Быстро, комфортно, безопасно

Дорожную сеть Ставрополья модернизируют и в центральных, и в отдалённых районах

В нашей стране настолько привыкли ругать качество дорог, что это даже стало чем­то вроде национальной традиции. И чего уж греха таить, по сравнению со многими западными странами здесь мы действительно пока что заметно отстаём. Тому есть масса причин: исторических, экономических, климато-географических. Но в то же время всё познаётся в сравнении не только с компактно ухоженной Европой, но и с нами самими – пять, десять, двадцать лет назад. Сегодня даже самый скептически настроенный обыватель не может не заметить существенное улучшение в дорожной отрасли страны. И Ставропольский край в ряду других регионов – не исключение, а показательный пример.

Дорожную сеть Ставрополья модернизируют и в центральных, и в отдалённых районах

Совсем недавно мы рассказывали о визите в край министра транспорта России Максима Соколова. На трёхсторонней встрече с главой края Владимиром Владимировым и министром по делам Северного Кавказа Львом Кузнецовым были достигнуты важные договорённости, касающиеся переброски федеральных средств на реконструкцию проблемных участков подъездных путей к ставропольским аэропортам, что позволит улетающим, а также прилетающим пассажирам быстрее, удобнее, а главное – безопаснее добираться до пункта назначения. И во время визита корреспондента «МК-Кавказ» в министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края его глава Игорь Васильев как раз выехал в Москву для решения этих и других ключевых вопросов развития региональной дорожной сети на федеральном уровне.

Вместо него нашими «дорожными проводниками» по стратегическим для края и его жителей проектам стали заместители министра Александр Иванов и Андрей Лазуткин.

Что касается непосредственно федеральных средств, то уже в следующем или максимум в 2016 году стоит ждать существенных поступлений на реконструкцию подъездных путей к аэропортам Ставрополя и Минеральных Вод. И хотя краевой миндортранс не содержит дороги федерального значения, в рамках своих полномочий он как орган исполнительной власти Ставрополья выстраивает политику развития дорожной отрасли на всей территории региона. Тем более что эти приоритеты не раз обозначал глава края Владимир Владимиров.

Что касается краевого центра, то здесь со стороны Невинномысска по сути осталось всего два узких участка, «ложками дёгтя» портящими весьма достойную картину современной трассы. Это десять километров в районе хутора Извещательный и немногим больше на Южном обходе Ставрополя между двумя так называемыми кругами: дёминским и надеждинским. Реконструкция, фактически строительство новой дороги на месте старой, позволит повысить привлекательность воздушных ворот столицы края не только для жителей Невинномысска и близлежащих районов, но и для смежной территории соседнего Краснодарского края, что для развития аэропорта – существенный плюс.

В районе аэропорта «Минеральные Воды» также ожидают реконструкции 30 километров знаменитой «бетонки» – дороги на Кисловодск. Эта трасса, можно сказать, «лицо края» – ведь она связывает главный северокавказский аэропорт с Кисловодском, Ессентуками и Железноводском.

Кроме того, существует и проект нового обхода города Минеральные Воды рядом с горой Змейкой. Проект также призван повысить транспортную доступность минераловодского аэровокзала и курортов КМВ.

Впрочем, всё вышесказанное хоть и усиленно продвигается краевыми властями, но всё же имеет федеральную подоплёку. А всего дорог федерального подчинения в Ставропольском крае не так уж и много – 822 километра. В то время как дорог регионального подчинения, находящихся в собственности края, – 4287 километров. Из них порядка четырёх тысяч имеют усовершенствованное покрытие, переходное – около 450 километров. И лишь незначительная часть, всего 36 километров, – это пока грунтовка. Зато довольно протяженные «отрезки», суммарно превышающие 580 километров, проходят по территориям населенных пунктов Ставропольского края. Дороги общего пользования регионального значения имеют более двухсот искусственных сооружений: 197 мостов, 19 путепроводов и два тоннеля.

В первую очередь функционал министерства дорожного хозяйства и транспорта рассчитан на региональную сеть. Вопросы её содержания, реконструкции, ремонта, строительства – в непосредственном ведении этого органа.

В 2014 году усилия министерства в самой хлопотной сфере – строительства и реконструкции дорожных объектов – сосредоточены на возведении десяти объектов. И каждый стоит того, чтобы сказать о нём хотя бы несколько слов.

Абсолютно новая дорога протяжённостью 12 километров строится недалеко с Краснодарским краем, от посёлка Штурм к посёлку Дружба, она соединит по альтернативному и короткому пути Красногвардейский и Новоалександровский районы и, без преувеличения, придаст новый импульс развитию местной экономики. А жители близлежащих населённых пунктов получат возможность выбора более комфортного передвижения.

Завершён один из самых масштабных дорожных объектов края – третий пусковой комплекс, а с ним и весь обход Новоалександровска. Объект строили несколько лет. Решилась застарелая, но весьма острая проблема – жители города и его улицы наконец избавятся от бесконечного транспортного потока.

Подверглись реконструкции два участка известной трассы «Дон» (Ставрополь – Ростов-на-Дону). Это очень напряжённая, загруженная дорога. Её состояние на различных участках заметно отличается. И она модернизируется год от года поэтапно в плановом порядке. В этом году реконструкция трёхкилометрового участка уже завершена, осталось привести в соответствие ещё три километра.

Пожалуй, далеко не всем жителям Ставрополья о чём-либо скажет реконструкция автомобильной дороги между населёнными пунктами Новокавказский и Средний. Между тем дорога протяжённостью более восьми километров в Александровском районе крайне важна для местных жителей. Ведь многим из них больше не потребуется проделывать огромный крюк в своих краткосрочных и более долгих поездках.

Автодорогу Пятигорск – Георгиевск специалисты называют одной из самых напряжённых и аварийных в крае. Здесь расположен один из самых сложных транспортных узлов. Первая очередь объекта уже была оценена журналистами после сдачи как современная дорога класса по крайней мере, не хуже европейского: с транспортными развязками в разных уровнях, первой технической категории, с четырьмя полосами движения и разделительной полосой. Вторая очередь длиной более 15 километров состоит из семи пусковых комплексов, один из которых уже сдан. Здесь построено два моста, круговая развязка в районе станицы Лысогорской, и строительство будет продолжено. Эксперты признаются, что «раньше и представить себе было нельзя, что мы за краевые деньги будем строить такие дороги».

Недалеко отсюда полным ходом идёт реконструкция четырёхкилометрового участка автомобильной дороги Георгиевск – Новопавловск. Существующая трасса, ведущая в Кабардино-Балкарию, будет существенно расширена.

Весьма знаковый объект реконструкции – участок дороги Курская – Новотаврический – примыкание к автомобильной дороге Зеленокумск – Соломенское – Степное. Около семи километров обновлённой трассы выполняют важную миссию для развития восточных районов края и связывают два из них – Степновский и Курский.

Кстати, жители края, не бывавшие в этих местах, могут подумать, что в отдалённых районах с дорогами традиционно из рук вон плохо. Однако это совсем не так, по крайней мере в отношении отдалённых уголков Ставрополья. Курский район, граничащий сразу с двумя республиками – Чечнёй и Дагестаном – имеет, пожалуй, самую разветвлённую и наибольшую по протяженности дорожную сеть. И в последние годы в этих местах отремонтировано и построено немало дорожных объектов.

Автомобильная дорога Ставрополь – Тоннельный – Барсуковская знакома многим жителям и гостям столицы края как полноценный дублер ФАД «Кавказ». Раньше эту трассу называли «инспекторской». Её также планово приводят в порядок и реконструируют участок длиной в 6,5 километра.

Наконец, реконструкция участка автомобильной дороги, ведущей из Ставрополя в Минеральные Воды через село Александровское – это прежде всего вопрос безопасности. Дорога, дублирующая всё тот же ФАД «Кавказ» по направлению от столицы края к Кавказским Минеральным Водам, подвержена оползневым процессам.

Фактически реконструкция дороги – решение многолетних проблем, дело весьма затратное, не бросающееся на первый взгляд в глаза, но крайне необходимое.

Впрочем, перечисленные объекты хотя и крайне важны для развития региона, являются далеко не единственной заботой отраслевого министерства в сфере дорожного хозяйства. Если говорить о цифрах, то строительство и реконструкция дорог регионального значения занимают в «пироге» краевого дорожного фонда меньше четверти – на эти цели в 2014 году выделено около 1,5 миллиарда рублей.

При этом самый большой «кусок» в 2,5 миллиарда рублей уходит на текущее содержание и ремонт дорог. На капитальный ремонт – около 550 миллионов. А более 1,8 миллиарда рублей направлено на субсидии муниципальным образованиям.

Как известно, дорожный фонд пополняется от акцизов на ГСМ. При этом 90% получает край, а 10% напрямую уходят в муниципалитеты. Разумеется, на местах испытывают острый дефицит финансовых средств. Особенно если учесть, что муниципальных дорог в крае насчитывается, по последним данным, 14 225 километров. Но далеко не факт, что это точная цифра, ведь во многих муниципалитетах до сих пор остаётся нерешённой проблема полной и окончательной постановки на учёт дорожной сети. Хотя любой рачительный хозяин (глава органа местного самоуправления) не может не понимать, что чем больше дорог будет у муниципалитета на балансе, тем больше средств поступит в местный дорожный фонд.

Чтобы получить субсидию на строительство и реконструкцию, муниципалитетам необходимо за свой счёт заказать проектно-сметную документацию (для ремонта достаточно сметы). Субсидия выдаётся на условиях софинансирования 5% на 95% – разумеется, при значительном «перевесе» краевых денег.

В этом году субсидией воспользовалось 153 муниципальных образования – почти половина всех населённых пунктов края. Впрочем, желающих изначально было больше, но не все прошли конкурсный отбор, ведь одного желания мало, необходимо доказать, что субсидия будет потрачена с умом и достигнет социального эффекта.

Кстати, здесь есть свои лидеры и аутсайдеры. Дабы закончить наш рассказ на мажорной ноте, о последних не будем. А в качестве положительных примеров наши собеседники привели опыт Зеленокумска и Железноводска, где в последнее время улично-дворовое хозяйство заметно обновилось. Причём проблемы решаются в комплексе, когда, к примеру, магистральная улица, приведённая в порядок за краевые деньги, ремонтируется одновременно с примыкающими к ней улицами, переулками и дворами.

Жители и особенно гости этих, да и многих других городов, сёл и посёлков Ставропольского края заметили и одобрили перемены. А в этом, собственно, и заключается суть работы власти любого уровня.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру