Что дало регионам вхождение в СКФО?

Плюсы и минусы по мнению признанного эксперта

Северо-Кавказский федеральный округ возник более трех лет назад, но о целесообразности его создания до сих пор идут споры. Некоторые эксперты утверждают, что после создания СКФО в его регионах не произошло никаких позитивных изменений, а то и наметилось ухудшение. Но в России любое решение властей зачастую подвергается критике, и лучше разобраться в ситуации с фактами на руках. На наш взгляд, два факта являются несомненными.

Во-первых, с появлением федерального округа его территории оказались в центре предметного и заинтересованного внимания федеральных властей, что позволило приступить к созданию окружных институтов развития и разработать государственную программу социально-экономического развития территории, принятую в прошлом году. Именно за счет создания федерального округа удалось интегрировать ранее разрозненные ФЦП, которые постепенно будут заменены интегрированной программой, призванной обеспечить более сбалансированное развитие регионов СКФО.

Во-вторых, усилилась и улучшилась координация действий органов власти всех уровней на территории СКФО, что влечет за собой более эффективную социально-экономическую и общественно-политическую интеграцию регионов между собой и в их отношениях с федеральным центром. Причем экономическая интеграция внутри СКФО не означает изоляции его регионов: она идет и с регионами ЮФО, как например, проекты в туристско-рекреационной сфере охватывают и СКФО, и Краснодарский край с Адыгеей.

Плюсы и минусы по мнению признанного эксперта

Конечно, всех беспокоит, прежде всего, вопрос о социально-экономических изменениях и их перспективах, ведь Северный Кавказ является одной из беднейших территорий России. Тенденции социально-экономического развития СКФО неоднозначны, но среди них практически нет негативных. Например, по такому показателю, как валовый региональный продукт (ВРП), рост в 2011 г. (здесь и далее мы используем статистику 2011 г., поскольку пока нет всеобъемлющих данных за 2012 год) в СКФО отставал от среднероссийского (15,4% и 17,5% соответственно), но был весьма существенным. Превышение среднероссийских темпов показала тогда Северная Осетия (21,3%), остальные регионы выглядели весьма достойно, демонстрируя рост от 10% (Карачаево-Черкесия) до 15,8% (Дагестан). Аналогичная динамика наблюдалась и в отношении ВРП на душу населения: рост по округу составил 14,5% (по стране – 17,4%), в т.ч. в Северной Осетии – 21,3%. Из остальных регионов менее 10%, а именно - 8,3% составил рост ВРП на душу населения только в Ингушетии, которая по-прежнему отличается самым низким значением этого показателя по России, тем более в условиях быстрого демографического роста.

Темпы промышленного роста в СКФО почти не отстают от среднероссийских (4,4% и 4,7% соответственно). Причем следует отметить, что в четырех республиках – Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и Дагестане эти темпы превышали средние по стране. Конечно, результаты Ингушетии специфичны, поскольку в силу слабого развития экономики они сильно меняются год от года (аналогично отличающаяся большими «скачками» Чечня, наоборот, испытала в том же году сильный спад), но динамика социально-экономического развития в трех остальных упомянутых республиках в целом вызывает оптимизм. В частности, рост промышленного производства в Карачаево-Черкесии и Северной Осетии превысил 9%.

Таким образом, хотя отставание по тем же душевым показателям ВРП в СКФО остается очень существенным, современные тенденции развития большинства регионов не отдаляют, а приближают их к среднероссийским показателям.

Однако, весьма серьезной проблемой СКФО остается инвестиционный голод. Ее решение только начинается, и здесь структуры СКФО, как мы покажем ниже, призваны сыграть и уже начинают играть решающую роль. Пока же положение дел действительно нельзя назвать блестящим. В 2011 г. существенный прирост инвестиций в основной капитал отмечался только в Карачаево-Черкесии и Ставропольском крае. Напротив, в Чечне, Ингушетии и Кабардино-Балкарии был даже спад. В целом округ не продемонстрировал роста инвестиций. Хотя к числу положительных сдвигов самых последних лет можно отнести появление прямых иностранных инвестиций в Дагестане. Как известно, большинство регионов СКФО пока не получают иностранных инвестиций. В этой связи прорыв Дагестана очень важен, учитывая и тот факт, что по показателю прямых иностранных инвестиций на душу населения он опередил Ставропольский край, традиционно являвшийся единственным регионом СКФО, привлекающим зарубежных инвесторов.

В настоящее время инвестиционная ситуация в СКФО кардинально меняется, и в этом прямая заслуга федеральных властей и представительства президента РФ в СКФО, активно занимающегося привлечением инвестиций в регион. Наиболее крупным инвестиционным проектом на Кавказе стал туристический кластер, создание которого рассчитано на период до 2020-25 гг. Сейчас ведутся активные работы на первом – пилотном проекте курорта Архыз в Карачаево-Черкесии. В следующем году будет начато строительство курорта Мамисон в Северной Осетии. Решается вопрос о вхождении в туристический кластер курорта Ведучи в Чечне, созданием которого занимается известный бизнесмен Р.Байсаров. В июле полпред А.Хлопонин побывал на месте, где начинается реализация еще одного перспективного проекта - «Эльбрус-Безенги» в Кабардино-Балкарии.

Все проекты реализуются на основе государственно-частного партнерства, и со стороны государства ими занимается специально созданное ОАО «Курорты Северного Кавказа». Приход в компанию нового руководства во главе с С.Верещагиным в этом году способствовал оживлению и стабилизации ее работы в весьма ответственный период ввода в эксплуатацию первого курорта и предпроектных работ по следующим. Включение в туристический кластер частного проекта Р.Байсарова – тоже показательный пример взаимодействия государства и бизнеса. Наряду с ОАО «КСК» и частными соинвесторами в создаваемый в СКФО «инвестиционный треугольник» включаются региональные власти, с которыми ОАО «КСК» разворачивает сотрудничество. Хотя, конечно, рассчитывать на инвестиции из региональных бюджетов в СКФО не приходится. Но региональным властям и в силу выросших с прошлого года требований федерального центра, и в связи с запуском новых проектов непосредственно в СКФО придется активнее работать над улучшением инвестиционного климата.

Наряду с механизмами ГЧП на Северном Кавказе идет апробация и такого инструмента региональной политики, как особые экономические зоны, созданные на всех территориях, предназначенных для новых курортов. Опять же процесс только начинается, и приток резидентов в ОЭЗ еще впереди, но условия для этого притока создаются. Федеральное правительство и непосредственно Минэкономразвития в настоящее время усиливает контроль над системой ОЭЗ, которая до сих пор работала малоэффективно, кроме двух-трех случаев, и можно ожидать, что эта система станет более привлекательной для бизнеса, чем прежде. Постепенно разворачивает свою деятельность и другой институт развития – Корпорация развития Северного Кавказа (КРСК). Опять же без создания СКФО такой корпорации никогда бы не возникло. Предполагается, что КРСК займется реализацией около 15 проектов, а по линии Внешэкономбанка их финансирование составит порядка 10 миллиардов рублей. Важно отметить, что вся инвестиционная политика в СКФО проводится под контролем федерального центра, что снижает коррупционные риски.

Конечно, перспективы туризма на Северном Кавказе по-прежнему вызывают немало скепсиса. Однако, туризм и сфера услуг являются вполне традиционными отраслями экономики для большинства регионов СКФО еще с советских времен, для них есть неплохая основа. Более того, на горизонте возникает даже тема конкуренции между «новыми» и «старыми» курортами (Архыз и Домбай, курорты Приэльбрусья), которая, однако, не сулит проблем, поскольку речь идет о расширении туристического потока, а не о перехвате уже существующего. Создается концепция обеспечения безопасности туризма, поскольку эта проблема волнует всех. Большое внимание в государственных программах уделено транспортной инфраструктуре, в которую уже вкладываются солидные средства.

В России и тем более на Северном Кавказе проекты разрабатываются и запускаются иной раз очень медленно. Но речь идет о действительно долгосрочных инвестиционных проектах, которые не основаны на добыче нефти или газа, и окупаться будут медленно. Однако, они создают перспективу постепенного развития СКФО и, что особенно важно, представлены во всех его субъектах федерации.

Кроме того, в СКФО постепенно укрепляются возможности для создания экономики, основанной на малом бизнесе, позволяющей снизить безработицу, обеспечить самозанятость населения. Тот же туристический кластер даст этой экономике новый импульс. Но и без него во всех регионах СКФО отмечается рост доли малых предприятий в ВРП. Эта доля отстает от среднероссийской, но ненамного (11,6% и 13,6% соответственно). Причем в Ставропольском крае и Северной Осетии значение малого бизнеса уже выше, чем по стране в целом.

На недавней встрече В.Путина и А.Хлопонина, наряду с общими перспективами и конкретными планами развития округа, обсуждалось, в частности, снижение безработицы в СКФО. За период существования СКФО число безработных понизилось в полтора раза, причем безработица падает абсолютно во всех регионах, включая два самых с этой точки зрения проблемных – Ингушетию и Чечню. В Ставропольском крае притом уровень безработицы остается ниже среднероссийского. Повысилась эффективность служб занятости: доля трудоустроенных ими безработных в Дагестане даже резко превышает среднероссийскую, и почти во всех регионах этот показатель растет.

Таким образом, создание СКФО уже дает свои положительные результаты в экономике. Самое главное – сдвигается с мертвой точки ситуация в инвестиционной политике, где в условиях Северного Кавказа никто кроме федерального центра не мог бы взять на себя инициативу, и активная политика федеральных властей способствует сейчас созданию стратегической перспективы для СКФО.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру