Сергей Шумский: «В этом году идём на рекорд»

В «Казьминском» планируют собрать 105 тысяч тонн зерна

Уборка урожая пшеницы на Ставрополье подходит к концу. Завершается она и в одном из лучших хозяйств юга России – СПК колхозе-племзаводе «Казьминский». В этом убедились корреспонденты «МК-Кавказ», побывавшие в минувшую пятницу в хозяйстве.

В «Казьминском» планируют собрать 105 тысяч тонн зерна
Сергей Шумский. Фото: Татьяна Матяж.

Жить можно

Нашим гидом на полях, где собственно и происходила, как говорили в советские времена, битва за урожай, стал главный агроном СПК Александр Остриков. Предварительно мы поговорили с ним «за жизнь».

– Александр Васильевич, каковы на данный момент результаты уборки?

– На сегодня мы убрали озимой пшеницы более чем с 6 тысяч га из имеющихся у нас 9 700 гектаров. Это более 76 тысяч тонн. Ежедневно убираем по 5 – 6 тыс. тонн. Такого урожая у нас никогда не было. Пшеницы собираем свыше 80 центнеров с гектара, а средняя урожайность по колхозу – 83 центнера с гектара.

– А в прошлом году?

– Урожайным у нас был позапрошлый год, когда мы собрали 96 тысяч тонн зерновых колосовых и зернобобовых культур. А в прошлом году мы немного не добрали. Собрали 86 тысяч тонн. В этом рассчитываем собрать где-то в пределах 105 тысяч тонн, превысив тот рекорд, который у нас получился в 2013 году.

– Какие отрасли у вас в хозяйстве наиболее прибыльны?

– В основном – растениеводство. От животноводства прибыли гораздо меньше. Занимаемся всеми культурами, которые выращиваются в Ставропольском крае. Есть у нас 2 700 га озимого ячменя, 9 700 га озимой пшеницы, 930 га сои, 2 400 га кукурузы, 2 100 га подсолнечника, 1300 га озимого рапса, 3 509 га свеклы. К слову, мы основной производитель сахарной свёклы в крае. Производим её около 300 тыс. тонн, но в последние годы была проблема со стоимостью сахара. Получалось так, что мы работали с нулевой прибылью. Пришлось сокращать производство свеклы. Сейчас цена на сахар растет, и мы расширяем посевные площади. Всю свеклу вывозим в Краснодарский край на Успенский сахарный завод – самый мощный в России.

– Как работают ваши краснодарские отделения?

– У нас два отделения находятся в Краснодарском крае и два – в Ставропольском. Сегодня краснодарские отделения работают на уровне, который задаёт колхоз «Казьминский». А когда мы туда пришли в середине 90-х, там ничего не производилось, поля заросли сорняками. Сейчас всё работает стабильно. Урожайность везде на одном уровне, потому что техника, условия труда и технология одинаковые.

– А какая у вас технология?

– То, что есть новейшего в мире, применяется у нас в хозяйстве. Это, к примеру, система минеральных удобрений. Кочубеевский район является лидером в крае по внесению минеральных удобрений. Если в других хозяйствах края вносится

150 кг удобрений на 1 гектар, то мы вносим в пределах 300 кг в действующем веществе. Используем современную передовую сельхозтехнику. В посевной кампании используем сеялки «Вадерштад рапид». Это самые лучшие в мире сеялки, но и самые дорогие. Только за счёт качества сева, который обеспечивают эти агрегаты, хозяйству удаётся повысить урожайность культур на 3 – 4 центнера с гектара.

Плюс люди, и в первую очередь – наши руководители, которые правильно и умело руководят хозяйством. Сначала это был Александр Алексеевич Шумский, который проработал 35 лет председателем колхоза, потом его сменил сын – Сергей Александрович, который все преумножает и модернизирует. Работает только на улучшение.

– Кризис вас как-то затрагивает?

– Затрагивает по большому счету председателя, а народ, который работает на нашем производстве, сильно не страдают. Конечно, цены на все поднялись, это мы чувствуем, но жить можно.

– Зарплаты работникам не снижаете?

– Наоборот, собираемся поднимать, потому что зарплата – это основной показатель. Механизаторы около 700 тыс. руб-лей в год получают. У нас сейчас плохих механизаторов нет, всех можно назвать передовиками. Механизаторами мы укомплектованы полностью. Не хватает специалистов. Молодежи в вузах учится много, но возвращаться в село большинство из них не планирует.

– Недавно губернатор собирал руководителей сельхозпредприятий по поводу оказания социальной помощи территориям. Просил их о содействии. К вашему хозяйству этот посыл относится?

– Наверное, имеются в виду агрохолдинги, в которых я не вижу ничего хорошего. Там работают по 30 человек, остальные сидят по домам. Деревни рушатся, руководство на социалку не дает ни копейки. Мол, «я плачу налоги, вот эти деньги и используйте». А сами живут в лучшем случае в Москве, в «худшем» – в Лондоне.

Наши начальники все здесь, соответственно, то, как живут окружающие их люди, касается и их лично. Поэтому наше хозяйство строит в селе дороги, спортивные сооружения, церковь, всемерно помогает учреждениям образования и здравоохранения. То, о чем говорил губернатор, мы делаем со дня основания колхоза.

– Как у вас со сбытом продукции? Зерно с прошлого года осталось?

– Ничего не осталось. Мы его продаем в течение года. У нас есть свои склады для хранения. Всё зерно сначала перерабатываем, потом затариваем склады, и ждем хорошей цены. Элеваторами не пользуемся.

– Значит, у вас эффективно работают люди, занимающиеся сбытом.

– Этим занимается сам председатель. Если бы сбытом занималось несколько людей, было бы гораздо хуже. Нам неважно, кто покупатель. Главное, чтобы он платил деньги. Покупают и ростовские, и краснодарские компании. В основном те, которые экспортируют зерно за рубеж.

– Как поживает ваше элитное стадо?

– 14 тысяч тонн молока мы надоили в прошлом году. Поголовье КРС не увеличивали, показатели повысили за счет увеличения надоя на одну фуражную корову.

– А с кормами как?

– По кормам мы уже все планы перевыполнили. Сенаж заготовили, и дальше будет заготавливать. При плане 960 тонн уже собрали вдвое больше. Так что кормами мы обеспечены полностью. Сегодня коров кормим не хуже, чем людей. Там столько всяких добавок к основным кормам, что и не пересчитать.

Машины на старт!

На место, где была сконцентрирована для уборки техника, мы прибыли часам к девяти. Солнышко пригревало уже хорошо. Комбайнеры прогревали двигатели, «продували» ёмкости, протирали стекла, а то и просто чего-то ждали.

– Они команды ждут? – полюбопытствовали мы.

– Уборка рано утром не начинается, влажность пшеницы с утра повышенная, – пояснил Александр Васильевич. – Сухое зерно убираем. Поэтому колхоз «Казьминский» и впереди. Как в советское время, как в смутные, тяжелые времена, когда все бежали отсюда, тащили всё, что плохо лежит, так и сейчас. В колхозе каждый месяц платили зарплату, причем деньгами, а не продукцией.

Все комбайны были импортными – красные «Палессе» и желтенькие «Нью Холланды». Работать на них – одно удовольствие.

Кто же сядет за штурвалы комбайнов?

– Это наши механизаторы, сегодня они комбайнеры, – представляет главный агроном. – Когда уберем зерновые колосовые и зернобобовые культуры, они будут работать на уборке подсолнечника, свеклы, кукурузы, на посеве, на подготовке почвы. Они у нас универсальные солдаты. Есть и ребята, которые учатся в вузе, приходят на время уборки подзаработать.

Среди них был внук Александра Алексеевича и племянник Сергея Александровича (Шумских) – Николай.

Рядом стояли большегрузные МАЗы с прицепами. Машинам предстояло доставлять зерно с поля на тока. Со слов Острикова, водители все местные жители, «наемников» на уборку хозяйство не привлекает. Автомобили тоже свои, в колхозе больше 50 большегрузных машин, а в целом автопарк хозяйства насчитывает более 200 единиц транспорта.

Впрочем, как рассказал Александр Васильевич, на подсобных работах труд наемных рабочих используется. В колхоз уже не первый год приезжают на заработки жители Западной Украины, где жить становится всё труднее.

Главного агронома отвлек телефонный звонок. Звонил заместитель председателя колхоза Александр Алексеевич Шумский, интересовался результатами уборки в районе.

– В районе так же, как и у нас, ничего не изменилось. Я смотрел сводку, – ответил Александр Васильевич, и, обращаясь к нам, пояснил: – Александр Алексеевич сейчас в отпуске, но переживает за всё. Всегда участвует в объездах, смотрит, как это всё происходит, какие-то указания дает.

– А как Шумский-старший участвует в делах колхоза?

– За последние два года по инициативе Александра Алексеевича мы построили складские помещения вместимостью около 15 тысяч тонн зерна. Хотя сегодня они полностью наши потребности не покрывают, нам нужны дополнительные площади. Но если бы мы их не построили в прошлом, позапрошлом году, зерно хранить было бы негде. Пришлось бы его либо продавать, либо хранить под открытым небом.

Так что Александр Алексеевич принимает самое активное участие в работе нашего хозяйства, хотя ему уже 77 лет. Человек переживает за дело, которому отдал всю свою сознательную жизнь. Переживает не только за хозяйство, но и за село, в котором сегодня проживает 7 тысяч населения.

А всего на территории нашего колхоза живут 12 тыс. человек. Основные населенные пункты кроме Казьминского – Благодарное в Отрадненском районе, Вревское в Кочубеевском, Гусаровское в Отрадненском районе.

В это время начальник уборочно-транспортного комплекса № 1 Иван Полуянов дал команду «По машинам!», комбайнеры заняли свои места за штурвалами и стали выдвигаться на закрепленные участки. На одном из них мы побывали.

Это было красиво. «Голландцы» шли по полю, как корабли по застывшему в штиле морю. Вместо кильватерной струи за ними оставались полосы сжатой пшеницы…

В центре нескольких полей мы увидели участки целой пшеницы. Заметив наш интерес, Александр Остриков сказал, что это пшеница другого сорта, которая будет убрана позднее.

Заинтересовали нас и участки гибридизации культур.

– Уже на протяжении 20 лет мы сотрудничаем со всемирно известной фирмой «Евралис Семенс», – пояснил главный агроном. – Качество семян нас полностью устраивает, и урожайность высокая. В хозяйстве имеется участок гибридизации подсолнечника площадью 200 га, кукурузы – 600 га, есть участок гибридизации озимого рапса в пределах 30 га.

Следует добавить, что в «Казьминском» уже много лет успешно работает завод по калибровке кукурузы. В год он выдаёт до 5 тысяч тонн семян. Они отправляются не только в хозяйства Ставрополья, но и во многие регионы страны. Семена охотно покупают сельхозпредприятия и фермеры Оренбургской, Воронежской, Саратовской, Ростовской областей.

Надеемся на лучшее

Вернувшись в центральную усадьбу, мы поговорили с председателем колхоза Сергеем Шумским на более глобальные темы. Правда, тон нашего разговора получился скорее минорным, чем мажорным.

Поскольку на наш вопрос о том, коснулся ли кризис хозяйства, главный агроном «передвинул стрелку» на председателя, мы задали его и Сергею Александровичу.

– Конечно, коснулся, как и всех в стране, – ответил он. – Мы же не на Луне живем. У нас все вопросы решаются за счет производителя. Когда заходили на международный рынок, демпинговали по ценам. А ведь это хорошее поступление валюты. Не понимаю, зачем ограничивали экспорт. Продовольственным зерном свиней не кормят, наоборот надо его продавать, чтобы получать валютную выручку. А нас опять ограничивают. Но нам же надо выживать, закупать технику, она опять подорожала. Налоги увеличились… Если в 2008 году мы заплатили 60 млн руб-лей, то в прошлом – 190 миллионов. Затраты выросли намного, а прибыль осталась примерно на прежнем уровне, в районе 400 – 500 миллионов.

Помощи от государства я не вижу никакой. Если в прошлом году были субсидии по кредитам, то в этом году никто ничего даже не обещает, хотя ставки по кредитам банки повысили.

– Ваше хозяйство может самостоятельно вести внешнеэкономическую деятельность?

– Мы пытались, даже транспорт взяли под это дело. Была площадка на Азовском море, через брокера. А потом ввели эмбарго на вывоз зерна. Больше попыток мы не делали. Это сложный вопрос, потому что деньги нам перечисляют, когда баржа отходит. А если не перечислят, но зерно уже ушло?

Могут и пошлину повысить. У нас нельзя нормально вести бизнес, потому что не знаешь, что будет завтра.

Но мы работаем. Наша задача – получить как можно больший урожай. Думаю, он будет по всем культурам. У нас неплохие виды на кукурузу, подсолнечник… Так что теперь стоит вопрос только о цене.

– Какие планы на ближайшее будущее?

– План один – выжить и хотя бы чуть-чуть зарплату людям увеличить. Мы ведь для людей работаем.

Технику вот прекратили покупать. Правда, у нас все есть. В прошлом году купили оборудования на 260 млн рублей. Хотим и дальше жить лучше, но…

Уборку, я думаю, закончим в течение недели. В этом году идем на рекорд по зерну. Это позволит пережить тяжелые времена.

Будем и дальше повышать урожайность. Занимаемся технологиями, будем внедрять новые сорта, работать над качеством подготовки семян. Подготовка почвы у нас хорошая. Но у нас сложность по сравнению с другими хозяйствами, около трети посевов – поздние. Кукурузу убираем, и сразу сеем, что не очень хорошо, потому что влаги уже много. Это тоже влияет на урожай, но здесь уже ничего не сделаешь.

Смотрим по спутнику на поля, что дает возможность корректировать их обработку. Думаем перейти на беспилотники, потому что в плохую погоду из космоса поля не видно.

Конечно, хочется, чтобы был и хороший урожай, и хорошие цены. Поэтому надеемся на лучшее, но, как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай.

 

Справка "МК-Кавказ"

Колхоз «Казьминский» образован в 1929 году. Численность работающих колхозников – около 1500. Основной вид деятельности – производство, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции, разведение племенного скота и его реализация.

Хозяйство имеет 28,5 тысячи га пашни. Выращиваются зерновые культуры: кукуруза, пшеница, ячмень, овес, подсолнечник... В эксплуатации две мельницы мощностью до 60 тонн муки в сутки. Для колхозников работают 7 магазинов, 2 пекарни, ежедневно выпекающие 8 тонн хлеба и большой ассортимент хлебобулочных изделий.

Колхозное стадо насчитывает около 1650 коров, а ежедневный надой молока составляет 35 – 40 тонн. Молоко перерабатывается Ставропольским молочным комбинатом.

По последним показателям колхоз находится в первой десятке из 300 лучших хозяйств России.

 

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру