Александр Якушев: «Губернатор края четко обозначил контуры национальной политики»

Многоцветье национальной палитры Ставрополья – наше богатство, а не недостаток

Откровенный разговор с председателем комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества назревал давно. Интуиция подсказала: сейчас – самое время. Хотя, на наш взгляд, ситуация на Ставрополье с точки зрения межнациональных взаимоотношений не только не ухудшилась – даже наоборот, работу краевого правительства в этой непростой сфере можно смело ставить в пример другим регионам. Другое дело – у края явно прибавилось «доброхотов», навязывающих через СМИ и Интернет иную точку зрения. «Полощут» казачество, обсуждают миграционную «экспансию», сеют семя раздора в почву межнациональной вражды. И что уж скрывать – эту почву неблагодатной не назовешь. Ставрополье на юге России – исторический форпост, многонациональный край, в котором пересекаются геополитические интересы мировых держав, не говоря уже о внутренних проблемах, которые существуют не то что годы – десятилетия и даже века. Об этом и о многом другом – в беседе с Александром Якушевым. 

Многоцветье национальной палитры Ставрополья – наше богатство, а не недостаток
Александр Якушев.

– Александр Михайлович, вы заступили на пост «рулевого» межнациональными отношениями год назад. Вошли в команду нового губернатора. Безусловно, участок неимоверно сложный. Что поставите новой команде в заслугу?

– Конечно, пришел я не на пустое место. У меня нет оснований утверждать, что пришлось начинать буквально с нуля. Мои предшественники Василий Шнюков и Борис Калинин заложили достаточно солидную основу в выстраивании взаимоотношений между властью и казачеством, национально-культурными, религиозными организациями, официальными представителями руководителей соседних национальных республик. Им удалось собрать вокруг себя лучших представителей научного сообщества края, занимающихся проблемами национальных взаимоотношений, изучением причин возникновения конфликтов в этой сфере, знающих историю и менталитет казачества и населяющих наш край народов. И весь этот потенциал был ими задействован в выработке программного документа, принятого постановлением правительства Ставропольского края об основных направлениях реализации государственной национальной политики, определивших вектор нашей работы.

Затем положения этого документа были конкретизированы в краевых программах межнациональных отношений и поддержки казачества, в которых подробно расписаны основные мероприятия, определено их финансовое обеспечение.

Разработана и действует стройная система выстраивания диалога между властью и казачеством, национальными общественными организациями по всей вертикали – от поселковых советов мира и дружбы, городских, районных этнических советов до консультативно-совещательных органов при губернаторе Ставропольского края – Совета по межэтническим отношениям и Совета по вопросам казачества.

Эта конструкция позволяет в целом удерживать под контролем ситуацию в межнациональных отношениях в крае, сохранять баланс интересов различных этнических групп и вовремя разрешать возникающие проблемы. И это главное на сегодняшний день и на перспективу.

– Тем не менее край часто критикуют за «невнятную национальную политику» и участившиеся в последнее время межнациональные конфликты.

– То, о чем говорят, лишь одна сторона медали. О десятках предотвращенных конфликтов, или о тех кострах, которым не дали разгореться и превратиться в пожарища,– вы никогда не прочтете.

Губернатор Ставропольского края Валерий Зеренков сразу же после своего вступления в должность, на первых своих пресс-конференциях обозначил основные контуры национальной политики в крае и в дальнейшем конкретизировал поставленные перед нами задачи, оперативно откликаясь на те или иные события и вызовы времени. Напомню о них.

Во-первых, поставлена задача повысить роль казачества в социально-экономической и общественной жизни края. Казаки являются наиболее активной, способной к самоорганизации частью русскоязычного населения края. Бережно хранят свои традиции и православную веру. На их знамени написано: «За веру, народ и Отечество». И они всегда готовы встать на защиту этих ценностей. Именно это обстоятельство является стабилизирующим фактором в нашем крае.

Во-вторых, многоцветье национальной палитры нашего края – наше богатство, наша уникальность, а не недостаток, как думают некоторые. У нас неуместно злобное бурчание «понаехали» и «понаоставались». Одни народы, этносы формировались и жили здесь издревле, другие перемещались в результате завоевания земель и оседали здесь до того, как Россия начала осваивать эти территории. Сотни лет назад вместе с казаками сюда пришли греки, армяне, евреи и множество представителей других национальностей. Уже в советское время черные земли востока нашего края осваивались дагестанскими народами. В одном из своих выступлений губернатор прямо сказал, что разговоры об исконных землях – это дорога в тупик. У нас есть богатейший, вековой опыт совместного, добрососедского проживания, и им надо дорожить, его надо развивать.

В-третьих: территория Ставропольского края – территория закона. Никому не будет позволено безнаказанно нарушать общественный порядок, мир на нашей земле и спокойствие наших граждан, попирать наши традиции, не считаться с нашими устоями и укладом жизни. Закон – один для всех. И достаточно жесткая и однозначная реакция власти по отношению к любителям ночных танцев, пострелять от радости или с дури – тому подтверждение.

Теперь о якобы участившихся межнациональных конфликтах. Да, при сохраняющемся в целом балансе интересов этнических групп фоновая напряженность в крае есть. Но, как отмечают наши ученые-конфликтологи, она была и прежде. Менталитет наших народов и казачества веками формировался в условиях постоянной борьбы за территории и ресурсы. Сплоченность этноса, способность его к мгновенной мобилизации на отстаивание своих интересов было одним из условий выживания. Как и демонстрация силы, своего присутствия, как бы сигнал «мы тут, нас лучше не трогать». Так веками сохранялся баланс интересов. Сегодня время другое, регулятором выступает государство, закон, другие нравственные, общечеловеческие ценности. Но менталитет остался, и он время от времени «искрит».

Тем не менее все конфликты, которые имели место в крае, в основе своей имели бытовой характер или спор хозяйствующих субъектов. Как правило, сначала подерутся, а лишь потом уже зачинщики выясняют, кто какой национальности. Только потом вспоминаются вековые обиды времен Золотой орды, Кавказской войны, сталинских депортаций, расказачивания и тому подобных печальных событий.

У нас, слава Богу, нет прямого противостояния по национальному или религиозному признаку. Просто по тому факту, что у кого-то другой тип лица, цвет кожи,

кто-то другой веры. У конфликта, как правило, другой повод – неуважение, бескультурье, непочитание, вызывающее поведение, игнорирование интересов других. А такие конфликты могут возникать и внутри самих этносов.

Знакомясь с оперативными сводками и материалами СМИ по ним, я часто задаюсь вопросом, почему практически равнозначные события имеют разный общественный резонанс? Убийство казака в Невинномысске в декабре 2012 года получило резонанс на федеральном уровне. Об убийство чеченского мальчика в Ставрополе в этом же месяце никто даже и не заикнулся. Что, слезы матери казака горше, чем чеченской матери? Родители потеряли своих детей не в борьбе за правое дело, не на войне. Нужен был повод для того, чтобы то, что искрится, разгорелось бы в большое пламя. И на этом огне греют руки и получают свои политические дивиденды те, кому не на чем больше их заработать. Скажите, ну чем другим, кроме как пуском национальной волны, заявила о себе, скажем, партия «Новая сила» или украинские националисты? Что им на Ставрополье делать? Только зарабатывать сомнительные политические «очки».

– Но ведь определенные события были, и замалчивать их – тоже в корне не верно, это путь в никуда, вы согласны?

– Замалчивать, конечно, нельзя. Как и делать вид, что проблем нет и все идет хорошо. Нужен взвешенный и всесторонний подход к подаче информации, объективность. Когда на памятнике русскому богатырю Ярыгину, поставленному благодарными дагестанцами, был поврежден флагшток – об этом событии прокричали все СМИ вплоть до федеральных как об акте вандализма с национальным подтекстом. Через неделю на этом же месте по случаю годовщины гибели Ярыгина собрались представители дагестанских, славянских организаций, казачества и заявили, что нас никто не рассорит. И вы знаете, не было никого из СМИ, хотя всех приглашали. Оказывается, это неинтересно. Вот если бы передрались…

Такое же отношение у меня и по поводу нашумевшей серии телепередач по центральному телевидению. Кто был в студии? Московские эксперты по Кавказу, которые знают о нем лишь по вкусу шашлыка, депутат Митрофанов, который постоянно мелькает в различных телешоу и готов порассуждать на любые темы — от гомосексуализма до «Байрона и матерьях важных». Чье мнение было выслушано? Корреспондента из США, который за несколько дней, можно подумать, лучше нас изучил и понял край. Атамана Кавказской линии Чурекова, следов созидательной работы которого по возрождению казачества на Ставрополье просто не найти. А почему бы не спросить мнение наших экспертов, которые родились и живут здесь? Наших атаманов восточной зоны, Кавминвод, которые рассказали бы, как они умеют следить за порядком. И о проблемах рассказали бы, они за словом в карман не лезут. Тогдашнему вице-премьеру края Сергею Ушакову фактически вообще рот не дали открыть – зашикали, зашумели все. И все мусолилось вокруг событий трехлетней давности и мифов о якобы массовом оттоке русских со Ставрополья.

Однако статистика – вещь упрямая. По данным переписи 2010 года, доля русских в крае в сравнении с 2002 годом уменьшилась на 0,7%, русские составляют 80,9% от общего количества жителей края, в абсолютных цифрах численность русского населения практически не меняется и даже выросла на 0,02%. Для сведения, в Ростовской области русских за этот период стало меньше на 3,5%.

Кстати, в 83 вузах края из 120 тысяч студентов сегодня учится всего 16% студентов из северокавказских республик. Считаю, что вся эта шумиха в СМИ, начавшаяся с ноября прошлого года, не основана на реальности. Не ту тему выбрали. Если проблемы с дорогами, стройками, ЖКХ в принципе решаемы – можно в течение обозримого времени отремонтировать, построить, поменять трубу, то стравливание народов оставляет глубокие шрамы на теле общества, они долго залечиваются. Хотя на Кавказе и так хватает застаревших ран и теребить их опасно.

– Но власть же сама признает проблему выдавливания русского населения с востока Ставрополья и отдельные факты хамства и бескультурья со стороны приезжих?

– Сразу скажу, что никакого «выдавливания» нет. Да, этнический баланс в восточной зоне края меняется не в пользу русских. Но почему это происходит?

Во-первых, тренд демографической ситуации. Традиционно в кавказских семьях рождаемость выше, чем в русских, ведь нельзя отрицать очевидного. На одном из совещаний по востоку приводились конкретные примеры по двум семьям, проживающим по соседству. За один и тот же отрезок времени у одного семья прибавила в 50 человек, у другого – в разы меньше. К кому, спрашивается, претензии, когда законодательство, стимулирующее рождаемость, для всех одинаково?

Во-вторых, социально-экономическое положение восточных районов края. Отсутствие работы, уровень медицинских, образовательных услуг, в целом слабое развитие социальной инфраструктуры способствуют оттоку русского населения, которое более требовательно к условиям своего проживания и труда.

Но и губернатор, и правительство края видят эту проблему и принимают меры по ее разрешению. Разработана и реализуется программа развития восточных районов края. Введена специальная должность министра по этим территориям, который координирует работу всех органов исполнительной и муниципальной власти в этом направлении. Я сам являюсь членом рабочей группы по востоку, которая заседает ежемесячно, и воочию убеждаюсь в результативности рассматриваемых ею вопросов. Каждый включенный в программу объект, будь то больница, школа, дорога, системы газо- и водоснабжения или любой другой вопрос рассматриваются в конкретной плоскости – сроки, ответственные, достижение результатов.

Здесь есть еще одна проблема, о которой мало говорится. Отток русского населения, появление моноэтнических поселений снижает возможность воспитания молодежи в интернациональной среде, подпитки их общероссийской ментальностью, знанием русского языка. Куда эта молодежь пойдет дальше? Каков их удел?

Я думаю, что проблема оттока русских с востока нашего края — не в меньшей степени проблема тех народов, что там остаются. Русские обустроятся в других территориях края, на просторах всей страны среди своего народа. А будущее детей в моноэтнических поселениях без достаточных знаний русского языка, общей культурной подготовки, без умения жить в другой среде еще более неопределенно. Мы это уже наблюдаем по молодежи, прибывающей к нам из соседних, практически моноэтнических республик.

И здесь я перехожу ко второй части вашего вопроса о приезжающей к нам молодежи. Они выросли в другой среде, нежели мы, люди старшего поколения, воспитанные на принципах интернационализма. В свое время мы иронично улыбались, заслышав лозунг о воспитании нового человека, о формировании новой человеческой общности – советского народа. Сегодня, думается, что уж и не совсем это были пустые лозунги. Жили-то дружнее, знали друг о друге больше. Читали русских, армянских, азербайджанских и других классиков. Смотрели грузинские, украинские, молдавские фильмы. Кумирами эстрады были представители всех союзных республик. Гордились тем, что среди друзей — представитель другой национальности. Сегодня практически единственным объединяющем началом осталась Великая Победа 1945 года. Да и ей пытаются всякие доморощенные историки придать свой национальный оттенок. Если посчитать по некоторым источникам число защитников Брестской крепости, то русских там как бы и не было. Не сходится арифметика.

Все это последствия глобальной геополитической катастрофы – развала Советского Союза. Центробежная сила этой катастрофы была усилена возрастающим национальным самосознанием, формированием исключительности своего этноса и грозила развалом самой России. Наиболее кровавые последствия этого процесса ощутил на себе Кавказ. Сепаратистские процессы были остановлены, но плоды их мы пожинаем сегодня.

Вот и приезжает к нам молодежь с повышенной национальной самооценкой, с чувством своей исключительности, с уверенностью, что все остальные живут неправильно и что ей все можно. Даже то, что нельзя дома и за что там не оберешься позора, а то и просто голову оторвут.

Как с такими поступать? Глава края Валерий Зеренков в одном из своих комментариев по поводу резонансных межнациональных событий однозначно сказал, что мы не позволим никому вести себя в крае неподобающим образом, и что все, кто приезжает на нашу землю, должны жить по нашим правилам. Устраивать на Ставрополье поножовщину и пальбу мы никому не позволим. Его поддержали коллеги, руководители соседних республик.

Глава Чечни Рамзан Кадыров дал установку: если бездельничают, безобразничают – везти обратно. Республика строится, работы хватит, если не хотят учиться. А тот факт, что один из участников убийства казака Науменко в Невинномысске скрывается за границей, только подтверждает тезис о том, что и на территории Чечни ему безопасность и благополучие не гарантированы.

В свою очередь, глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров на просьбу защитить отчисленных за драку студентов-земляков ответил: кого защищать, они позорят нашу республику.

Такая же позиция и у руководителя Дагестана Рамазана Абдулатипова. На чьей арбе едешь, того и песни поешь, напомнил он на встрече с молодежью старую кавказскую поговорку.

Исходя из этого в крае выстроена своя система реагирования на инциденты подобного рода. Ни один резонансный случай нарушения общественного порядка, ни одно преступление с этническим компонентом не остались без внимания и правовой оценки. Все участники событий или были отчислены из учебных заведений, или получили положенное по закону уголовное наказание. В крае побывали представители всех соседних республик различного ранга от чиновников министерств и ведомств до руководителей регионов. Были организованы встречи с молодежью, родителями правонарушителей, проведены профилактические беседы.

Такая система реагирования действует не только в отношении студенческой молодежи, но и в целом по краю. В апреле этого года краевым правительством принято постановление «О системе мониторинга и оперативного реагирования на проявления религиозного и этнического экстремизма в Ставропольском крае». В задачи органов местного самоуправления, нашего комитета, определенных этим постановлением, входит оперативное информирование губернатора, членов правительства Ставропольского края обо всех происходящих в этой сфере событиях, ведение постоянного мониторинга ситуации в сфере межнациональных отношений и систематизация получаемой информации.

Налажено взаимодействие комитета с официальными представителями соседних республик в Ставропольском крае, руководителями региональных национальных общественных организаций и их структурных подразделений на местах, атаманами казачьих обществ. Наработан неплохой опыт минимизации последствий конфликтов с этническим компонентом.

– Наша страна, в принципе, имеет богатый опыт, в основном полицейского реагирования, сформулированный еще будочником Салтыкова-Щедрина – «тащить и не пущать».

– Нет, здесь ситуация несколько другая. «Тащить и не пущать» – это для тех, кто преступил закон. Прошел точку невозврата к мирному разрешению конфликта, совершил деяния, повлекшие тяжелые последствия – прощения пострадавшей стороны уже не будет.

Чаще все по-другому. Сцепилась молодежь по какому-нибудь пустяку, поссорились соседи, собственники земель, определились с национальностью, позвали подмогу. Ситуация начала накаляться. Начинаем звонить по всей нашей цепочке, включать механизм оперативного реагирования. Приехали старшие, встали между ними, растащили в стороны, посчитали синяки, определились с ущербом. Полиции объяснили, что никаких заявлений не будет, конфликт улажен. Через какое-то время все успокаивается и обиды проходят. Вот это и есть минимизация последствий конфликта с этническим компонентом.

Есть опыт предотвращения массовых протестных акций. Проведен комплекс мероприятий с руководителями национально-культурных объединений и казачества, направленных на минимизацию последствий трагических событий, произошедших в июле в Кисловодске. В результате казаки от проведения заявленного митинга с участием полутора тысяч человек отказались.

Отказались от заявленных митингов и животноводы восточной зоны края. Сотрудники комитета объездили множество кошар, встретились с большим количеством чабанов. Градус риторики здесь был снижен от «геноцида дагестанских народов» до конструктивного диалога с властью. Предпринятые нами меры по решению проблем животноводов в правовом русле были положительно оценены полпредом Президента РФ Александром Хлопониным на проводимом в Нефтекумске совещании по этим вопросам.

Также удалось предотвратить массовые протестные акции в поддержку казака Стригина, осужденного в Карачаево-Черкессии, по событиям, связанным с ранением ингушами казака Спасибова в Ставрополе и дракой между студентами ингушами и осетинами там же, а также по ряду других потенциальных конфликтов. Основным инструментом работы в этих случаях был диалог. Разогнать, «свинтить и запаковать» – ума много не надо. Но все равно рано или поздно это прорвет.

Хотя бывало и по-другому – протокол, следствие, суд, срок. Тут уж совсем обезбашенных, не знающих края, только таким образом можно остановить. Что и делается в отношении буйной молодежи.

Проводим мы работу и профилактического характера. В рамках программ организуются обучающиеся семинары для специалистов органов местного самоуправления, ведущих тему межнациональных отношений, выпуск методических пособий для них, а также мероприятия и семинары, посвященные профилактике этнического и религиозного экстремизма. В этой части хотелось бы отметить проводимый нами мониторинг печатных СМИ и Интернета на предмет присутствия в них материалов экстремистской направленности. Эти материалы обобщаются и направляются в прокуратуру края, краевое полицейское ведомство и в адрес самих сайтов на предмет реагирования.

К слову сказать, с созданием в прокуратуре Ставропольского края отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму уровень нашего взаимодействия существенно повысился. Ведя обмен информацией и согласованными действиями, нам удалось предотвратить целый ряд негативных последствий в межнациональной сфере, которые могли бы быть вызваны неправомерными действиями граждан или должностных лиц. Здесь надзорный орган края – наш союзник.

Есть взаимодействие и с Главным управлением МВД России по Ставропольскому краю. Представители этого ведомства постоянно участвуют в проводимых нами семинарах и установочных совещаниях. Взаимодействуем и при проведении мероприятий по минимизации последствий конфликтов с этническим компонентом.

– Но это уже меры по свершившимся событиям. Известно, что лучше болезнь предотвратить, чем ее лечить…

– Профилактика – система мер политического и воспитательного характера. То, что в свое время называлось идеологической работой.

В крае реализуются программы, нацеленные на гармонизацию межнациональных отношений и поддержку казачества. Основной вектор проводимой в этих рамках работы определен Стратегией государственной национальной политики, утвержденной Президентом Российской Федерации в декабре прошлого года, – воспитание общероссийской идентичности. Нужно наверстывать упущенное. Воспитывать ощущение нашей общности: все мы разные, но все мы граждане одной страны. В этой связи я не приемлю термин «толерантность», или терпимость. Да не терпеть мы должны друг друга! Нужно и гордиться нашей разностью, и уважать ее. А для этого необходимо как можно больше знать друг о друге, преодолевать имеющиеся недоверие и страхи.

В этих целях нами в рамках реализуемых программ проводится много мероприятий: семинары, конференции, праздники, фестивали, издаются брошюры, книги. Поддерживаются инициативы национально-культурных, религиозных организаций, казачьих обществ.

Проведены фестивали национальной и русской культуры, Дни славянской письменности, молодежные форумы «Соседи», смены православно-мусульманского лагеря, мероприятия, посвященные выдающимся деятелям национальных культур.

Комитетом издана и распространена среди студенческой молодежи брошюра «Знай и люби край, в котором ты живешь!», которая содержит приветствие губернатора Ставропольского края Валерия Зеренкова. Глава края говорит о том, что Ставропольский край – гостеприимный и радушный. Но человек должен знать историю, культуру, жизненный уклад той земли, где он живет. Брошюра знакомит студентов с историей, культурой, традициями, обычаями, географией ставропольской земли. Эта книга будет ежегодно вручаться студентам-первокурсникам, прибывшим в край на учебу из других субъектов России.

Кроме того, нами издан «Атлас народов Ставрополья», который в художественно-публицистической форме рассказывает об истории, традициях, культуре и быте народов, населяющих наш край, а также справочник «Казачьи станицы Ставрополья», в котором можно найти сведения по истории казачества. На выходе из печати – второе издание книги «Сыны красавицы Кубани», также об истории казачества края.

В сентябре по заказу нашего комитета на телеканалах пройдет социальная реклама на тему межнациональных отношений, в городах будут размещены билборды соответствующего содержания.

Все это должно работать на благоприятный фон в сфере межнациональных отношений, позиционировать наш край как территорию мира и дружбы. Это мы считаем основным направлением в нашей работе. Надо больше говорить о хорошем, положительном. В этой связи мы даже провели некоторые структурные изменения в аппарате комитета. И к этому нас подвигнул вот такой казус.

Проводили мы серию мероприятий, связанных с ситуацией по хиджабам. Ситуация нашумевшая, известная, имевшая достаточный резонанс на федеральном уровне, не буду подробно на ней останавливаться. Так вот, на одном из них представляют нашего сотрудника – заведующего сектором по противодействию этническому и религиозному экстремизму. Из зала сразу же вопрос – а что, здесь есть экстремисты? Почему к нам присылают специалиста по экстремизму? И мы поменяли название этого сектора на сектор по взаимодействию с религиозными и общественными организациями, расширив, таким образом, сферу его действия и уровень диалога по курируемому направлению.

– А как чувствует себя казачество после прихода в край губернатора, казака в пятом поколении?

– Замечательно чувствует. Казачество ощущает поддержку краевого руководства и отвечает на нее ростом численности казачьих обществ и членов их рядов. Достаточно сказать, что казачьи общества появились даже в Туркменском районе, где их там до этого не было.

Казаки активнее привлекаются к несению службы – на охрану общественного порядка силами казачьих дружин выделено дополнительно 30 миллионов рублей, куплена 21 автомашина.

Ставропольское окружное казачье общество на протяжении ряда лет признается лучшим по результатам военного призыва молодых казаков в армию. Этому способствует целая сеть казачьих военно-спортивных клубов, проводимые соревнования и казачьи игры.

Растет количество казачьих классов в общеобразовательных классах, и этот вид дополнительного образования приобретает все большую популярность и востребованность. К августовскому педагогическому совещанию выйдет новая методичка по этому компоненту образования. Творческая группа ученых приступила к созданию нового учебника по истории казачества края. Открыт первый в крае кадетский казачий корпус в Буденновске. Строительство Северо-Кавказского кадетского казачьего корпуса в Кисловодске вошло в программу развития нашего округа.

Проводятся фестивали казачьей культуры и традиций. Издаются казачьи газеты, работают казачьи сайты. В следующем году заработает свое краевое казачье радио.

Казачество все более активно себя позиционирует в социально-экономической и общественно-политической жизни края. Так что движемся вперед.

– Тем не менее в казачьей среде не утихают громкие скандалы, казачество бурлит. То межнациональные конфликты с участием казаков, то их сход в Лермонтове, то нашумевшие события в станице Рождественской или последнее обращение к казакам вице-губернатора края. Как вы это прокомментируете?

– Если бурлит, то значит казачество живо, в движении. Болото бурлить не будет.

Что касается конфликтов, то казаки очень редко становятся их инициаторами. Чаще всего они становятся на защиту своих интересов, на защиту своего брата-казака. И в этих ситуациях они всегда готовы к диалогу как с другой стороной, так и с властью. Авторитет атамана, стариков, священников здесь чрезвычайно высок и позволяет ситуацию контролировать и направить в правовое русло.

Что касается ситуации в Рождественской, то, конечно, для казаков это был шок, даже некоторая растерянность. Как такое могло произойти в среде, в которой смерть лучше бесчестия? Этим, видимо, и объясняется некоторая растерянность в действиях и невнятность первых комментариев по этому поводу. Затем, когда начали детально в этом разбираться, оказалось, что пострадавший парнишка казаком-то и не был. Слабый, безвольный, из неблагополучной семьи, постоянно третируемый соседями, он искал защиты у сильных. Написал заявление о вступлении в казачество, которое так и не было рассмотрено, и в ряды казачества он официально принят не был. Ну как с таким быть? Ведь гнать рука не поднимается. А тут такой позорный случай. Конечно же, казаки встали на его защиту, и тут же получили шквал насмешек, по сути, им был приписан этот позор. На окружном совете атаманов и после него этот вопрос обсуждался бурно. От «разнесем всех и вся» до «братья-казаки, ну не оставлять же в беде слабого, он у нас защиты попросил, давайте же разберемся». В целом настроения, как я понял, такие. В казачество, конечно же, путь ему заказан, но без защиты не оставят. Это только в уголовной среде обиженных опускают еще ниже, казаки – не уголовники и живут по другим законам. А в отношении насильника – время и результаты следствия покажут.

А по поводу оценки деятельности атамана Терского войска Сергея Клименко со стороны вице-губернатора края Ивана Ковалева, его обращения к казакам, тут все предельно ясно и объяснимо.

У войскового атамана не за горами отчетный войсковой круг. Надо отчитаться перед казаками о проделанной за год работе, а сказать, в принципе, особо и нечего. И здесь был призван на помощь известный прием: поиск внешнего врага, Мол, помешали, не прислушиваются, никто не хочет ничего делать, не помогают. Расшевелить, взбудоражить присущий вольному казачеству протестный потенциал и на нем решить свою простую задачу, а за этим кроется банальное – не потерять атаманскую булаву.

С первых своих шагов на посту войскового атамана Сергей Александрович не переставал удивлять своими неожиданными и не всегда понятными действиями.

То вдруг направил губернатору края письмо о том, что ставропольские казаки неправильно распоряжаются выделенными им землями и в атаманских карманах осело порядка ста миллионов рублей, а для более полного их учета необходимо все казачьи земли передать ему в войсковую казну. Заявления эти, скажу мягко, казаков покоробили. По поручению губернатора мы провели фронтальную проверку использования предоставленных казакам земель. Ни одного факта присвоения лично ставропольским атаманом земли или дохода с нее не выявлено. Все оформлено на казачьи общества, сами земли и получаемые с них доходы распределяются строго в соответствии с Уставом и казачьими традициями – гласно, решениями правлений казачьих обществ.

Другая просьба – выделить за счет краевого казачьего центра войсковому атаману штатные единицы для содержания собственного штаба. То есть уволить со ставок действующих атаманов городских районных обществ, их специалистов, и передать эти ставки ему. При бывшем войсковом атамане Василии Бондареве этот вопрос решался по-другому. Казачий центр и так брал на себя обязательства по обеспечению работы войскового штаба, и окружное казачьего общество с войсковым работали как одно целое.

Еще одно требование – оплатить расходы за содержание помещения войскового штаба за счет субсидий из краевого бюджета по программе поддержки казачества. В среднем по программе на каждое городское, районное казачье общество приходится по 400 тысяч рублей субсидий в год. Он потребовал только ему одному 250 тысяч рублей в месяц. Опять за счет кого – за счет своих же братьев-казаков. И никакие увещевания об этичности данных требований и их законности, войсковое же общество зарегистрировано на территории другого субъекта Российской Федерации, во внимание не принимаются.

Сюда же можно прибавить популистские и громкие заявления о якобы решенном вопросе передачи военного детского санатория под казачий кадетский корпус, о том, что строевые казаки будут поставлены на учет в военкомате и получать в качестве резервистов по 15 тысяч рублей в месяц, что скоро по всему краю будут созданы казачьи ЧОПы, и все казаки на много лет вперед будут обеспечены службой и достойной работой.

Все это нас удивляло, а казаков, привыкших доверять избранному атаману, дезориентировало и будоражило. Они кричали «любо» своему батьке и ждали результатов. Но их нет.

Тем не менее губернатор Ставропольского края, наш комитет, окружной атаман как могли поддерживали войскового атамана и помогали ему. За счет программы выпускается войсковая газета и обеспечивается работа войскового сайта, оплачиваются расходы по проведению войскового Большого круга, округ передал в пользование войсковому штабу автомашину. Практически все мероприятия Ставропольского окружного казачьего общества по своему статусу проводились как общевойсковые. А на эти цели израсходовано порядка трех миллионов рублей. Мне порой было стыдно и больно смотреть на прибывающие к нам некоторые делегации из соседних округов, входящих в Терское войско. Плохо экипированы, нестройные. Это не вина их, а беда. Вот здесь бы приложить свои усилия, помочь им, наладить контакты с руководителями республик. Но, похоже, такого диалога у войскового атамана с ними не было. Пустые, неубедительные декларации.

Похоже, что и руководство Северо-Кавказского федерального округа они не убедили. Не были озвучены никакие серьезные бизнес-проекты под требуемые земли, объекты собственности. Не было и предложений по преференциям казачьим обществам, ведущим свою хозяйственную деятельность на территории округа.

На Лермонтовский общевойсковой сход атаманом были приглашены не только реестровые казаки, но и всякого рода раскольники, язычники, чего никогда не было. Им также была предоставлена трибуна для обсуждения проблем внутривойсковой жизни. То есть жизни той организации, с которой они воюют, которую пытаются развалить. Это уже совсем непонятно. Не говоря уже о том, что сам сход прошел с вопиющими нарушениями Устава и казачьих традиций. Доклад войскового атамана и текст обращения на войсковом совете не обсуждался, и этот документ не мог претендовать на всеобщее мнение. Старики не заняли свое приличествующее им место. Некоторые выступления звучали без благословения войскового священника. Авантюра чистой воды.

Этот сход расколол и взбудоражил казачьи общества, поскольку некоторые озвученные на нем проблемы казачества, в принципе, имеют место. Только вот решаться они должны бы в результате настойчивой, долговременной и терпеливой работы. А ее не было.

Руководство края больше не могло мириться с таким положением дел, дистанцировалось от войскового атамана и предложило казакам самим сделать свой выбор.

Нашу работу по поддержке казачества мы продолжим, и будем наращивать этот потенциал. Готовы щедро поделиться со своими соседями накопленным в крае опытом, включить окружные казачьи общества Терского войска в орбиту своих дел.

– И что же в ближайшей перспективе у вас?

– Главное – продолжить совершенствование законодательной базы, определяющей работу в сфере межнациональных отношений и поддержки казачества. И здесь нам в подспорье опыт наших соседей – Кубани и Дона.

Вносимыми изменениями в постановления правительства Ставропольского края по нашему направлению мы уже во многом поменяли некоторые положения, упростившие процедуры движения материальных ценностей, предоставления субсидий. Это позволило расчистить некоторые завалы, накопившиеся с прошлых лет. Впереди изменения в программах комитета.

У нас достаточно тесные отношения с Думой Ставропольского края, ее профильным комитетом. Недавно принят закон, регулирующий принципы организации казачьей службы в крае. Это не только охрана общественного порядка, но и возможность участия в природоохранных мероприятиях, ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и другие формы несения казаками государственной и иной службы. Правоприменительную практику в этом направлении надо развивать.

Принимаемый Думой закон о социально ориентированных некоммерческих организациях должен в корне изменить взаимоотношения между национальными, казачьими организациями и властью в части предоставления преференций, субсидирования их деятельности и оказания материальной помощи. Надо постепенно переходить от финансирования общественных организаций к социальному заказу государства на определенные виды деятельности: образование, воспитание, сохранение традиций, профилактика социально опасных проявлений в обществе.

Необходимо расширять горизонтальные связи со своими коллегами из соседних республик. Надо осмыслить опыт такого взаимодействия по договору между нашим комитетом и министерством по делам национальностей Дагестана и предложить новые подходы.

Стоит обобщить опыт Северо-Кавказского федерального университета, результаты нашего взаимодействия по заключенному договору, Пятигорского лингвистического университета по работе с молодежью в нашем направлении и предложить его к реализации в других вузах края.

Впереди – окружной казачий праздник, День казачки. И самое главное – отчетный круг Терского войскового казачьего общества. Его итоги во многом определят вектор работы с казачеством в регионе.

А впрочем, всем требуется внимание, со всеми надо взаимодействовать, вести диалог, решать проблемы – такое у нас поле деятельности. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру