Прогноз без морали

Выборы атамана ТКВО назначены на 21 февраля текущего года. Состоятся ли?

Казачьи общества Терского войска различного уровня изо дня в день продолжают вести размеренную жизнь, решая важные текущие задачи: занимаются патриотическим воспитанием молодёжи, помогают в охране общественного порядка, возрождают культурные традиции. Большинство рядовых казаков честно тянет свою лямку, и на судьбину не очень любит жаловаться. А вот с верхушкой как-то не складывается, причём уже не первый год. И пустопорожнего горлопанства у некоторых казачьих лидеров хватает, и жалоб на долю горькую хоть отбавляй, и скандалы всевозможные им, к сожалению, совсем не чужды. И верховного атамана в ТВКО нет уже который месяц.

Выборы атамана ТКВО назначены на 21 февраля текущего года. Состоятся ли?

Почему так? Почему непростительно долгое время войсковое общество не может ответить себе на один из главных вопросов – кто поведёт его за собой к истинному, а не декларативному возрождению сословия? Когда, наконец, будет у терцев достойный, легитимный и, что важно, долгосрочный руководитель?

Позапрошлогодний атаман Клименко отметился несколькими скандалами, о которых только ленивый не говорил. Даже повторять смысла нет, настолько они были публично растиражированы. Временно поставили Бондарева – тоже ругань да раздрай. А тут и пресловутые общественники чурековы-инкавцовы подоспели со своими бидонами масла, чтобы в костёр казачьей междоусобицы плеснуть. Реестровое, нереестровое, общественное, государственное, вольница да подневольница… – понеслась полемика с налётом базарного скандала галопом в рай. Размахивание шашками, призывы «бить врага, спасать Россию», взаимные упрёки и обвинения...

И стыдно, и больно, и не к лицу всё это славному войску, давно и навечно покрывшему себя заслуженной, непреходящей славой. Зачем всё это, кому на пользу?

Поскольку реестровое казачество – люди государевы, федеральная власть и решила подсобить войску в лице полномочного представительства президента России в СКФО. Терцам была предложена кандидатура, которая, казалось бы, устраивала всех. Кадровый военный, боевой полковник, орденоносец, потомственный казак, да ещё и опытный государственный служащий Вячеслав Пилипенко (помощник полпреда) казался той личностью, которой под силу положить конец смутному времени. Так оно сначала и было, когда воодушевлённые атаманы, дружно избрав своего нового батьку и засучив рукава, принялись за работу.

И снова незадача. Дело непонятное, мутное, оставшееся без особых подробностей. То ли по состоянию здоровья, то ли из-за несогласования его кандидатуры в президентской администрации, но Пилипенко тоже оставил свой пост, не проработав на нём и полгода. Что ж, обидно. Но так иногда случается.

Опять без лидера. А тут и скандал очередной подоспел – с минераловодским районным атаманом Смирновым, который растерянному терскому казачеству ни чести, ни оптимизма не добавил. Горько и обидно было видеть грязное бельё (в переносном смысле, конечно), которое прилюдно ворошилось во время расследования этого громкого дела об убийстве. Всплыло многое – и долевое участие в частном охранном предприятии, и некие «земельные интересы». А в конечном итоге – коллективное убийство человека, показанное на всю страну, к истории с которым, как утверждают правоохранители, был причастен (прямо или косвенно – покажет следствие) минераловодский казачий руководитель.

Пламенная защита со стороны главы Ставропольского окружного общества Александра Фалько ни Смирнова от ареста не уберегла, ни ему самому авторитета не прибавила. И в самой казачьей среде этот факт вызвал очень большой резонанс. Кстати, по сведениям из различных источников, к Фалько у братьев-казаков и до этого случая накопилось немало претензий.

Что это? О ком и о чём идёт речь в контексте минераловодских событий? О пьяной сходке воротил теневого бизнеса? Какие могут быть казачьи районные атаманы в этом месте, в это время и при таких обстоятельствах? И какая гневная защита может быть со стороны окружного атамана – до полного расследования всех обстоятельств преступления? Стыдно, больно и неуместно, братцы.

Но период безвременья не был таким уж потерянным. Атаманам ТВКО удалось в этот срок провести несколько важных и успешных мероприятий даже без избранного руководителя. Среди них можно выделить выездное заседание Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, которое состоялось в Ставрополе в сентябре прошлого года.

Момент примечательный. Во-первых, было акцентировано место проведения столь важного мероприятия – Ставрополье. Во-вторых, на заседании был подчёркнут неизменный, исторически высокий статус ТВКО среди других войсковых обществ. И пусть казачьи атаманы приняли участие в этом мероприятии без своего предводителя, но уверенности у них по итогам Совета прибавилось.

Месяцем позже, в октябре, состоялась ещё одна важная встреча казачьих лидеров Северного Кавказа – с новым полпредом Сергеем Меликовым. На ней полномочный представитель президента России в СКФО заявил о своей полной поддержке войска во всех его конструктивных начинаниях. Меликов также выразил готовность рассмотреть и при необходимости поддержать новую кандидатуру атамана ТВКО, которую выдвинут сами казаки из числа авторитетных людей. Полпред даже акцентировал внимание на том, что он не будет навязывать терцам кого-либо, будучи уверенным в том, что казаки сами в состоянии найди достойную персону в своей среде.

Была отмечена целесообразность выстраивания дальнейшей работы войскового общества по давно проверенному и дееспособному образцу – Кубанскому войску. Также в качестве предложения казакам было озвучена идея – закрепить за Ставропольским краем статус базовой территории войска, хотя раньше таким центром традиционно считался Владикавказ.

Именно через Ставрополье Терское казачество должно впредь получать основную финансовую и организационную поддержку, а войсковой атаман в перспективе должен стать заместителем председателя правительства края. Это продиктовано несколькими причинами, в том числе геополитическими и экономическими. Атаманам и старикам эта идея понравилась.

Казалось бы, всё складывается нормально. Не гладко, но в правильном направлении. Вроде бы… А теперь посмотрим, что в сухом остатке.

После всех необходимых процедур промежуточного выдвижения-утверждения осталось несколько кандидатур на атаманскую должность. И каждая из них вызывает очень большие сомнения перед главными выборами, которые должны состояться уже меньше чем через месяц. Лица все знакомые. Дежавю. Ну что ж, рассмотрим перечень «потенциальных батек» ещё раз.

Депутат Ставропольской краевой думы Олег Губенко, который так и не получил высшего образования и по уставу войска элементарно не может быть атаманом (да ещё и находится в состоянии «полемики» с арестованным минераловодским атаманом Смирновым, который из-за решётки обвиняет его в причастности к земельно-имущественным махинациям).

Николай Спирин, кизлярский атаман. В контексте объявления Ставропольского края базой для ТВКО – человек далёкий. И территориально, и организационно. Не вдаваясь в подробности, можно уверенно заявить, что все беды казачества в Дагестане связаны непосредственно с ним, а точнее с его инертностью и склонностью к популизму.

Александр Фалько, ставропольский окружной атаман. Но про Фалько уже разговор был, не будем повторяться. Добавим лишь, что его авторитет в широкой казачьей среде далеко не бесспорен. В частности, в других субъектах СКФО.

Михаил Середенко, бывший заместитель бывшего атамана Клименко. Вроде бы и ставропольская кандидатура, да вот только Советом атаманов Ставропольского округа не поддержанная. Находится в жёсткой оппозиции к Фалько, но его собственная программа больше похожа на популистский прожект, чем на стратегию созидания. По-видимому, рассчитывает на широкую поддержку массы рядовых казаков. Сторонник объединения «реестровых» с «общественниками» и максимальной самостоятельности ТВКО. Но при этом напрочь игнорирует требования войскового устава к процедуре собственного выдвижения. Предвыборная же агитация сторонников Середенко всё больше напоминает привычный политический пиар – с полным набором соответствующих технологий.

Сергей Середа тоже ставропольский казак. Был военным, затем правоохранителем (в узких казачьих пересудах непочтительно применялись и другие термины). Является директором Ставропольского краевого казачьего центра и врио атамана войска. Но опыта руководства казачьим обществом любого уровня ещё не имеет. Соответственно, авторитет этой кандидатуры внутри самого ТВКО – под очень большим вопросом.

Примечательно, что только Середенко, как публично заявляет он сам и его окружение, из всех пяти кандидатов получил благословение митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла, члена Совета при президенте по делам казачества и главы синодального комитета по казачеству. Это тоже обязательное условие (по Уставу ТВКО) для будущего атамана. Но парадокс состоит в том, что другие кандидаты у архиерея такое благословение и не испрашивали. При этом владыка благожелательно их принимал и имел с ними тёплую беседу.

Возникает уместный вопрос: а в какой форме прошло благословение Середенко, которое кандидат и его окружение громогласно использует в качестве мощного козыря, подчёркивая при этом, что он – «единственный благословлённый»? Возможно, благожелательный приём остальных потенциальных атаманов тоже можно считать одобрением церковного иерарха на владение булавой?

Вопрос не такой уж простой, если разобраться. При всём огромном к ней уважении, не церковь выбирает атамана, а казаки. Но получается, что благословленный архиереем кандидат получает некие особые преференции, автоматически отсекающие его от конкурентов? Есть над чем задуматься. Получается, что и выборы тогда не нужны? Кто благословился – тот и атаман? Корректна ли ситуация?

Но и это далеко не всё, что вызывает сомнение в результативном исходе предстоящих выборов. Согласно 56-й статье Устава ТВКО, атаман войскового общества вступает в должность только после утверждения президентом страны и после предварительного согласования кандидатуры в администрации главы государства. Учитывая только малую часть обстоятельств, предшествующих и сопровождающих путь всех четырёх кандидатов к потенциальному атаманству, можно с большой долей уверенности предположить, что ни одна из них утверждена не будет.

На чем основано это предположение? Элементарно: и Губенко, и Спирин, и Фалько, и Середа уже выносились на рассмотрение президентского Совета по делам казачества в конце 2013 года и не были им согласованы. Что произошло с тех пор такого, что заставило бы москвичей пересмотреть подход к предложенным кандидатурам? Все осталось на своих местах, а что-то и ухудшилось: про образование Губенко уже говорили, Кизлярское окружное казачье общество в руинах, Фалько и Середа же на апрельском круге попытались совершить демарш против согласованной кандидатуры Пилипенко, но были показательно унижены 38-ю голосами в поддержку руководителя краевого казачьего центра. Незамеченным последнее обстоятельство явно не осталось.

Что это всё значит? А всё то же. Безатаманский период в феврале текущего года, по всей видимости, не завершится. К огромному сожалению. Плохо ли это? Плохо. Но это реальность текущего дня, те же грабли.

Что будет потом? Да ничего фатального. Рядовые казаки будут честно, но без избранного батьки, трудиться на местах на благо возрождения сословия, терпеливо ожидая реальную, отвечающую всем требованиям и закона, и насущных нужд, и интересам государства кандидатуру истинного лидера войска. Казачьи окружные общества различных уровней – организации достаточно самостоятельные.

Это был прогноз. А вот нравоучительной морали (скрытой или явной), которая обычно завершает многие образцы публицистического жанра, не будет. Кому она нужна? Всё предельно ясно без басенной морали.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру