– Средний бизнес растет высокими темпами, он показывает большую устойчивость в сложных условиях, – рассказал Михаил Эдуардович. – Это компании, у которых есть четкая стратегия развития. Бенефициары, как правило, являются основными менеджерами, принимают решения.
В отличие от крупных компаний (Газпром или Роснефть), они покупают не отдельные продукты на финансовом рынке, а ищут банки-партнеры. C точки зрения тактики, цель нашей работы в этом сегменте состоит в том, чтобы стать одним из таких банков.
В целом в России к среднему бизнесу можно отнести около 40 тысяч компаний с капиталом от 300 млн до 10 млрд руб. И, конечно, задача власти, общества содействовать более эффективной трансформации малого бизнеса, где у нас более 1,5 млн предприятий, включая индивидуальных предпринимателей, – в средний бизнес. Вот и мы в Группе ВТБ приняли стратегию поддержки среднего бизнеса.
Что касается наших приоритетов в работе со средним бизнесом, то ВТБ поддерживает компании инвестиционным кредитованием, долгосрочными кредитами, которые используются для их развития.
Сегодня наш портфель в среднем бизнесе превышает 350 млрд рублей. Это большая цифра и она растет высокими темпами, с начала года увеличилась на 20%, и, видимо, по итогам 2014 года вырастет на 40%.
Если же говорить о конечной цели ГБЛ, то суммарный кредитный портфель среднего бизнеса всей Группы ВТБ через 3 года составит 950 млрд рублей. Объем средств на текущих счетах достигнет 290, на депозитах – 270 млрд рублей. То есть всего – 560 млрд рублей.
Михаил Осеевский ответил на вопросы журналистов.
– На каких условиях банк ВТБ стал ключевым финансовым партнером компании «Арнест»?
– Мы предложили ГК «Арнест» комплексное решение вопросов, касающихся ведения бизнеса как в России, так и за рубежом. Как известно, у компании есть производство в Шотландии. И второе направление, которое мы финансируем, это сельское хозяйство. Ну и, несомненно, сами финансовые условия по кредиту, конкретные сроки выплаты, ставки и другие условия были комфортными для того, чтобы мы стали основным банковским кредитором компании.
– Каким образом будет разделен корпоративный сегмент в ВТБ согласно новой стратегии банка? Как в рамках данной перестройки будут перераспределены полномочия топ-менеджеров?
– Согласно выделению глобальной бизнес-линии «Средний бизнес» в рамках стратегии банка на 2014–2016 гг. руководителями среднего бизнеса в группе ВТБ назначены я и президент Банка Москвы Михаил Кузовлев.
Таким образом, в моем ведении будет три блока: Северо-Западный региональный центр, вся филиальная сеть ВТБ, а также департамент по кредитованию клиентов среднего бизнеса.
До последнего времени управленческая модель в банке была продуктовая. Ее основу для всех категорий юридических лиц составляли подразделения, которые занимались транзакционным бизнесом, кредитные подразделения и инвестиционно-банковские.
Сейчас эта матрица в банке меняется. Продуктовые подразделения разделятся по типу клиента. Соответственно, в ГБЛ «Средний бизнес» будут входить: клиентские подразделения, кредитное подразделение и подразделение по транзакционному бизнесу, которые будут отвечать за обслуживание клиентов среднего бизнеса.
– Как реализация стратегии коснется банков Группы ВТБ?
– В целом стратегия предполагает, что в течение 67 лет банки Группы будут объединены в универсальный банк ВТБ, который будет работать как с корпоративными клиентами, так и с физическими лицами. Этот процесс уже идет, он предполагает несколько направлений. Банк Москвы постепенно прекращает свое присутствие в регионах, в этом году закрываются 14 его филиалов. В целом ряде регионов банк ВТБ и ВТБ24 начал реализацию проектов по объединению в одном здании, кроме того, мы меняем и целый ряд функций: IT-платформы, работу с наличными денежными средствами, обеспечение безопасности.
Мы уже перешли к практическим шагам, которые пока без юридического объединения банков позволяют создать некую единую систему. Сам банк ВТБ тоже оптимизирует свою сеть. Мы закрыли 18 офисов в разных регионах. Хотим за три года сократить издержки, чтобы стать более эффективными, достичь более высоких показателей рентабельности. Это непростая задача, но мы ее, я думаю, решим.
– Какие перспективы для ВТБ вы видите в нашем регионе?
– Мы сегодня более активно работаем с промышленными предприятиями, но нарастает наша активность и в сельском хозяйстве. Поддерживаем сферу инфраструктуры, проекты, связанные с развитием здравниц, курортов. Эта сфера тоже стала привлекательной и показывает неплохие результаты. Поддерживаем кластеры, которые в последнее время появляются в Российской Федерации.
Всё зависит от региона. Если у власти есть новые идеи, какие сегменты они собираются развивать, мы внимательно их рассматриваем.