СКФО: жить стало лучше?

Четыре года назад российские власти приняли решение о создании Северо-Кавказского федерального округа

12 февраля 2014 в 09:45, просмотров: 5739

Что за это время изменилось на Северном Кавказе? Было ли оправданным выделение в отдельный округ данной территории России? Своими мнениями с нами поделились ученые крупнейших вузов округа. 

СКФО: жить стало лучше?

Самый-самый

Восток – дело тонкое, а Кавказ, как говорят, еще тоньше. Созданный позже остальных Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) – самый маленький федеральный округ России, однако он же считается и самым сложным для управления из всех остальных. Пожалуй, нигде в России не найти такого разнообразия национальных, религиозных и культурных традиций. Нигде больше нет и такого сложного сплетения проблематики по самым различным вопросам – от безопасности до трудоустройства.

Именно из этой особости и происходила потребность в нестандартных политических решениях. Одним из которых стало назначение Александра Хлопонина не только полномочным представителем Президента РФ в СКФО, но и заместителем председателя федерального правительства. Другим – передача статуса столицы Северного Кавказа в Пятигорск, ставший единственным из окружных центров, не являющимся при этом ни административным центром субъекта, входящего в округ, ни его крупнейшим городом.

Выделяя в январе 2010 года СКФО из состава ЮФО, руководство страны рассчитывало, что изменение управленческой конфигурации в округе должно было привести к достижению большей безопасности и стабильности в регионе, ликвидации бандформирований, устранению влияния криминально-клановых группировок и в итоге – на привлечение в СКФО инвестиций и реализацию крупных социально-экономических проектов.

Удалось ли этого достичь? Доказали ли прошедшие четыре года, что принятые решения были оправданными? Остроты обсуждению этих вопросов сегодня добавляют события, связанные с Белыми Играми: кое-где пошли даже слухи, что после завершения олимпийского проекта СКФО может быть упразднен, его субъекты вернутся в ЮФО.

И хотя никаких подтверждений правоты этих предположений нет, фундаментальные вопросы, касающиеся эффективности округа, остаются открытыми.

Сконцентрировать усилия

Эксперты, высказавшие свои мнения по поводу изменений на Северном Кавказе за четырехлетие, признают, что многие вопросы, которые власти надеялись закрыть с созданием СКФО, остаются актуальными.

«Не снята острейшая проблема человеческой безопасности, – констатирует директор Центра этнополитических исследований ПГЛУ профессор Майя Аствацатурова. – Продолжаются террористические акты, вылазки незаконных вооруженных формирований, заказные убийства, криминальные разборки, убийства, похищения людей».

При этом СКФО, как напоминают эксперты, единственный федеральный округ, где русские пребывают в меньшинстве. В республиках, впрочем, понимают необходимость сохранения и привлечения жителей нетитульных национальностей. Там приняты соответствующие целевые программы, но реально эффективными предпринимаемые шаги пока не стали.

Перечень нерешенных проблем не так уж и короток. Тем не менее это не мешает аналитикам в целом позитивно оценивать событие, случившееся в январе 2010 года. Образование СКФО называют успешной инициативой.

«Решение российского руководства о создании СКФО можно считать абсолютно оправданным и необходимым», – уверен завкафедрой восточных языков и культур ПГЛУ Ибрагим Ибрагимов.

По мнению эксперта, этот шаг дал возможность федеральной власти уделить внимание непосредственно решению социально-экономических проблем конкретного данного региона. Не секрет, что руководство «большого» ЮФО, куда ранее входили и субъекты СКФО, в силу объективных и субъективных причин не могло в полной мере заниматься отдельными регионами Северного Кавказа. Основной приоритет был отдан развитию Ростовской области и Краснодарского края, которые и без того выглядели более выигрышно на фоне северокавказских регионов. Редкие «набеги» руководства ЮФО в республики Кавказа не могли эффективно влиять на изменение социально-экономической ситуации в регионе.

Какие же конкретные результаты были достигнуты с созданием СКФО?

Первые итоги

За четыре года субъекты Северного Кавказа при координации полпредства провели огромную работу по улучшению ситуации с безопасностью. В итоге к нынешнему моменту количество преступлений террористической направленности снизилось более чем в три раза. Хоть и медленно, но стабилизируется ситуация по противодействию общекриминальной преступности, наблюдается заметное снижение тяжких и особо тяжких преступлений.

В значительной степени достигнутые результаты связаны с тем, что вопросы безопасности в регионе теперь решаются в основном не силовыми методами, а через создание условий опережающего социально-экономического развития. Такое решение является эффективным стратегически, хотя и более трудным в выполнении.

Александр Хлопонин неоднократно называл вопросы укрепления общероссийской идентичности, межнационального согласия и межконфессионального уважения, профилактики экстремизма наиболее актуальными для СКФО. В этом направлении также очевиден прогресс. В качестве наиболее заметных примеров эксперты называют создание Центра современной кавказской политики и ежегодное проведение молодежного форума «Машук»». Назначение Центра – формирование объективной экспертной и информационной картины жизни Кавказа. Форум же нацелен на выявление и обучение молодежных лидеров СКФО интересующихся политикой, экономикой, инновациями, искусством, творчеством.

Еще одной инициативой полпреда, нацеленной на раскрытие потенциала округа теперь уже в научно-образовательной среде, стало создание Северо-Кавказского федерального университета, считает доцент кафедры конституционного и международного права Юридического института СКФУ, кандидат юридических наук Дмитрий Белявский.

Что касается экономической ситуации в СКФО, то главным событием минувшего года для Северного Кавказа стало утверждение Правительством РФ ФЦП «Юг России» на 2014 – 2020 годы. Ее цели – создание новых рабочих мест и снятие напряжённости на рынке труда, сокращение межрегиональной дифференциации, создание территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный аграрно-климатический и туристско-рекреационный потенциал СКФО, развитие Кавказских Минеральных Вод. Кроме того, программа предусматривает развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, инженерной инфраструктуры сельских территорий, реконструкцию и строительство объектов здравоохранения, соцзащиты и образования.

Одной из ключевых задач, которые планируется решить на первом этапе реализации программы, является строительство школ и решение проблемы обучения учеников в три смены. В настоящее время в субъектах СКФО в третью смену учится 18 тысяч детей, и с этим действительно позорным для системы образования явлением власти намерены справиться в течение ближайших трех лет, построив за это время 57 новых школ.

Есть у первого этапа реализации ФПЦ и другие ключевые задачи – в том числе повышение качества и доступности медицинских услуг, развитие санаторно-курортной сферы, повышение инвестиционной привлекательности субъектов СКФО и снижение безработицы.

На втором этапе, начиная с 2017 года, акцент программы будет перенесен на стимулирование инвестиционного спроса, снижение дотационности субъектов СКФО. Общий объем финансирования ФЦП в 2014 – 2020 годах, как ожидается, составит более 189 миллиардов рублей.

Стоит напомнить, что в значительной мере базой для ФЦП стала «Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 года» – программный документ, определивший основные векторы развития округа. Им же определены и приоритеты экономического и социального развития СКФО, которое строится на четырех китах – энергетическом, агропромышленном, инновационно-образовательном и туристическо-рекреационном кластерах.

Сегодня скорость развития каждого из них неодинакова. Наиболее серьезное продвижение отмечается в туристическом кластере. Здесь уже открыт современный туристско-рекреационный комплекс «Архыз» в Карачаево-Черкесии, не за горами появление горнолыжного курорта «Мамисон» в Северной Осетии, который должен составить конкуренцию лучшим мировым горнолыжным курортам, кроме того, новое развитие получил туристический потенциал Кавминвод.

Энергетический кластер тоже достаточно эффективно развивается. Часть проектов уже реализуется, кроме того, есть предложения крупных компаний в теплоэнергетической сфере.

Происходят заметные изменения в транспортно-логистической инфраструктуре. Пример – реконструкция аэропортового комплекса в Минеральных Водах. Организационные изменения наряду с серьезными финансовыми вложениями привели к удвоению пассажиропотока международного аэропорта за последние три года. И эта тенденция сохраняется.

В результате реализации инвестиционных проектов, работы по улучшению предпринимательского климата в регионах округа удалось за три года снизить безработицу в полтора раза, почти на 200 тысяч человек.

Директор Института образования и социальных наук СКФУ Валерий Шаповалов в ряду позитивных социально-экономических тенденций отмечает увеличение доли прибыльных организаций в округе. Эта цифра в последние годы неуклонно росла и сегодня вплотную приблизилась к общероссийскому показателю. Увеличиваются показатели инвестиций в основной капитал. При постоянном росте доходов населения в округе наблюдается наиболее низкий в стране индекс потребительских цен.

Одновременно по территории СКФО прокатилась волна громких коррупционных дел, затронувших высоких чиновников практически во всех регионах округа. По мнению экспертов, это говорит не столько о масштабах коррупции, сколько о выросшем качестве борьбы с ней. Во многом правоохранителям удалось продвинуться вперед благодаря поддержке гражданского общества и СМИ.

***

В целом эксперты считают, что все отмеченные выше успехи и достижения были бы невозможны без создания единого центра управления округом. Руководитель Северо-Кавказского научно-исследовательского центра общего и сравнительного литературоведения ПГЛУ Альмира Казиева называет образование СКФО мудрым политическим шагом, способным обеспечить восстановление территориальной целостности субъектов РФ, создание условий для комфортной и безопасной жизни на Северном Кавказе.

С этим сегодня сложно не согласиться. Даже учитывая то, что дискуссии относительно выбора путей развития регионов округа продолжаются, а градус их порой зашкаливает, жители округа в той или иной степени успели ощутить на себе позитивные изменения последних лет. И можно лишь надеяться на то, что начатое в экономике и социальной сфере удастся довести до конца, а наметившийся прогресс в общественном диалоге, в организации взаимодействия власти и активной части социума станет прологом к действительно глубокой долгосрочной консолидации Северного Кавказа. 



Партнеры