Нет денег на свадьбу? Это не отговорка

Штраф за похищение засватанной девушки составит в Ингушетии 300 тысяч рублей

Похищение невест в республике происходит по двум основным причинам: либо потому что против брака выступает сама девушка или ее отец, либо потому что потенциальный жених не имеет средств на калым. Калым в республике очень долго составлял 10–12 тысяч рублей, но в 2010 году после конференции мусульман Ингушетии его величина «подросла» и теперь составляет 30–50 тысяч рублей. Для региона с высочайшим уровнем безработицы и низкой средней заработной платой это сумма немалая. Вот и не остается местным парням ничего, кроме как похищать понравившихся им девиц, а потом прятать их в домах родственников, пока родители похищенных девушек не дадут согласие на брак. 

Штраф за похищение засватанной девушки составит в Ингушетии 300 тысяч рублей
Штрафовать будут и «кунаков влюбленного джигита».

Бороться с кражей невест в Ингушетии пытались уже давно. Однако, в отличие от соседней Чечни, где одного слова Рамзана Кадырова оказалось достаточно, чтобы прекратить эту практику, в Ингушетии остановить похищения девушек не удавалось: женихи ежегодно крали десятки невест. Недавние события в республике, едва не приведшие к войне между двумя ингушскими родами, заставили власти снова заняться проблемой.

Не так давно в центре Назрани произошла перестрелка между родственниками похищенной 21-летней Хаги Евлоевой и ее похитителями из рода Аушевых. В результате инцидента погибли два похитителя и случайная прохожая. Чтобы остановить кровную месть, Юнус-Беку Евкурову пришлось вызывать представителей обоих родов на прием для переговоров. После этого глава Ингушетии созвал очередную конференцию мусульман республики, участники которой решали, что делать с обычаем и как не допустить повторения событий в Назрани. Имам селения Яндаре Микаил Даурбеков отметил, что кража девушки даже с ее согласия является харамом. А ученый-богослов Магомед Харсиев сообщил, что человек, похитивший женщину под любым предлогом, совершает 10 больших грехов.

На конференции решили ввести для непосредственных похитителей девушек штраф в 200 тысяч рублей. Штрафовать будут и «кунаков влюбленного джигита» – подельники похитителя заплатят по 100 тысяч рублей. Такой же штраф должен будет уплатить и мулла, зарегистрировавший брак между похищенной девушкой и похитителем. Планируется, что наказывать денежно будут и хозяина дома, если у него прячут похищенную девушку.

«Очень важно правильно довести информацию до жителей республики. В ближайшее время в мечетях все пункты резолюции будут доведены до населения, но СМИ также необходимо активнее освещать эти вопросы. Разъяснительную работу необходимо проводить в школах среди старшеклассников и среди студентов ссузов и вузов, – заявил Юнус-Бек Евкуров. – Ни закон, ни религия нам не позволяют похищать людей. Умыкать невесту – это грех с точки зрения веры и преступление с точки зрения закона. И те, кто способствовал этому – должны разделять всю ответственность. Нет денег на свадьбу? Это не отговорка. Честный человек всегда найдет законный способ заработать. На стройке можно получать до 30 тысяч в месяц».

В июне в Ингушетии на конференции мусульман республики был введен еще один штраф для похитителей невест, только засватанных. За кражу девушки, обещанной в жены другому, похититель должен заплатить 300 тыс. рублей. Деньги эти он должен будет выплатить местному имаму, который распределит их между нуждающимися. А «отказника» ждет общественное порицание и бойкот: с ним перестанут общаться, в его дом не ступит нога порядочного человека, что для Ингушетии – страшное наказание.

«Мы много говорили на эту тему, выносили решения с целью искоренить негативное явление, чуждое нашему народу и противоречащее канонам ислама, – сказал председатель Духовного центра мусульман Ингушетии Иса-хаджи Хамхоев. – Конфликтные ситуации, связанные с похищением девушек и приводящие иногда к кровопролитию, вынуждают нас искать более эффективные инструменты решения проблемы».

После увеличения штрафа за похищение невесты до 300 тыс. не было зарегистрировано ни одного случая похищения засватанной девушки.

Юнус-Бек Евкуров выразил недоумение заявлениями о том, что в Ингушетии женихи воруют невест из-за бедности.

«Если мы таким образом будем выгораживать похитителей, то у нас ничего не получится. Мы же не можем оправдывать того, кто ограбил банк в целях улучшения своего благосостояния. Нужно понимать, что похищение человека — уголовное преступление, – заявил глава Ингушетии. – Да и вообще, союзы, заключенные подобным путем, бывают недолговечны. Об этом свидетельствует высокая статистика разводов».

К сожалению, посетовал Юнус-Бек Евкуров, родственники похищенных девушек не часто обращаются в полицию с заявлением. Иногда, понимая, что их дочь уже «испорчена», проведя несколько дней в чужом доме, родители вынужденно соглашаются на брак с похитителем. Однако штраф за похищение не отменяет «благословения» родителей невест. Акт бракосочетания не будет проведен до тех пор, пока похититель не уплатит положенные 200 тыс. рублей.

«Я полагаю, что с введением в Ингушетии штрафов за похищение невест не все так просто. Похоже, что таким образом ингушские родители пытаются навязать свою волю сыновьям и дочерям, заставить их жениться и выходить замуж за тех, за кого хотят отцы и матери, – заявил ингушский политолог Иса Мержоев. – Ведь если просто похитили девушку, то это уголовное преступление, тут должна быть статья за похищение человека. А штрафы нужны именно родителям, чтоб не дать девушкам выйти замуж за тех парней, которых они любят. То есть здесь имеет место как раз возвращение к корням, к средневековым традициям». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру