В Ставропольском филиале РАНХиГС продолжается проект «Открытая академия»

Проводятся публичные лекции на актуальные темы

В рамках проекта «Открытая академия» проводятся публичные лекции на актуальные темы, предназначенные для самого широкого круга слушателей. Новый учебный год начался с эксклюзивной лекции признанного специалиста в области гражданского права доктора юридических наук, профессора кафедры гражданско-правовых дисциплин филиала Светланы Шевчук на тему: «Проблемы совершенствования правового статуса юридических лиц». 

Проводятся публичные лекции на актуальные темы
Выступление Светланы Шевчук. Фото: Ставропольский филиал РАНХиГС.

«Take your chance! Используйте свой шанс! Это не просто возможность услышать уникальную правовую информацию, с авторским взглядом на ряд проблем, но и отличный мастер-класс для молодых преподавателей», – призвал аудиторию директор филиала Юрий Васильев.

Мы задали Светлане Степановне несколько вопросов, которые вызывают особый интерес как у ученых-юристов, так и у практиков, специализирующихся в области юридического сопровождения деятельности корпораций.

– Насколько прогрессивны новеллы Гражданского кодекса, касающиеся статуса юридических лиц? Отражают ли они современные реалии, потребности практики или являются очередной попыткой систематизации законодательства?

– Основные новеллы института юридического лица действительно являются прогрессивными, отражают действительность и соответствуют современным реалиям. Однако наряду с ними есть масса норм, которые можно охарактеризовать как нормы, продолжающие противоречить друг другу и основным канонам Гражданского кодекса. К ним, например, можно отнести нормы, касающиеся не очень понятного правового статуса органов юридического лица. То же можно сказать и о нормах, которые закрепили огромное количество, без всякой для этого надобности, некоммерческих юридических лиц и сохраняющаяся практика существования массы законов, регулирующих отдельные организационно-правовые формы, которых около 90.

– Если говорить о реформе главы 4 Гражданского кодекса «юридические лица» следует заметить, что изменилось само понятие юридического лица, новая формулировка которого закреплена нормой статьи 48. Насколько оно совершенно, ведь известно, что во многих зарубежных кодификациях легальное определение юридического лица вообще отсутствует.

– Действительно, наше гражданское законодательство, в современных условиях, практически единственное, в котором сохранилось легальное определение юридического лица. На мой взгляд, это не является положительным моментом, поскольку, несмотря на коррекцию этого определения, а именно исключение исчерпывающего перечня вещных прав, на основе которых обособляется имущество, продолжает сохраняться целый ряд признаков, которые не отвечают правовому статусу всех юридических лиц. Это касается, прежде всего, организационного единства и самостоятельной имущественной ответственности.

– Каково ваше мнение, относительно такого существенного момента, как закрепление в Гражданском кодексе понятий «корпоративная организация», «корпоративные права»?

– На сегодня само понятие «корпоративная организация», которое закреплено в гражданском кодексе, даже с точки зрения предварительных результатов изучения этого понятие не является полным и совершенным. Что касается «корпоративных прав», то это понятие является производным от «корпоративной организации», то есть это права, которые принадлежат членам корпоративной организации. Корпоративные права, как таковые, на сегодняшний день отражены в своем большинстве, но далеко не все, и это позволяет говорить, что ни «корпорация», ни «корпоративные права», в настоящее время не могут считаться определениями полными и вбирающими в себя все признаки. Они нуждаются в дальнейшем изучении и осмыслении.

– Оправдан ли подход законодателя, согласно которому корпорациями теперь могут считаться не только коммерческие, но и некоммерческие организации?

– Да, некоммерческие организации тоже могут быть основаны на членстве и на их праве выбирать органы – это есть признаки корпорации. Во многих общественных организациях сохраняется членство и возможность выбирать органы, поэтому я считаю, что да это оправдано.

– Вопрос, который волнует многих предпринимателей: после принятия соответствующих поправок упростились или, наоборот: усложнились процедуры государственной регистрации и ликвидации юридических лиц?

– После принятия соответствующих поправок процедуры государственной регистрации не усложнились, но усовершенствовались. И заключается совершенствование в том, что теперь, при государственной регистрации учитываются новеллы, которые позволяют обеспечить интересы всех заинтересованных лиц. При процедуре регистрации теперь проверяется все: и соответствие учредительных документов, внесенных изменений, проверяется и делается доступным для всех заинтересованных лиц эти изменения, поэтому, мне кажется, она не упрощена, но она дополнена теми необходимыми моментами, которые направлены на защиту интересов участников гражданского оборота. Ликвидация юридических лиц практически не претерпела существенных изменений, реорганизация да, а ликвидация нет – установлено, кто имеет право принимать участие в ликвидационной комиссии, очередность – все это осталось.

Видеозапись лекции можно посмотреть на сайте филиала в разделе «Открытая академия».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру