О чем расскажет потухшая лампочка?

Работникам отрасли удалось сломать ситуацию с неплатежами

В межрегиональной распределительной сетевой компании, проанализировав состояние платежной дисциплины жителей Северного Кавказа, пришли к выводу… Уговорами, призывами и постоянно рассылаемыми уведомлениями к сознанию недобросовестных потребителей не достучаться. Самым действенным методом оказались масштабные отключения электроэнергии. 

Работникам отрасли удалось сломать ситуацию с неплатежами
Сотрудники МРСК Северного Кавказа в работе.

На базе МРСК Северного Кавказа создан объединенный Оперативный штаб по введению режима ограничения потребления электроэнергии. Сегодня здесь, как нигде, ощущается пульс всего Северного Кавказа, мгновенно отреагировавшего на действия энергетиков. И это объяснимо: задолженность потребителей перед МРСК Северного Кавказа достигла 5,3 млрд руб., что можно сравнить с суммой неоплаченного транспорта и потребления электроэнергии всего Северо-Кавказского федерального округа за треть года. Для понимания: это – годовой объем ремонтной и инвестиционной программ сетевой компании – 241,5 МВА трансформаторной мощности, или треть вырабатываемой мощности ДнепроГЭС, почти 1500 км линий электропередачи. Кроме того, МРСК Северного Кавказа в год производится ремонт более четырех тысяч трансформаторных пунктов, замена 11,5 тысячи опор и порядка 87 тыс. изоляторов. Многомиллиардные задолженности приводят к негативным результатам: при всем желании компания не может заниматься долгосрочным планированием своей деятельности.

Надя, у тебя свет отключают

Неплательщики, привыкшие накапливать долги, неожиданно поняли: с ними не шутят. На этот раз бригада энергетиков Карачаево-Черкесского филиала МРСК Северного Кавказа направилась в Усть-Джегутинский район, где общая задолженность населения за потребленную электроэнергию превысила 3 млн руб. Специалисты сетевой компании действовали быстро и слаженно: подгоняли к домовладению «вышку», заземляли линию, прикрепляли к опоре «отрезанный провод». Правда, из-за трех неплательщиков на время приходилось обесточивать всю улицу. Весть о предпринимаемых действиях быстро разлеталась по округе, из дворов выходили жители, становясь невольными свидетелями недобросовестности соседей, которые довели ситуацию до критической точки. И эти действия энергетиков не были неожиданными. Согласно законодательству должникам дважды вручалось уведомление об ограничении электроэнергии в случае непогашения долга – за два с половиной месяца и за 45 дней до отключения: с тем, чтобы они смогли урегулировать вопрос. Многие, как это часто бывает, понадеялись на «авось». Однако в данной ситуации это не сработало.

Не ожидала такого поворота событий и семья, проживающая в райцентре на ул. Прикубанской, 102. Последний раз здесь оплачивали электроэнергию в апреле, поэтому долг уверенно перешагнул рубеж в 13 тысяч рублей. Хмуро смотрел хозяин на составление комиссией акта ограничения электроэнергии, понимая, что альтернативы нет – надо платить. Не думали, что останутся без света и в домовладении по ул. Толстого, 53. Хозяин дома по ул. Толстого, 35 на вопрос, почему образовалась задолженность, так и не смог убедительно объяснить столь негативный факт.

"Причины были", – пожал плечами и закрыл калитку.

" Надя, у тебя свет отключают. Энергетики приехали с вышкой. Я держу их, – громко сообщала по телефону сердобольная соседка, – беги скорей, прямо сейчас плати".

Примечательно, что у недобросовестных потребителей сразу же находились время и желание погасить месяцами копившиеся долги. В некоторых случаях они готовы были отдать деньги на месте, но специалисты объясняли, что кассовых аппаратов с собой не носят и вносить оплату нужно своевременно в стационарных пунктах – почтовых отделениях, сбытовой организации, банковских терминалах. Благо, их на территории Карачаево-Черкесской республики в достатке. При этом абонентам предоставлены все условия – квитанции доставляются на дом, в многолюдных местах установлены баннеры, сообщающие о работе «горячей линии» по приему платежей. Кроме того, в ближайшее время на территории республики – в Урупском районе, Теберде и Усть-Джегуте планируется открытие трех центров обслуживания клиентов, где можно будет получить любую консультационную помощь.

"Платить не сложно, если делать это вовремя, а если накапливать долг, тогда рассчитаться очень трудно, – считает Соня Егизова, переживая за соседку, которой обесточили дом, – у меня за электроэнергию платит сын, никогда не задерживаем с оплатой".

Стоит сказать и о том, что многие абоненты, получив уведомление об ограничении электроснабжения, испытывать судьбу не стали, без промедления внеся оплату за потребленный ресурс. К приезду энергетиков Кулистан Кубанова уже рассчиталась со всеми своими долгами и, окруженная внуками, с облегчением отметила, что теперь будет со светом.

"С 1 августа Карачаево-Черкесским филиалом получено порядка 250 заявок на ограничение потребителей-неплательщиков. За этот же период отменено 232 заявки в связи с оплатой долгов. На сегодня выполнено отключение 16 физических лиц и 6 юридических потребителей. В случае самовольного подключения к сетям выполняем повторные отключения, в некоторых случаях приходится производить демонтаж приборов учета", – сообщил заместитель директора по развитию и реализации услуг Карачаево-Черкесского филиала МРСК Северного Кавказа Александр Кливеки".

Прозрение

Остаться без электричества хотя бы на несколько часов в век высоких технологий, умной бытовой техники и повсеместной компьютеризации – все равно что оказаться отрезанным от мира. Даже в самом глухом ауле, затерявшемся высоко в горах, жители понимают, как невидимые нити связывают их с миллионами электронов, перемещающихся в сетях линий электропередачи. В каждом доме – холодильники, телевизоры, стиральные машины, микроволновые печи. И когда гаснет лампочка, появляется единственное желание – быстрее вернуть эти блага цивилизации.

"Как реагируют неплательщики на факты отключений электроэнергии? Конечно, негативно, – не скрывают энергетики. – Кто нарушает платежную дисциплину, не привык к тому, чтобы его действия ограничивали".

Некоторые должники пытаются «отстоять» свое желание бесплатно пользоваться ресурсом всевозможными способами – не допускают специалистов до энергопринимающих устройств, проявляют агрессию, отличаются неадекватным поведением. В Карачаево-Черкесии выскочивший из дома разъяренный неплательщик пытался взять на мушку своей «воздушки» энергетика, проводящего на опоре линий электропередачи работы по отключению абонента. В Ингушетии военизированная охрана кирпичного завода «Неон» не допустила сотрудников электросетевой компании к счетчикам. И эти случаи, к сожалению, не единственные.

"Должников, не допускающих специалистов к энергопринимающим устройствам, будем отключать «с улицы», возможность для этого есть, – такое решение было принято Генеральным директором МРСК Северного Кавказа Петром Сельцовским на очередном заседании Оперативного штаба".

Итоги проделанной в последние дни работы по взысканию долгов с потребителей электроэнергии впечатлили прежде всего самих членов штаба: должники вернули электросетевой компании 200 млн руб. В лидерах – Северная Осетия и Республика Дагестан, где потребители погасили свои долги, соответственно, на 139 и 52 млн руб. Абоненты Чечни перечислили почти 3 млн рублей, около 3 млн руб. долгов закрыли неплательщики Карачаево-Черкесии, 1,5 млн руб. собрано в Республике Ингушетия. По Кабардино-Балкарскому филиалу общая сумма возвращенных долгов приблизилась к 7 млн руб. В Ставропольском крае из 407 предупрежденных неплательщиков – юридических лиц 388 потребителей, то есть 95%, вместо отключения предпочли возврат долгов. Из числа физических лиц с энергетиками рассчитались 75%.

"Мы сломали ситуацию с неплатежами. Потребители поняли, что за электроэнергию надо платить", – подводит итог первой недели масштабных отключений генеральный директор МРСК Северного Кавказа – руководитель Оперативного штаба по введению режима ограничения потребления электроэнергии Петр Сельцовский.

При этом было подчеркнуто, что 1,5 млн рублей, собранных в Ингушетии, не менее значимы, чем 50 млн возвращенных долгов в Дагестане.

"Цифры, бесспорно, важны. Но гораздо важнее принцип: сколько бы ты не потребил электроэнергии – на 100 рублей или на миллион – надо платить", – отметил Петр Сельцовский.

Вот конкретные примеры. В дочернем обществе МРСК Северного Кавказа «Даг-энергосеть» 23 августа от сети было отключено 283 абонента-должника.173 абонента перед угрозой обесточивания оплатили все долги. В общей сложности, за те сутки по Республике Дагестан поступили средства в размере 11 млн 677 тыс. руб. В МРСК Северного Кавказа это оценили как рекордный результат с начала работы Оперативного штаба по введению режима ограничения потребления электроэнергии. Благодаря оперативной и слаженной работе энергетиков Дагестана за неделю возврат долгов увеличился вдвое.

Стоит отметить, что основная часть задолженности приходится на крупных потребителей электроэнергии. По Карачаево-Черкесскому филиалу из 19 неплательщиков – юридических лиц 13 поспешили вернуть долги на общую сумму почти 294 тыс. руб. только после предупреждения о предстоящем отключении. Без предупреждения энергетиков не наблюдалось платежной активности среди юридических лиц Ингушетии – лишь угроза применения жестких санкций заставила вернуть долги булочный цех «Героева» в станице Орджоникидзевская (106 тыс. руб.), ООО «Стройком» (Назрань, 210 тыс. руб.), ООО «НЕрудстрой»(Карабулак, 65 тыс.руб.) и др. Такой же реакции ждут энергетики и от предприятий бытового обслуживания, в числе которых кафе «7-е небо» в Назрани, «Дошо сейф», парикмахерская «Лонда», занимающих основную долю в списке на отключение.

В Северной Осетии от электроснабжения пришлось отключать садоводческое товарищество «Иристон», накопившее долг в 11,2 млн рублей. В зоне операционной ответственности Карачаево-Черкесского филиала МРСК Северного Кавказа режим ограниченного электропотребления ввели для шести абонентов-юридических лиц, которые задолжали около 240 тыс. рублей. А в Кабардино-Балкарии на пять отключенных потребителей-юридических лиц пришлось 17 оплативших свои долги на общую сумму 973 тыс. рублей. На 176 отключенных физических лиц – 323 потребителя, внесших в кассу Кабардино-Балкарского филиала МРСК Северного Кавказа 1 млн 15 тыс. рублей.

Борьба с должниками – не разовая акция

Благодаря колоссальной работе, которая проводится по укреплению платежной дисциплины, недобросовестные потребители электроэнергии начинают понимать, что их «поведение» дорого обходится не только сетевикам, которые отвлекают людские, технические и материальные ресурсы на отключение неплательщиков. Дополнительные финансовые затраты ложатся на самих нерадивых абонентов. Кроме погашения текущей задолженности они оплачивают услуги за вторичное подключение к электрическим сетям. В случае самовольного подключения потребитель также несет ответственность: согласно статье 7.19 Гражданского кодекса налагается административное наказание и штрафные санкции в размере от 1500 до 2000 руб.

Отключение потребителей – крайняя мера, которую вынуждены применять энергетики. Введение частичного или полного ограничения режима потребления электрической энергии потребителям производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» по инициативе энергосбытовой компании, перед которой не исполнены обязательства по договору энергоснабжения на основании ее письменного уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления, переданного в сетевую организацию.

Руководитель электросетевой компании подчеркнул, что введение для неплательщиков режима ограничения потребления электроэнергии – не разовая акция. Это станет практикой до тех пор, пока на всей территории операционной ответственности МРСК Северного Кавказа не исчезнет понятие «долг за электроэнергию». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру