Пока диспетчер станции отсчитывал по громкой связи количество подъезжавших машин, вниманием представителей краевых СМИ завладел директор «Кавказавтогаза» Александр Воробьев.
«Изготовление компримированного природного газа, предназначенного для использования в двигателях внутреннего сгорания, является важным направлением производственной деятельности нашего Общества, – рассказал Александр Васильевич. – АГНКС – своего рода мини-завод по производству этого альтернативного вида моторного топлива. История его использования на автотранспорте насчитывает уже 28 лет. Эта станция – первая в нашем Обществе – была запущена в эксплуатацию в 1985 году. Здесь заправляют до 500 автомобилей в сутки. Преимущества природного газа? Прежде всего – цена. Вы знаете, сколько стоит бензин и дизельное топливо. Средняя цена на компримированный газ в качестве топлива на сегодня составляет 10 рублей по СКФО. То есть эксплуатация транспорта на газе по сравнению с бензином и дизтопливом имеет трехкратную экономию. Перевести на газ можно практически любую автотехнику, работающую на бензине и дизельном топливе. Второе преимущество – ресурсная база. Ресурсы природного газа в России огромны. Наша страна обладает самыми большими его запасами в мире. Третий основной фактор – экологическая чистота газа. Природный газ практически не содержит серы. В нем минимальное содержание канцерогенов».
Директор «Кавказавтогаза» познакомил представителей СМИ с работой АГНКС № 1. Журналисты узнали, что установка газобаллонного оборудования на автомобиль для использования его наряду с бензином практически не влияет на технические характеристики и эксплуатационные свойства. При этом уменьшается вибрация двигателя, его шумовая нагрузка. У газа высокое октановое число. Если он закончился, двигатель автоматически переходит на бензин до ближайшей заправки, где водитель пополнит запас газа. Стоимость оборудования — от 33 тысяч рублей, в зависимости от модели автомобиля. Полная окупаемость, к примеру, автомобиля ПАЗ-32053 наступает при пробеге в 18100 км. А дальше идет чистая экономия для владельца транспортного средства. И чем больше газового топлива потребляет автомобиль, тем выше экономия. Вместе с владельцами пассажирских «Газелей» специалисты подсчитали, что при пробеге в 170 тыс. км владелец экономит стоимость самого автомобиля. То есть через 3 – 5 лет можно купить новую машину. На газ переходят таксопарки, предприниматели, работающие в сфере пассажирских и грузовых перевозок, поскольку компримированный газ приводит к уменьшению их себестоимости.
При установке газобаллонного оборудования Общество предлагает оплату в рассрочку. Причем беспроцентную. Владельцам автотранспорта предоставляется возможность, установив газобаллонное оборудование, рассчитываться за него ежемесячно, разбив сумму на 11 частей. И они этим с удовольствием пользуются. Так, частные предприниматели расплачиваются за месяц деньгами, получаемыми от экономии.
«Мы сами переводим автотранспорт на газ, – продолжал давать пояснения Александр Васильевич. – Для этого в Обществе имеется четыре пункта по оказанию таких услуг. Все они сертифицированы в соответствии с российской нормативной базой. Помимо Ставрополя они находятся в Невинномысске, Георгиевске и Моздоке».
Представителям СМИ показали, как осуществляется техническое обслуживание автомобиля на АГНКС. Работники станции произвели регулировку двигателя, системы управления, подачи топлива, проверили содержание СО в выхлопных газах.
В это время диспетчер объявил, что на заправку подъехал 30-миллионный автомобиль. Внимание журналистов переключилось на его владелицу. Ею оказалась преподаватель Северо-Кавказского социального института Елена Филипович. После заправки устроители торжества попросили Елену выехать к центру площадки, где генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» Алексей Завгороднев поздравил ее со знаменательным событием, вручил в качестве памятных подарков навигатор с функцией видеорегистратора, сертификат, дающий право на 30 бесплатных заправок и бесплатное годовое обслуживание в сервисных центрах Общества.
Виновница торжества рассказала журналистам, что на газе ездит два года. К такому решению ее семья пришла не сразу, потому что были определенные опасения по поводу того, как машина будет себя вести.
«Многие нам говорили, что меняется в худшую сторону работа двигателя. Мы почитали об этом газе, пообщались с автолюбителями, которые уже перешли на газ, и сделали вывод, что бояться не стоит, определенные выгоды от этого будут однозначно. Но окончательно в этом убедились, когда нам здесь переоборудовали автомобиль и предложили рассрочку, поскольку оборудование достаточно дорогое. Предложение для нашей семьи было выгодным. Ездим с удовольствием, никаких нареканий в отношении работы машины, поведения ее на дороге нет. Установка газобаллонного оборудования на нашем автомобиле уже окупилась. Вот пример из моей жизни. Каждый год летом мы ездим отдыхать с семьей на море. Любимые курорты – Анапа, Геленджик. Когда машина была на бензине, мы тратили на заправку в среднем 2000 рублей туда и обратно. В этом году съездили в Геленджик за 500 рублей. Как говориться, почувствуйте разницу».
В пользу компримированного газа высказался и отъезжавший от заправки таксист Артаваз Баландзян:
«Слов нет, ей Богу. Я уже пять лет работаю таксистом, а на газе – около месяца. Выгода ощущается за один раз. Установка оборудования окупится, я думаю, за 1– 3 месяца. Это максимум».
Итоги мероприятия подвел генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Ставрополь».
«30-миллионная заправка здесь, на АГНКС №1 Общества, является знаковым событием, – сказал Алексей Завгороднев. – Сегодня происходит прорыв в использовании газомоторного топлива. Принят ряд нормативных документов, которые повышают статус его использования. Правительство РФ обратило внимание на экономический эффект от использования метана в качестве альтернативы бензину и дизтопливу. Я считаю, что это направление будет активно развиваться, что подтверждает и мировая практика. В настоящее время примерно 80 стран активно используют метан в качестве газомоторного топлива. Годовой экономический эффект и рост количества автомобилей на метане составляет порядка 26 %. Это достаточно большой показатель. Метан дешевле в 2,5 раза, к примеру, бензина марки 92. В настоящее время российские автомобильные концерны, такие как КамАЗ, ГАЗ, активно начали выпускать серийные автомобили, приспособленные для работы на метане. Я считаю, что за этим видом топлива – будущее. Уверен, что на 30-миллионной заправке мы не остановимся и будем двигаться дальше. У нас с правительством Ставропольского края разработана совместная программа, в рамках которой планируются еще 10 АГНКС в городах Пятигорск, Ставрополь, Зеленокумск, Буденновск, Светлоград, Изобильный, Ипатово, Новоалександровск, Нефтекумск и селе Казьминском, а также пять пунктов по переводу автотранспорта для работы на компримированном природном газе. Это расширит сеть заправок и сервисных центров, и будет привлекать тех водителей, которые на данный момент еще сомневаются, переходить им на метан или нет».
Справка
В настоящее время в ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» работает 13 АГНКС, которые имеют суммарную мощность 4450 заправок в сутки, что позволяет ежегодно реализовывать 92 млн м3 компримированного природного газа, а это, в свою очередь, замещает около 68 тыс. тонн бензина и дизельного топлива. На сегодня Общество перевело на природный газ более 4400 единиц автотранспорта, из них 276 автомобилей – в минувшем году.