К межэтническому согласию и примирению

Как сделать, чтобы люди разной культуры, веры, ментальности жили в городском социуме единой семьей

17 декабря 2014 в 11:37, просмотров: 748

Ставрополь является не только крупным промышленным, научным и культурным центром нашего края, он вобрал в себя всё этническое многообразие северокавказского региона со своими особенностями, традициями, устоями. И эта его особенность определяет статус города как площадку межнационального и межконфессионального диалога. А учитывая, что Ставрополь ещё и центр северокавказского студенчества, он ещё и школа его формирования.

К межэтническому согласию и примирению

Каким образом выстраивать этот диалог? В чем причина возникающих конфликтов? Как сделать так, чтобы люди разной культуры, веры, ментальности жили в городском социуме единой семьей в атмосфере добрососедства и уважения?

Поиску ответов на эти вопросы и была посвящена городская научно-практическая конференция «Ставрополь – город межэтнического согласия и межконфессионального диалога». В ней приняло участие более 300 представителей краевых и муниципальных органов власти, казачества, национально-культурных объединений, ученые, студенты, педагоги.

Примечательно, что данный форум собрался не после разыгравшейся трагедии с межнациональной составляющей, как это нередко случается, а с тем, чтобы наметить контуры общей работы по сохранению мира и безопасности в городе в сфере межэтнических отношений. Это свидетельствует о стремлении администрации города к системной работе в реализации национальной политики на территории муниципалитета. И то, что за последние годы в Ставрополе удалось избежать массовых волнений на межнациональной почве, говорит об определенных результатах этой работы. Это отметила в своем приветственном слове к участникам конференции и заместитель председателя правительства Ставропольского края Ирина Кувалдина.

Но, открывая столь представительный форум, глава администрации Ставрополя Андрей Джатдоев, поблагодарив актив города за работу и сотрудничество, заметил, что мы находимся в начале пути. Предстоит большая работа по закреплению достигнутого и решению возникающих проблем. И главное, не позволить внедриться в городской социум деструктивным элементам, способным расшатать имеющееся равновесие.

Андрей Джатдоев отметил важную роль в консолидации общества открытого в этом году Дома Дружбы, где сообща работают представленные в краевом центре национальные диаспоры и объединения.

В своем выступлении председатель комитета Думы Ставропольского края по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству Петр Марченко отметил, что причиной многих конфликтов является незнание местных обычаев, не способность приезжими молодыми людьми адаптироваться к новым условиям проживания. У нас не принято в повседневной жизни носить с собой нож, а тем более пускать его в ход по всякому поводу, нарушать общественный порядок и тишину во внеурочный час громкой музыкой и национальными танцами.

На законодательном уровне Дума Ставропольского края старается регулировать эти проблемы. Принят ряд законов, ограничивающих возможность подобных хулиганских проявлений и оберегающих покой граждан. Именно этим и принципиальной позицией администрации краевого центра, руководства учебных заведений можно объяснить то, что ночные лезгинки в Ставрополе перестали быть большой проблемой.

В своем выступлении Петр Петрович уделил внимание активной псевдорелигиозной деятельности, развернутой в последнее время в крае зарубежными эмиссарами. Она не только дестабилизирует достигнутый межконфессиональный баланс, но прямо ведет к экстремистским проявлениям в религиозной среде. Этой деятельности также необходим законодательный заслон. Но не только административным регулированием можно добиваться согласия и мира. Ведется работа и по поддержке национальных организаций на законодательном уровне.

Председатель миссионерского отдела Ставропольской и Невинномысской епархии протоиерей Владимир Волков отметил, что конфликты, национальная и религиозная неприязнь и вражда возникают тогда, когда человек покидает свою религию, свои основополагающие принципы. Религия уходит из души человека, и без этого внутреннего состояния религии, нравственного стрежня деградирует не только человек, но даже разваливаются государства и целые империи. Пример тому – Византия. Наша задача – воспитывать в человеке духовность и начало этой работы – в семье. Богословские споры об истинности той или иной религии, тех или иных постулатов надо оставить для богословов. Нам надо найти то, что сближает.

Эту позицию поддержал и имам Ставрополя Расул-Хаджи Ижаев. В своем выступлении он отметил, что в Коране говорится:

«Я создал вас, чтобы вы познавали друг друга». Мы мало знаем друг о друге, отсюда и недоверие, и напряженные отношения между людьми разных религий. Ислам – миролюбивая религия, а самые главные его враги – террористы. Любая религия несет мир и любовь, и самым лучшим из нас будет самым набожным. Необходимо вести работу по сохранению языка, культуры, веры всех граждан, населяющих наш край и город. И какое бы государство ни было успешным, оно не сможет урегулировать все взаимоотношения. Нужна большая работа и религиозных деятелей, и общественных организаций».

Александр Федоровский, доктор философских наук, профессор, проректор по науке и связям с общественностью Северо-Кавказского социального института обратил внимание участников конференции на то, что в техногенном обществе культурный продукт не возникает сам по себе. Его формирование происходит в силу определенных социальных технологий, воздействия на людей, общество в целом. И здесь необходим выстроенный процесс достижения положительного результата, ведущий от отказа от насилия, сохранения идентичности, налаживание контактов.

Это особенно важно в силу того, что носители разных менталитетов встречаются случайно, и резкое перемещение в иную среду создает предпосылки к конфликтам. Алгоритм действий здесь – из стихийно возникшей среды прийти к специально сформированному пространству, в котором и должно происходить осмысление и адекватное восприятие иной культуры. Это должно быть общим трендом усилий для всех участников процесса.

Развивая эту мысль, доктор социологических наук, заведующий кафедрой социологии и теологии Северо-Кавказского федерального университета Дмитрий Лушников уделил внимание проблемам формирования общероссийской идентичности. Он отметил, что после гибели советской цивилизации возник кризис постсоветской идентичности. В этих условиях рост региональной национальной идентичности несет в себе угрозу распада единого государства. В настоящее время это ярко проявляется на Украине, где идет столкновение украинской и русской идентичностей. Эти вызовы серьезны и должны учитываться в работе.

Среди причин формирования протестного потенциала в молодежной среде Андрей Михайлов, доктор социологических наук, профессор кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, главными назвал социальное неравенство и криминализацию экономики. Либерализация общественных устоев приводит к тому, что молодежь начинает жить совершенно по другим правилам, нежели старшее поколение. Эта переоценка ценностей и порождает новые смыслы в жизни, приводит к радикализации молодежи, ее маргинализации.

Игорь Бакланов, доктор философских наук, профессор кафедры философии Северо-Кавказского федерального университета, председатель Ставропольского отделения российского философского общества РАН, отметил, что Ставрополь как многонациональный город должен быть площадкой для диалога. В нашем городе не происходит столкновение цивилизаций. Все дело в том, что люди, имеющие разный уровень культуры и этничности относятся друг к другу с подозрением во злом умысле. А доверие или недоверие формируется в повседневной жизни в тех институтах, где человек проводит большую часть жизни. Вот почему необходимо работать не только сверху, но и снизу. Чаще проводить праздники улиц, районов, учить людей понимать чужую культуру, проникаться ею. Донести до каждого, что согласие и мир, формируемое сегодня – это будущее наших детей.

Алексей Селюков, Уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае, поделился тем, как ему, работая в Карачаево-Черкесской республике, было непросто найти свой стиль поведения, ассимилироваться в новых для себя условиях. Высокая ответственность, осознание того, что о тебе судят по всему народу, повышало требовательность к каждому поступку и слову.

Многие студенты, прибывающие к нам из соседних республик, попадают в русский мир впервые, и надо помочь им найти свой стиль поведения. Другого пути, как жить в многонациональном государстве, у нас нет.

Татьяна Маслова, доктор социологических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Северо-Кавказского социального института, говоря о проблемах внутренней миграции, среди главных задач определила экономическую, социально-психологическую и культурную интеграцию прибывающих к нам мигрантов. Ставропольский край – часть нашего общекавказского дома. И географическая, культурная схожесть, родственные связи многих прибывающих к нам соседей являются прочной основой для того, чтобы на основе социального доверия превратить их в настоящих граждан нашего Ставрополья.

После заинтересованного обсуждения назревших проблем в сфере межнациональных отношений на секциях итоги работы всей конференции были подведены на заключительном пленарном заседании в принятой резолюции.

Участники конференции одобрили опыт работы администрации Ставрополя в сфере гармонизации межнациональных отношений. Были высказаны предложения включить в сферу госудственно-частного партнерства и вопросы межнациональных отношений, что будет способствовать стабилизации ситуации в регионе и созданию благоприятного климата для инвестиций. Рекомендовано также включить в образовательные стандарты учебных заведений вопросы формирования общегражданской идентичности и укрепления межкультурного солидаризма.

Участники конференции высказались за продолжение мониторинга состояния межэтнических отношений, работы по гармонизации межнациональных отношений в городе и внесли предложение обсудить ход этой работы в следующем году на аналогичной конференции.



Партнеры