От гражданской идентичности – к социокультурной

На Ставрополье стремятся к тому, чтобы каждый чувствовал себя частью российского народа

В начале декабря на встрече со студентами юридических вузов президент Владимир Путин сказал: «Если мы хотим сохранить свою идентичность в целом, то мы должны культивировать здоровое чувство патриотизма. Без этого страна не будет существовать. Она просто изнутри развалится, как кусок сахара, намоченный водой». На Ставрополье мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений проводится регулярно. Результаты последнего в этом году социологического исследования, проведенного по заказу правительства края, говорят о приоритете гражданской идентичности для опрошенных респондентов, независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности. 

На Ставрополье стремятся к тому, чтобы каждый чувствовал себя частью российского народа
Александр Якушев: "Мы с поставленными перед нами задачами справимся".

Успокаиваться, конечно, рано, и даже преступно. Но, во всяком случае, можно перевести дух. Надежды тех, кто спал и видел Ставрополье очагом межнациональной напряженности, не оправдались. Конечно, не сами по себе, а в результате многотрудной совместной деятельности органов власти и правоохранительных органов, казачества и национально-культурных автономий, общественно-гражданских институтов и вузов, неравнодушной позиции жителей края.

Системный подход

На Ставрополье создана и действует система работы в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, учитывающая особенности его многонационального состава, сложившиеся традиции межэтнических отношений в регионе и опыт минимизации последствий конфликтов с этническим компонентом. Это факт, признанный экспертами.

Система складывалась годами, и, наверное, говорить о ее безупречности пока что не приходится. Впрочем, вряд ли придется и в дальнейшем – ведь предугадать абсолютно все «ходы» в столь сложной сфере, как межнациональные отношения, практически невозможно. Особенно когда в «шахматной партии» по ту сторону доски главными игроками являются вовсе не оголтелые экстремисты и введенная в заблуждение молодежь, а продуманные, расчетливые противники, к тому же играющие лишь по своим правилам, главное из которых – отсутствие всяких правил и нацеленность на результат.

Своеобразным отчетом о деятельности правительства края в реализации государственной национальной политики в регионе в этом году стало совещание с членами Совета при губернаторе Ставропольского края по вопросам межэтнических отношений, которое провел временно исполняющий обязанности губернатора Владимир Владимиров.

Как отметил председатель краевого комитета по делам национальностей и казачества Александр Якушев, сегодня вектор работы властей на территории Ставрополья определен рядом принципиально важных документов.

Прежде всего это «Основные направления реализации государственной национальной политики в Ставропольском крае на 2011 – 2015 годы» и краевая целевая программа «Межнациональные отношения и поддержка казачества в Ставропольском крае на 2012 – 2015 годы», одним из разделов которой является подпрограмма «Гармонизация межнациональных отношений». В крае также действует План реализации миграционной политики на 2013 год, отработана система мониторинга и оперативного реагирования на проявления религиозного и этнического экстремизма.

При этом в правительстве Ставрополья не считают догмой принятые документы, в них не раз вносились изменения по необходимости, вызванной как изменениями в федеральных нормативных актах, так и в текущей ситуации в крае.

Если говорить о приближенности к реалиям сегодняшнего дня, к конкретной ситуации на местах и оперативном реагировании, то на практике вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений решаются через специалистов администраций муниципальных районов и городских округов, руководителей национальных общественных организаций.

Сегодня на территории Ставрополья работает 102 региональные и местные этнические общественные организации, пять представительств субъектов СКФО в Ставропольском крае, 156 казачьих обществ Ставропольского окружного казачьего общества Терского войска и сеть общественных объединений казаков.

Важно отметить и создание многоуровневой диалоговой системы совещательно-консультативных органов в крае. На региональном уровне в нее входят Совет при губернаторе Ставропольского края по вопросам межэтнических отношений, Совет атаманов казачьих обществ и краевой молодежный этнический совет. На муниципальном уровне работают свои общественные и этнические советы, призванные упреждать и разрешать конфликты, возникающие непосредственно в поселениях.

Комитет Ставропольского края по делам национальностей и казачества, профильная структура краевого правительства, непосредственно «ведущая» сферу межнациональных отношений, строит работу по трем основным направлениям.

Прежде всего это формирование общегражданской российской идентичности, укрепление единства нации во всем ее национальном многообразии и гармонизация межнациональных отношений.

Об этом не раз говорил Президент России Владимир Путин. Одно из его высказываний мы приводили в начале публикации. Глава государства также назвал одной из главных задач современной внутренней политики страны укрепление гармонии и согласия в многонациональном российском обществе, чтобы люди «независимо от своей этнической, религиозной принадлежности осознавали себя гражданами единой страны».

Во-вторых, упреждение и минимизация последствий конфликтов с этническим компонентом. И наконец, в-третьих – реализация комплекса мер по предупреждению этнического и религиозного экстремизма. Разумеется, такое деление достаточно условно, и решение одних задач зачастую зависит от степени разрешения других, что требует комплексного подхода ко всей работе.

Приоритет – работе в вузах

Одна из важнейших задач комитета по всем направлениям – расширение рамок диалога власти как с этническими группами населения, так и между народами, проживающими в крае, на основе взаимопонимания и доверия. А также координация деятельности и взаимодействие с краевыми министерствами, ведомствами и правоохранительными органами в курируемой сфере.

В крае проводится достаточно много мероприятий (праздников, фестивалей, дней национальных культур, «круглых столов») по формированию общегражданской идентичности и укреплению единства нации. Часть из них – при непосредственном участии комитета и его финансовой поддержке.

Еще одним немаловажным направлением работы комитета является минимизация проявлений молодежного радикализма, этнической обособленности части студентов, поступивших в вузы Ставропольского края из республик Северного Кавказа. В решении этого вопроса участвуют все заинтересованные ведомства – в первую очередь комитет Ставропольского края по делам молодежи, министерства образования, культуры, студенческие и профессорско-преподавательские коллективы и общественные организации.

Далеко за пределами Ставрополья известны молодежные площадки – Всекавказский молодежный образовательный лагерь, Всекавказские молодежные игры, ежегодный лагерь православной и мусульманской молодежи, форум молодежи восточных районов Ставропольского края «Соседи», другие традиционно проводящиеся в крае молодежные фестивали.

В ставропольских вузах прошли встречи со студенческой молодежью представителей различных ведомств из всех соседних республик СКФО. А руководители Дагестана и Ингушетии провели эти встречи лично.

Основой для работы со студенчеством стал договор о взаимодействии между комитетом и Северо-Кавказским федеральным университетом.

Комитетом издана и распространена среди студенческой молодежи брошюра «Знай и люби край, в котором ты живешь!», которая знакомит студентов с историей, культурой, традициями, обычаями, географией Ставрополья. Она оказалась настолько востребована в студенческой аудитории, что была уже многократно переиздана. Брошюра ежегодно вручается студентам- первокурсникам, прибывшим в наш край на учебу из других субъектов Российской Федерации, она получила свою «вторую жизнь» в библиотеках края.

Изданный комитетом «Атлас народов Ставрополья» знакомит жителей края и его гостей с национальными особенностями, языком, традициями и культурой проживающих в нем народов.

Особое внимание комитет уделяет формированию положительного имиджа края как территории мира и согласия, доведению до населения и общественности достоверной информации о деятельности губернатора, правительства Ставропольского края в данном направлении. Во взаимодействии с комитетом края по массовым коммуникациям и в рамках подпрограммы гармонизации межнациональных отношений подготовлено более 140 публикаций, специальных сюжетов и интервью. Проведен краевой конкурс среди журналистов на лучшее освещение темы межнациональных отношений.

Лучше не болеть, чем лечиться

Важное направление в работе, как мы уже отмечали, принятие оперативных мер по урегулированию и минимизации последствий конфликтов с этническим компонентом.

В этом способствует система мониторинга и оперативного реагирования на проявления религиозного и этнического экстремизма, утвержденная постановлением правительства Ставропольского края. Сотрудники комитета оперативно получают сведения о происходящих в крае событиях, круглосуточно находятся на связи с руководителями национальных организаций, правоохранительными органами для принятия мер по урегулированию возникающих конфликтов.

Такие мероприятия были проведены в Изобильненском, Степновском, Кочубеевском, ряде других районов края, в Ставрополе и Георгиевске. Практически ни один случай, где начинала «нагреваться» ситуация, не остался без внимания властей. Благодаря этому край избежал событий, подобных тем, что произошли в Пугачеве, Бирюлеве, Кондопоге, не было и своих «Манежек», хотя предпосылки к тому, надо признать, были.

В ходе проведенного президентом страны в октябре заседания Совета по межнациональным отношениям были уточнены задачи и расставлены новые акценты в реализации государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации. В соответствии с ними комитетом вносятся необходимые изменения в государственную программу «Межнациональные отношения и поддержка казачества». Основные положения поставленных задач учтены и в Плане мероприятий по реализации в Ставропольском крае Стратегии государственной национальной политики. Подана заявка в Минрегион России на участие в федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России».

Состояние ситуации в межнациональных и этноконфессиональных отношениях в Ставропольском крае и результаты проводимой комитетом работы подвергаются постоянному анализу через систему мониторинга, в основе которого – сбор сведений от органов местного самоуправления края, анализ распространяемых на территории Ставропольского края материалов через СМИ и Интернет, проведение социологических опросов. Полученные данные систематизируются для принятия управленческих решений и передаются заинтересованным ведомствам в порядке взаимодействия.

Руководство к действию

Мы уже сказали о главных результатах социологического опроса, проведенного по заказу комитета СК по делам национальностей и казачества в рамках второго этапа мониторинга этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае в 2013 году.

Для мониторинга использовался метод анкетирования тысячи человек. На первой ступени были определены места проведения опроса, при этом учитывались тип, характер поселения, национальный состав населения. На второй ступени использовалась квотная выборка. В качестве квот были взяты показатели последней переписи населения по трем взаимосвязанным параметрам: пол, возраст, образование.

Нынешнее состояние этноконфессиональных отношений большинство респондентов оценивают как «внешне спокойные, но напряжение ощущается».

На социетальном уровне межнациональная напряженность в крае, по мнению респондентов, детерминирована общероссийскими проблемами, которые достаточно тяжело решать в регионах.

В целом степень стабильности межнациональных отношений в крае оценивается респондентами в 5,1 балла по 10-балльной шкале, межконфессиональных отношений – 5,5 балла по 10-балльной шкале, то есть как средняя.

В условиях роста конфликтов с этнической составляющей такое незначительное снижение оценок степени стабильности по сравнению с 2012 годом (на 0,3 балла) можно рассматривать как позитивный результат.

Вероятность столкновений на национальной и религиозной почве была определена респондентами как средняя – 2,6 балла по пятибалльной шкале, что практически на том же уровне, что и в 2012 году.

Статистически значимых отличий в оценках респондентов в зависимости от их этноконфессиональной принадлежности не выявлено.

Показателем стабильности этноконфессиональных отношений в полиэтничном регионе является также идентификационный профиль его жителей, в частности, соотношение гражданской, этнической и конфессиональной идентичности.

Полученные данные свидетельствуют о приоритете гражданской идентичности для всех респондентов, независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности. Но результаты опроса говорят о том, что эта гражданская идентичность все же пока является больше формальной. Отвечая на вопрос: «Что для Вас лично означает «быть россиянином?», 53,1% выбрали вариант ответа «Проживать на территории России». Такая идентичность не предполагает активной социальной позиции по гармонизации этноконфессиональных отношений.

Сравнительный анализ ответов респондентов двух этапов мониторинга на вопрос о роли различных социальных субъектов в регулировании этноконфессиональной ситуации в крае свидетельствует о снижении оценок роли всех социальных факторов в регулировании этноконфессиональных отношений.

Как отметил на последнем этносовете представитель экспертного сообщества директор Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра Российской академии наук Виктор Авксентьев, несмотря на то, что формирование общероссийской гражданской идентичности на Ставрополье практически завершено, предстоит длительная и кропотливая работа по формированию социокультурной идентичности у ставропольцев. То есть – ощущения себя частью российского народа, а не только гражданами России.

И этот вывод для профильного комитета и краевого правительства в целом – не констатация фактов, а руководство к действию.

Дом дружбы и соцсети

Проводимая краевым правительством работа дала определенный результат, считают эксперты. В целом на Ставрополье удается соблюдать баланс интересов между различными этническими группами.

Вместе с тем существуют точки напряжения, несущие в себе скрытый этнический конфликтный потенциал.

В частности, нерациональное использование природных ресурсов восточной зоны нашего края, ведение незаконного предпринимательства, увеличивающего нагрузку на пастбища и обедняющего и без того небогатый экономический ресурс этих территорий.

Год назад сотрудники краевого комитета по делам национальностей и казачества обратились с просьбой к структурам, осуществляющим надзор в сфере землепользования и природоохранной деятельности, предпринимательства, на необходимость организовать работу по обеспечению соблюдения животноводами законодательства при ведении хозяйственной деятельности, внести предложения по его совершенствованию. В комитет поступили ответы об отсутствии у краевых ведомств таких полномочий. На сегодня в крае вопросы землепользования являются главным детонатором конфликтов, перерастающих в межнациональное противостояние.

По мнению председателя комитета Александра Якушева, давно уже требуется повышение активности властей в публичном пространстве.

«Необходимы меры по увеличению нашего присутствия в социальных сетях Интернета, где мы еще проигрываем, – говорит Александр Якушев. – Нужна взвешенная и единая информационная политика в сфере межнациональных отношений, более тесная координация работы всех ведомств в столь деликатной сфере».

В следующем году заработает программа переселения в край соотечественников, проживающих за рубежом, что потребует своего внимания в части их адаптации к нашим условиям.

Уже принято решение о создании в краевом центре Дома дружбы. Это учреждение должно стать организационно-методическим центром, координирующим деятельность национально-культурных автономий, национальных культурных центров всего края.

Планируется разработать систему грантовой поддержки общественных инициатив национально-культурных общественных организаций.

Среди задач, которые краевым властям предстоит реализовать, – создание на единой методологической основе системы мониторинга межнациональных отношений, оценки рисков, мер предупреждения возможных конфликтов. Предполагается, что одним из элементов системы мониторинга станет региональный колл-центр по приему информации о конфликтных и предконфликтных ситуациях.

«Я уверен, что, опираясь на имеющийся потенциал руководителей общественных организаций, религиозных деятелей, органов государственной власти, мы с поставленными перед нами задачами справимся», – говорит Александр Якушев. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру