Бештаугорье. Путь к святой обители

Кавказ глазами путешественника

Человек по­разному величал эту гору в былые эпохи, но перевод всех названий: Бишлаг, Юшхи­тау, Ошхитху, Бешту и прочее, на русский язык означал неизменно одно – «пять гор». трудно назвать другой природный объект кавказских минеральных вод, который бы привлекал столь пристальное внимание. недаром название горы попало на страницы романов русских классиков, а строчка М.Ю. Лермонтова «Бештау сизо-голубой» стала крылатой. Первые известия о горе теряются в глубинах веков. 

Кавказ глазами путешественника
Кувшинка. Царица вод и цветок русалок.

Описание предгорий Бештау можно найти еще у греческих писателей Птолемея и Агатамара, которые говорят, что предгорья Бештау славятся чудными пастбищами и прекрасными породами лошадей. Арабский географ Ибн Баттута, побывавший на Кавказе в XIV в., оставил такую запись: «…Из Азова я отправился в город Мажар и из указанного выше города я со спутниками собрался в ставку султана (хана Узбека – Ю.К.), находящуюся в четырех днях езды, в местности, называемой Бишдаг (биш – пять, а даг – гора). На этом Пятигорье находился ключ горячей воды».

Первые подробные научные описания Бештау появляются в конце XVIII столетия, когда после присоединения Кавказа к России путь в Пятигорье прокладывают ученые И.А. Гильденштедт, П.С. Паллас, Г.В. Абих и другие.

Тринадцатого сентября 1793 г. П.С. Паллас совершает восхождение на вершину, производя с помощью барометра измерения высоты. По дороге он ведет наблюдения растительного мира и горных пород. Позднее ученый опишет свои ощущения:

«Она (Бештау – Ю.К.) часто окутана облаками до самого основания, и только вершина остается чистой. Обширное основание Бештау значительно возвышается над уровнем рек Кумы и Подкумы… Гора занимает все пространство между двумя реками и деревьев на ней нет, хотя они растут на четырех ее смежных отрогах. Внутренней стороной они соединены так называемыми «ослиными мостами», между ними – обширные лощины или долины. В середине возвышается над всеми пятая вершина, достигающая облаков. Она конической формы, с довольно острыми углами и такая острая у вершины, что на ней едва ли поместятся 10 человек. От главной вершины протянулись узкие отроги к четырем смежным вершинам. Именно за эту особенность гора обоснованно получила название Бештау, т. е. «Пять гор…».

Не обошел вниманием Бештау и знаменитый доктор Ф.П. Гааз, побывавший в этих краях в 1809 – 1810 гг. и оставивший позднее такую запись: «На самом высоком плоскогорье, между Каспийским и Черным морями, словно вбитые в землю, стоят горы Бештау, из которых и бьют горячие ключи... Слово Бештау по-татарски означает «Пять гор» (Беш – 5, тау – гора) и относится к основной горе с пятью вершинами или к другим, окружающим ее пятью горам. С возвышенностей Ставропольской и Северной эти горы предстают в виде наростов на огромной равнине, которые выделяются как формой и расположением, так и содержащимися в них драгоценными сокровищами, исторгающимися из их недр для облегчения мук страждущих».

Прекрасно отозвался о Бештау французский геолог, натуралист и археолог Фредерик Дюбуа де Монпере: «Здесь начинаются обширные равнины, посреди которых вздымается Бештау, подобно маяку среди пустыни. Гора Бештау всегда была приманкой и местом сосредоточения народов, которые кочуют в степях, отделяющих Черное море от Каспийского; плодородные равнины, окружающие ее, часто оспаривались и переходили из рук в руки, тем более что все чудодейственные кавказские источники бьют вблизи этой горы».

С высоты птичьего полета гора предстает в виде геометрической фигуры, где Большой Бештау – центр пирамиды, а отроги – вершины ее основания. Среди туристов есть такое понятие, как «бештаугорский крест». Этим термином называют последовательное восхождение в течение одного дня на все вершины массива с обязательным подъемом после каждого на Большой Тау. Маршрут довольно сложный и для неподготовленного человека практически непреодолимый.

По мнению специалистов, почти все вершины Бештау – это мало исследованные археологические памятники. Поселения когда-то во множестве были и у подножия горы, в частности, под Козьими Скалами. К юго-востоку от этого отрога находятся развалины знаменитого Аджи-аула (начало XIX в.), описанного М.Ю. Лермонтовым как аул Бастунджи.

В былые годы Бештау пользовался дурной славой. Дорога из Пятигорска в Железноводск, проходившая по лесу, была небезопасна, особенно в темное время суток. Путников грабили разбойники, скрывавшиеся в лесных чащах…

Привлекала гора внимание и православных миссионеров. В начале прошлого века на западном склоне горы был построен монастырь.

Отдыхающим в регионе Кавказских Минеральных Вод настоятельно рекомендуем побывать в святой обители. Свой путь удобнее всего начать из Пятигорска от платформы «Лермонтовская». У станции необходимо перейти железнодорожные пути и по проулку выйти к объездной автотрассе на Кисловодск.

В свою очередь, надо пересечь и её, чтобы продолжить движение к кольцевой дороге вокруг Бештау. На протяжении трех с половиной километров асфальтированной дороги в ясную погоду перед взором постоянно виден «амфитеатр» Бештау. На его левом крыле царит Лисий Нос (1124 м), как именуют местные жители одну из пяти вершин массива. В центре картины господствует Большой Тау – высшая точка (1401 м) района Пятигорья, а справа в виде небольшого хребта тянутся живописнейшие Козьи Скалы (1167 м) – еще одна составляющая пятиглавого каменного колосса.

Поднимаясь, не забудьте оглянуться назад, чтобы полюбоваться остающейся за спиной панорамой, где вонзил в облака ажурную стальную мачту Машук. К его подножию взбегают кварталы Пятигорска. За городом линию горизонта замыкает заснеженная цепь Кавказского хребта с громадой потухшего вулкана Эльбруса. И совсем уж крохотными кажутся на его фоне Джуца с Юцой.

В месте пересечения двух дорог поворачиваем налево. Большая часть ведущей к монастырю трехкилометровой асфальтовой ленты спрятана под пологом леса. О приближении к цели свидетельствует выбитое на огромной каменной глыбе изречение Иоанна Златоуста. Через 2,1 км от развилки достигаем крайней южной точки Бештаугорской кольцевой дороги, которая, вырвавшись из объятий леса, делает резкий изгиб вправо.

С поворота, над которым нависают скалы Лисьего Носа, открывается панорама западной части города с огромной чашей Новопятигорского озера в долине Подкумка. В былые времена безлесные, сегодня склоны Бештау под нами покрыты садовыми участками, хвойными насаждениями и зарослями кустарников. Главная доминанта северо-западного сектора обзора – купол горы Шелудивой с прилепившимися у его подножия кварталами села Винсады и города Лермонтова.

Со следующего поворота дороги, когда Лисий Нос остается за спиной, метрах в трехстах ниже асфальтовой ленты проглядывает крошечное блюдце водоема – Монастырское озеро. У ближнего к нам овала акватории с начала июня и по конец августа на водной глади просматриваются четыре зеленых плавающих островка с белыми «глазками». Спуститесь к воде, прикоснитесь к сказке!

Очаровательная и нежная белая кувшинка (Nymphaea alba-rosea) – царица вод и цветок русалок. О происхождении этого чудесного растения существует множество легенд. Название цветок получил в честь сказочных нимф, обитающих в воде. В славянских мифах представление о кувшинке издавна связывалось с загадочным образом русалки.

Цветки бело-розовой нимфеи раскрываются ранним утром, а поздним вечером закрываются. Если прийти на озеро перед рассветом или же переночевать на берегу, то можно пронаблюдать, как появляются эти цветы из воды. Это незабываемое зрелище!

Бутоны всплывают из глубины озера перед самым восходом солнца, а начинают раскрываться, едва солнечные лучи коснутся водной поверхности. В течение дня цветущие кувшинки следуют за движением светила, поворачивая плавающую головку в сторону его лучей. В полдень они раскрывают все свои лепестки. Потом цветки у них начинают постепенно закрываться, а цветок становится похожим на нераспустившийся бутон. Тут и происходит самое интересное – закрывшиеся бутоны медленно погружаются в воду. Это плети-стебли, укорачиваясь, втягивают цветы за собой. «Закрытие» цветка могут спровоцировать и набежавшие тучки…

Но вот мы снова на дороге и за очередным поворотом входим на территорию Второ-Афона.

Место, где быть обители, указал святой праведник Иоанн Кронштадский. Сама же мысль об устройстве скита и ее воплощение принадлежат настоятелю Иоанно-Богословской келии Хилендарского славяно-сербского монастыря иеромонаху Герасиму и инокам Иоанну и Сергию. Строительство было начато в 1903 г. Двенадцатого ноября 1904 г. последовал указ Святейшего синода об утверждении Второ-Афонского монастыря, а через 16 дней в рожденной на склоне Бештау обители состоялось освящение храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. Ктитором (старостой) монастыря стал великий князь Дмитрий Константинович, а его помощником – пятигорчанин, отставной полковник Дмитрий Павлович Шишков.

Из Пятигорска к монастырю устроили две дороги – колесную и пешеходную – протяженностью девять и шесть верст. Территория монастыря с трех сторон была окружена лиственным лесом. Здесь находился Благодатный родник, дававший необыкновенно вкусную холодную воду, которая по свинцовым трубам поступала в обитель. Монастырю принадлежали 120 десятин казенной земли с прекрасными сенокосами.

Просуществовал Второ-Афонский Успенский монастырь недолго. В период гонений на церковь летом 1927 г. он был упразднен, а его корпуса стали санаторием для героев Гражданской войны. В конце 30-х гг. строения монастыря отдали под приют для детей испанских коммунаров. После освобождения Ставрополья от фашистских захватчиков полуразрушенные стены бывшего очага православия оказались заброшенными.

В 1997 г. было принято решение о возрождении монастыря. Но восстановить собор на прежнем месте не удалось. Его поставили немного ниже. Там, где стоял старый, теперь храм особый – под открытым небом. Вместо стен – буки и сосны. Последние привезли сюда еще сто лет назад с легендарной святой горы Афон. К этому месту ведет каштановая аллея. Двадцать восьмого августа 2001 г. в день праздника Успения Божией Матери во вновь возведенном храме святого великомученика Георгия состоялось торжественное освящение вновь воссозданного Бештаугорского Второ-Афонского Успенского мужского монастыря.

Весной нынешнего года началось строительство главного храма, который будет в точности повторять контуры своего собрата на легендарной горе Афон. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру