Собственно поводом поднять тему благоустройства городских погостов стала похоронная церемония, проходившая на одном из владикавказских кладбищ. К несчастью всех, кто провожал в последний путь дорогого человека, погода выдалась дождливая. Церемония прощания с усопшим ушла на второй план – люди пытались устоять на ногах в грязевой жиже, которая была повсюду. Пожилая женщина, предусмотрительно надевшая на обувь целлофановые кульки, не удержав равновесие, упала, ей пришлось оказывать помощь. Больно было за родственников ушедшего, стыдливо извинявшихся перед траурной процессией, как будто именно они виноваты в том, что огромный отрезок кладбищенской дороги – весь в глубоких выбоинах и грязи.
Понятно, что неделька солнечной погоды несколько изменит картину – лужи высохнут, грязь затвердеет, можно будет хотя бы беспрепятственно передвигаться. Но жизнь устроена так, что люди расстаются с этим бренным миром не только в хорошую погоду, да и на могилы родственников и друзей хочется приходить по велению сердца, а не в соответствии с метеорологическим прогнозом.
Во Владикавказе всего семь кладбищ, три из которых – «Восточное», «Западное» и «Гизельское» – действующие, другие закрыты для захоронения из-за отсутствия свободной территории.
Мы решили проехать по всем трем, чтобы проверить реальное положение дел на месте. Сразу отметим – «Восточное» показалось одним из самых благоустроенных. Дорогу въезда, протяженностью почти 450 метров можно назвать даже приличной. Тут же недалеко – практически пустой мусорный бак, чуть дальше еще один. А через несколько десятков метров, как выяснилось позже, непозволительная роскошь – водопроводный кран! На этом блага цивилизации закончились.
Во-первых, дороги дальше все испещрены разного размера лужами. И если по главной, перепрыгивая от одного сухого островка к другому, ещё можно как-то передвигаться, то на боковых дорожках благополучно завязнешь в грязи. Во-вторых, само наличие мусорных баков ни о чем не говорит – подобраться к ним без специальной экипировки тоже проблема. Да и количество их весьма ограничено, территория же самого кладбища достаточно обширна. На местах новых захоронений и вовсе ужас! Передвигаться между могилами невероятно трудно – глинистая почва пудовыми комьями налипает на обувь.
Кладбища не обустроенные, неудобны для живых и сам это факт неуважения к мертвым – мнение родственников усопших, к которым мы обратились за комментариями.
Валентина Абрамова:
«Мои близкие похоронены на Восточном кладбище. Хотя говорят, что оно одно из самых благоустроенных, в это слабо верится. В пасмурную погоду невозможно проехать даже на машине, а уж пешком без резиновых сапог и бахил вообще не пройти. Из-за отсутствия дороги люди вынужденно ходят прямо по могилам. Хоть бы щебенкой посыпали, чтобы грязь ногами не месить. Мы сами привезли машину щебня, чтобы дорогу к могиле моей сестры засыпать, иначе туда добраться просто было нельзя. Мусорные контейнеры стоят в самом начале, и тем, у кого могилы близких находятся в середине кладбища и дальше – на новых захоронениях – мусор приходится выбрасывать на обочину дороги».
Жительница Владикавказа Сима Дзасохова солидарна с предыдущим высказыванием:
«Я очень часто хожу на могилу своего сына, он похоронен на Гизельском кладбище. Во-первых, очень хочется, чтобы провели сюда воду, люди вынуждены приносить ее в бутылках. Пройти к могилам без бахил или пакетов на ногах в непогоду вообще невозможно – настолько грязно. Дорога к кладбищу разбита, вся в выбоинах. Окрестности иных городских свалок приличнее выглядят, а у нас скорбное место вызывает чувство стыда.
Лично я видела, как забуксовал огромный джип, и мужчинам пришлось выталкивать его из большой лужи. Похороны и все, что с ними связано, обходятся очень дорого – 16 500 рублей стоит само место, 14 000 – опалубка на могилу. Неужели нельзя достойно содержать кладбища – ведь в Осетии испокон веков места могил близких всегда считались святыми».
На Гизельском кладбище – асфальтированная дорога кончается на подъезде к местам новых захоронений – и здесь действительно жуткое месиво. Кое-где видны самодельные дорожки из разбросанных кирпичей, но и они уже утонули. Невозможно представить, как здесь можно вообще передвигаться. К слову сказать, картина на разных кладбищах практически везде одинаковая – разная только степень грязевой субстанции – где-то больше, где-то еще больше. Нормальной благоустроенной дороги нет ни на одном городском погосте. Как впрочем, и каких-то еще признаков цивилизованного подхода к содержанию мест захоронений.
Но самое сильное впечатление произвела дорога к Западным кладбищам – вот уж где буйство красок, грубо нарушающее спокойствие природного ландшафта. Уже не кучки, а настоящие горы мусора. Несанкционированную свалку жители города устроили прямо рядом с кладбищами!
Во всех цивилизованных городах содержание кладбищ – обязанность местных властей, которые или выделяют на эту статью расходов средства из бюджета или заключают договор с компанией на выполнение работ по содержанию и эксплуатации кладбищ, оказание ритуальных и иных услуг, связанных с погребением. Такие компании не просто извлекают для себя прибыль, но и тратят заработанные средства на благоустройство последних пристанищ. В их обязанности входят закупка дополнительных контейнеров для мусора, ремонт дорожек, обустройство поливочных водопроводов, создание зон отдыха для посетителей.
Организацией, обслуживающей все кладбища Владикавказа, является муниципальное предприятие «Похоронное обслуживание», директор которого Солтан Цховребов заверил нас, что перед Пасхой, как только позволит погода, все городские кладбища будут приведены в порядок. Получается, что накопившиеся в течение года работы, оказывается можно сделать за несколько недель?
По словам Цховребова, на Восточном кладбище засыпано 450 метров дороги, она утрамбована, но не заасфальтирована. В планах закольцевать эту дорогу, опять при подходящих погодных условиях. Они же стали главной причиной, по которой Гизельское кладбище утопает в грязи. Как только станет солнечно, руководитель предприятия обещал привести в порядок и эту дорогу.
«Что касается мусорной свалки на Западном, – говорит Солтан Цховребов, – в прошлом году к Пасхе городские власти обязали убрать ее. Убрали, все было чисто – в течение года это безобразие появилось снова. Кто только не выбрасывает там мусор: на машинах приезжают и своим ходом приносят, более того, еще и отходы с бойни выбрасывают, представляете, какой запах там стоит в жаркую погоду! Мы засыпаем отходы землей.
Есть органы, которые должны следить, чтобы не нарушался порядок, к примеру, городская техническая инспекция. Даже если один день они там подежурят, обязательно нарушителей поймают. Я же свалку больше убирать не буду».
Как утверждает руководитель ООО «Похоронное обслуживание», денег на благоустройство кладбищ администрация города не выделяет – организация работает по хозрасчетному принципу. Дополнительные места рядом с безвозмездно выделяемым участком – платные. Эти средства и расходуются на благоустройство – поддержание дорог, уборку. Но денег на многое не хватает.
А теперь поупражняемся в математике: выкопать могилу стоит 5000 рублей, наем катафалка – 1900 рублей. Квадратный метр земли на кладбище 5000 рублей – одно место обходится примерно в 15 000 рублей. Каждый год в городе хоронят около 2–2,5 тысячи человек. Считаем дальше – КамАЗ гравия (десять кубов) стоит 2000 рублей плюс доставка. То есть стоимости одного места может хватить почти на семьдесят кубов гравия. Наверняка этого хватит, чтобы засыпать внушительный отрезок дороги.
Вопрос, почему это не делается, должен возникать у других органов – надзорных. У нас, простых горожан, по-прежнему только один: «Когда кладбища станут по-настоящему благоустроенными?». Что же, дождемся Пасхи, после которой обязательно повторим свой рейд.