Александр Исаевич Солженицын совсем чуть-чуть не дожил до своего 90-летия. А его 95-летие стало первой крупной датой для торжественного мемориального празднования. Как ни удивительно на первый взгляд, выставка открылась в музее изобразительных искусств. А вот на взгляд Натальи Дмитриевны Солженицыной, вдовы писателя, президента Русского общественного фонда, руководившей устройством экспозиции и подбором предметов, все вполне логично.
Солженицыны очень любили музей на Волхонке. Будущий нобелевский лауреат полюбил его во время учебы в ИФЛИ (Институт философии, литературы и истории, просуществовавший недолгое время в Москве перед войной). А во второй раз вновь открыл музей для себя уже после Америки. Как рассказывает Наталья Дмитриевна:
«Когда в 1994 году мы вернулись из изгнания в Россию, то были потрясены тем, что культурная жизнь Москвы замерла: пустая консерватория, пустые музеи, в театры почти никто не ходит, хотя билеты тогда недорого стоили. ГМИИ с его детскими образовательными курсами, с Декабрьскими музыкальными вечерами был как свеча, которая еще теплилась в Москве. Возможно, это было субъективное впечатление, но с тех пор так и запомнилось: это место живое!».
Наталья Дмитриевна Солженицына – замечательный рассказчик – проводит экскурсию по выставке. Выставка небольшая, 98 предметов. И хотя основные экспонаты прежде всего рукописные, машинописные, самиздатовские, написанные убористым почерком на тонкой бумаге без полей, – очень душевная и изящная. Тут фотографии, портреты писателя, выполненные Анатолием Зверевым и Резо Габриадзе, телогрейка из Экибастузского лагеря, фрак лауреата Нобелевской премии. И все это на фоне офортов Рембрандта на темы библейской истории.
Хотя экспозиция сознательно лишена нарочитости и назидательности, вывод напрашивается сам собой – российский пророк Солженицын, наш современник, – по масштабу личности сравним с библейскими мудрецами.