздоровления школьников Владикавказа, то одна из приоритетных задач АМС города – строительство пригородных круглогодичных лагерей.
Администрацией местного самоуправления Владикавказа в июле 2013 года запланировано открытие детского оздоровительного лагеря в пригородной зоне поселка Чми. Расположенный в экологически чистой зоне, с большим физкультурным комплексом, стадионом и игровой площадкой, он станет настоящим «подарком» к нынешним летним каникулам владикавказских школьников.
Приступили к строительству еще одного лагеря и в зоне другого пригородного поселка, Редант.
Планируется, что лагеря в Чми и Реданте станут не только местом отдыха и оздоровления детей и подростков Владикавказа, но и центром проведения фестивалей и досуговой деятельности для всех ребят СКФО.
«Танец дружбы»
Тем более, одно из таких мероприятий, которое можно будет проводить на территории лагерей, уже существует!
В мае администрация местного самоуправления города Владикавказа при поддержке Минкультуры РФ проведет III Международный фестиваль детских хореографических коллективов «Танцевальное шоу Кавказа – Танец дружбы».
К участию в фестивале, который успел полюбиться зрителям и участникам, стать «брендовым» и традиционным, приглашены коллективы стран Европы, Закавказья, Прибалтики, Молдовы, Украины, Белоруссии и республик Северного Кавказа.
Немного истории. Впервые фестиваль прошел в 2011 году под девизом «В едином танце – к миру и добру». В первом «Танце дружбы» приняли участие детские коллективы из Ставропольского края, Карачаево-Черкесии, Южной Осетии, Чеченской республики, Ингушетии, Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Дагестана.
В рамках II Международного фестиваля «Танец дружбы» границы конкурса-праздника были расширены участием детских танцевальных коллективов из Армении, Азербайджана.
Почетным гостем первого и второго фестивалей стал один из ведущих хореографических коллективов страны – Московский государственный академический театр танца «Гжель» под руководством Владимира Захарова, ведущего балетмейстера, академика, профессора, народного артиста Российской Федерации, возглавившего конкурсное жюри.
Чего ожидать от «Танца дружбы» в этом году? Город готовится встретить более семисот человек гостей, это коллективы из различных уголков Прибалтики, Китая, Закавказья, республик ближнего зарубежья и Северного Кавказа, всего – 20 коллективов.
Программой фестиваля для руководителей и педагогов детских хореографических коллективов предусмотрены мастер-классы по народно-сценическому танцу, современной хореографии, которые проведут лучшие балетмейстеры России.
На сцене «Танца дружбы» выступит один из самых самобытных государственных академических ансамблей народного танца России – «Березка».
Завершится программа фестивальных дней грандиозным гала-концертом и вечером дружбы «Владикавказ – город интернациональный».