На Ставрополье обсудили соработничество на благо Отечества

В Михайловске состоялась научно-практическая конференция

На базе Многопрофильного техникума имени казачьего генерала С.С. Николаева состоялась научно-практическая конференция «Государство, церковь и казачество – соработничество на благо Отечества». Ее организаторами выступил комитет по взаимодействию с казачеством Ставропольской и Невинномысской епархии, Михайловское станичное казачье общество и Ставропольское окружное казачье общество ТВКО при поддержке Федерального агентства по делам молодежи.

В Михайловске состоялась научно-практическая конференция
Президиум конференции. Фото: Игорь Кочубеев.

В конференции приняли участие представители духовенства епархий Северо-Кавказского федерального округа, окормляющие казачьи общества, атаманы и заместители атаманов по взаимодействию с Русской православной церковью, руководители образовательных организаций, представители органов государственной власти и СМИ, деятели науки, культуры и образования, представители казачьих обществ, ответственные за организацию казачьего образования и работу с казачьей молодежью.

Участники конференции.

Открывая конференцию, войсковой священник Терского войскового казачьего общества протоиерей Павел Самойленко передал благословение митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла. Подводя итоги уходящего года, он отметил, что Терское войско располагается на территории пяти субъектов Северо-Кавказского федерального округ и пяти епархий Русской православной церкви. Но это не мешает нам быть едиными. Степень нашего единства, пути дальнейшего нашего движения по укреплению позиций казачества и Русской православной церкви в регионе – главный предмет обсуждения на этом форуме. Что удалось сделать, где дали слабину, какие вызовы и проблемы преподносит наше непростое время, и как их мы будем решать в соработничестве казачества и церкви.

Прошедший год был ознаменован многими знаковыми событиями в жизни казачества. Избранием атамана Терского войскового казачьего общества был положен конец периоду безвластия в войске. В Новочеркасске состоялся V Всемирный конгресс казачества, в работе которого принял участие Патриарх Всея Руси Алексий II, взявший казачество под свое личное водительство. На этом конгрессе была принята Концепция Русской православной церкви по духовному окормлению казачества, ставшей основополагающим документом в сфере взаимодействия церкви и казачества. Концепция явилась итогом пятилетней работы Синодального комитета Московского Патриархата по делам казачества, возглавляемом митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом. Все это говорит о том, что казачье движение, проделав 25-летний путь своего возрождения, уверенно набирает обороты.

Казачество XXI века активно влияет на общественно-политические процессы в стране и все также является опорой государства, отметил в своем выступлении атаман Терского войскового казачьего общества Александр Журавский. Однако огромный потенциал казачества до сих пор не до конца задействован и используется не в полной мере. И в этом направлении нам много еще предстоит сделать.

Одним из важных направлений в этой работе является работа с детьми. По утверждению представителя министерства образования Ставропольского края Ольги Пикаловой, количество классов с казачьим компонентом образования в последние годы неуклонно растет. В настоящее время порядка пяти тысяч детей учатся в классах с казачьим компонентом преподавания. Работают специализированные казачьи школы, лицеи, учебные заведения профессиональной подготовки. В них учат не только рабочим профессиям, но и быть хозяевами своей земли, рачительному к ней отношению.

Казачье образование востребовано и детьми и родителями, поскольку кроме знаний дает детям много другого. Здесь крепче дисциплина, глубже изучается история Россия и своего края, хорошая физическая подготовка.

В прозвучавшей полемике по проблемам казачьего образования был затронут вопрос духовно-нравственного, православного компонента, без которого нет и не может быть воспитания молодых казачат. Позиция профильного министерства – образование в стране носит светский характер и религиозные вопросы должны решаться вне рамок общеобразовательной школы, в воскресных школах при храмах, семье, казачьих обществах. В учебном процессе знакомство с основами религии решается в рамках специальных курсов и занятий. В ходе дискуссии было высказано мнение, что светское не значит бездуховное, и союз образовательных учреждений, церкви и казачьих обществ должен всемерно крепнуть и развиваться.

Тема светскости и духовности неожиданно получила свое продолжение при обсуждении вопросов экономической составляющей жизни казачьих обществ. Доктор экономических наук, профессор Северо-Кавказского федерального университета Анатолий Белоусов в своем выступлении поддержал тезис о том, что нет в чистом виде светского подхода не только в духовно-нравственной сфере, но и в сфере экономики. По мнению ученого, все авторы экономических реформ в нашей стране получили образование за рубежом, основанном на протестантской этике и морали, в основе которых лежит прибыль, индивидуализм, американские ценности и образ жизни. Вот почему экономическая модель, успешно действующая за рубежом, легшая на другую морально-нравственную основу, не сработала у нас в стране. В дореволюционный период власть активно поддерживала казачью экономику, основанную на русском общинном, православном менталитете. Выделяла землю, промыслы, ссужала деньгами, помогала семенным материалом, вводило налоговые преференции. Истоки и основы казачьей экономики мало изучены. В современных представлениях о ней существуют множество мифов и штампов. Занятие сельскохозяйственным производством и в прошлые времена не приносило казачьим общинам особой прибыли. Зарабатывали в основном на переработке сельхозпродукции и ее сбыте. Не было и фермерства в том виде, в каком оно существует сегодня. Казачья экономика требует своего осмысления. Сегодня, может быть впервые в крае, такая изыскательская работа ведется атаманом Ставропольского городского казачьего общества Александром Печниковым и, будем надеяться, что его работа позволит глубже понять механизмы работы казачьей экономики в прошлом и даст ответы на вопросы об ее успешности сегодня и в будущем.

Интересная дискуссия развернулась вокруг темы революционных событий начала прошлого века и участие в них казачества, расколовшего его на белое и красное.

Кандидат исторических наук, доцент Северо-Кавказского социального института Владимир Забелин обратил внимание участников форума на то, что бытует мнение о том, что мы вдруг поругались со всеми и сразу. Исторические факты говорят об обратном – не вдруг и не сразу. Русь, Россия испытала на себе более 240 вторжений, из них только 26 состоялись до татаро-монгольского нашествия. Так что сегодняшняя внешнеполитическая ситуация – это продолжение многовековых, далеко не всегда дружественных отношений к нашей стране, как приграничных, так и отстоящих далеко от наших границ государств. Немаловажна их роль в революционных событиях 1905 – 1917 годов. И здесь казачество, остававшееся верным своей присяге служить царю, Отечеству и народу, оказалось перед сложным выбором. Кому служить, если эти понятия перестали быть единым символом служения? То, что казачество сыграло большую роль в подавлении революции в качестве «нагаечников», поднявшись против своего народа, требующего свободы, справедливости и достойной жизни, не совсем соответствует действительности. Имеется множество писем, телеграмм на имя императора Николая II и министра внутренних дел, премьер-министра страны П.А. Столыпина с просьбами освободить казачество от полицейских функций. Есть документальные свидетельства о том, что посланные на усмирение рабоче-крестьянских бунтов в Светлоград и Благодарный казаки отказывались стрелять в народ, а впоследствии сотрудничали с новой властью в лице Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Вступивший в полемику ведущий конференции войсковой священник протоирей Павел Самойленко заметил, что во главе этих Советов не стояли представители рабочих, крестьян, солдат и казаков. И также документально подтверждено, откуда и как финансировалась эта революция в нашей стране и каковы были ее истинные цели. Последовавшие после взятия большевиками власти события показали истинную суть новых порядков, и казаки восстали против них, за что жестоко поплатились.

Справедливости ради надо отметить, что ведущий пленарное заседание войсковой священник протоирей Павел Самойленко, окормляющий Терское войско вот уже более 12 лет, в очередной раз проявил не только широкую осведомленность о проблемах казачества во всех ее сферах, но и глубинные познания по истории страны и мира, философии, образования, экономики. Он свободно оперировал историческими фактами, аргументами, документами, цитировал великих людей своей эпохи, уверенно направляя дискурс конференции по заданной теме и в нужном русле.

Доклады на пленарном заседании конференции задали общий тон дискуссии, обозначили имеющиеся проблемы в казачьем движении и обозначили направление в поисках их разрешения. Дальнейшее обсуждение тем конференции продолжилось на заседаниях четырех секций. На них были рассмотрены вопросы духовно-нравственного окормление и воцерковление казачества, работа с молодежью, просветительская функция средств массовой информации в репрезентации темы казачества и казачья экономика в аспекте ее традиций, современности, будущего.

Итоги дискуссий секций форума были подведены на итоговом пленарном заседании конференции, где и ее участники приняли соответствующие рекомендации. После тщательной проработки внесенных предложений и замечаний они будут направлены в казачьи общества, епархии и органы власти для дальнейшего руководства к действию.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру