Школа адвоката АП СК – в лидерах

Ставропольские тренеры с успехом обучают коллег из других регионов страны

С президентом Адвокатской палаты Ставропольского края Ольгой Руденко мы традиционно встречаемся накануне профессионального праздника. И не только – как человеку деятельному, творческому и активному, ей всегда есть чем поделиться. Что касается Дня российской адвокатуры, по убеждению президента АП СК, это повод хоть и праздничный, но не праздный, дающий возможность оглянуться назад и наметить планы на будущее. На этот раз темой нашей беседы стала созданная в 2014 году по её инициативе Школа адвоката – проект, в короткие сроки шагнувший далеко за пределы регионального масштаба.

Ставропольские тренеры с успехом обучают коллег из других регионов страны
Президент АП СК Ольга Руденко.

– Ольга Борисовна, как получилось, что сегодня тренеры Школы – ставропольские адвокаты – преподают не только коллегам в других региональных палатах, но и представителям учебных центров федерального уровня?

– Мы только что вернулись из Москвы, где принимали участие сразу в двух масштабных мероприятиях, посвящённых современным подходам к повышению квалификации адвокатов. Они прошли под эгидой Федеральной палаты адвокатов РФ, Американской ассоциации юристов в России и Программы HELP Совета Европы.

Наши тренеры и разработанные нами учебные курсы действительно пользуются успехом среди коллег. В частности, специализированные очно-дистанционные тренинги, в которых принимают участие адвокаты сразу нескольких региональных палат. Этот опыт уже сегодня рассматривается в качестве проекта, который, возможно, будет распространён на всероссийском уровне.

Например, один из мастер-классов на «тренинге для тренеров» Программы HELP Совета Европы коллегам давала наш адвокат Оксана Садчикова. При этом нужно отметить очень высокий уровень участников мероприятия, это ведущие учёные и преподаватели в области права. Назову только несколько вузов и структур, представленных на тренинге: Академия Генеральной прокуратуры РФ, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, МГИМО МИД РФ, Российский государственный университет правосудия, Департамент международного права и сотрудничества Минюста России, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Проект нашей коллеги, созданный в сотрудничестве с Марией Воскобитовой – известным российским и международным юристом и при поддержке других юристов в области международного права, был представлен также на конференции в Федеральной палате адвокатов для представителей учебных центров, обучающих адвокатов в нескольких регионах России. Там же был представлен находящийся в разработке авторский проект известного далеко за пределами Ставропольского края адвоката Нвера Гаспаряна, основанный на его уже опубликованных научных трудах.

Как нашей Школе удаётся не затеряться среди ведущих учебных центров? Думаю, что мы с самого начала очень серьёзно отнеслись к этой работе и в полной мере воспользовались предоставленными возможностями. И конечно, важно было подобрать коллектив единомышленников, способный решать большие задачи. Считаю, что нам это удалось.

– Тогда по порядку. Расскажите о предпосылках появления проекта «Школа адвоката» и целях его создания.

– В «Основных положениях о роли адвокатов», принятых Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в 1990 году, правительствам и профессиональным ассоциациям указано на необходимость обеспечения получения адвокатами образования в целях подготовки профессиональных знаний, а также идеалов и этических обязанностей в целях защиты прав и свобод человека, признаваемых национальным и международным правом.

Вопросы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов, обучения стажёров всегда были среди главных задач в деятельности нашей Палаты. Для этого использовались самые различные методы и способы, включая лекции, тренинги по различным правовым темам, конференции, «круглые столы». Вот уже десять лет у нас на постоянной основе действуют выездные Высшие курсы повышения квалификации адвокатов ФПА РФ.

Среди подобного рода мероприятий достаточно часто мы сотрудничали с Московским представительством Американской ассоциации юристов ABA CEELI. Их семинары для адвокатов отличались от принятых в России традиционных методов обучения. Для практикующего юриста важно не только иметь теоретические знания, но и еще обладать навыками практической деятельности. Именно на формирование профессиональных навыков были направлены эти семинары-тренинги.

Наше стремление к созданию эффективной системы подготовки специалистов было поддержано коллегами, работающими в программе обучения тренеров в представительстве ABA CEELI. И с декабря 2012 года по май 2013 года в Адвокатской палате Ставропольского края прошёл цикл методических семинаров по овладению методикой интерактивного обучения. В результате в системе повышения квалификации адвокатов края произошли существенные изменения. Не исключая использование классических методов преподавания, мы перешли на внедрение интерактивных методик. Так что де-факто Школа существует уже три года. А в сентябре 2014 года проект был утверждён решением Совета АП СК.

– Итак, чего вам удалось достичь и над чем ещё предстоит работать?  

– Прежде всего были намечены актуальные тематические направления и образована команда тренеров из числа адвокатов, прошедших специальное обучение и получивших положительную оценку экспертов. Была сформулирована концепция занятий с адвокатами и стажёрами, определена их тематика. По программе «Введение в профессию» шестидневные тренинги проходят каждые три месяца по мере комплектования групп. А занятия со стажёрами разделены на две сессии – весеннюю и осеннюю.

Также мы участвуем в совместных мероприятиях с другими адвокатскими палатами и институтами повышения квалификации адвокатов в совместных программах. В частности, в мае 2015 года наши коллеги из Ульяновского института повышения квалификации адвокатов провели тренинг «Следственные ошибки» в Пятигорске. Через несколько месяцев уже названный мной тренер Оксана Садчикова блестяще провела тренинг для адвокатов Ульяновской области по способам определения признаков провокации на основе анализа Постановлений ЕСПЧ и российской правоприменительной практики. Затем тренинг вырос в полноценный курс, успешно апробированный в марте-феврале 2016 года с участниками из Астраханской области, Ростовской области и Ставропольского края. Сейчас курс получил аккредитацию на образовательной платформе HELP Совета Европы и проводится вновь на высоком представительском уровне.

Всего у нас разработано и внедрено уже три полноценных курса. О курсе «Провокация и другие незаконные методы оперативно-разыскной деятельности» я уже сказала. Ещё один курс посвящён Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Европейскому Суду по правам человека. Также скоро стартует адаптированный курс «Семейное право и права человека. Актуальные и проблемные аспекты. Международные стандарты защиты прав ребенка и взрослого».

– В чём вы видите преемственность и, наоборот, главную особенность в методике обучения в рамках созданной Школы адвоката?

– Главная особенность в применяемых методах обучения – отработка у слушателей профессиональных навыков. Конечно, многие из тех, кого мы обучаем, приходят в адвокатуру уже состоявшимися специалистами, владеющими определёнными навыками в своей профессии, опытом. И вот здесь необходимо умение тренера так выстроить взаимоотношения со слушателями и организовать обучение, чтобы все, и опытные специалисты, и только начинающие профессиональную деятельность адвокаты, чувствовали себя одинаково комфортно и гармонично.

Например, в недельном тренинге по программе «Введение в профессию» мы отрабатываем базовые навыки адвоката. Это интервьюирование и консультирование доверителей, анализ и выработка позиции по делу, работа с доказательствами, техника составления процессуальных документов, заключение соглашения и порядок внесения гонорара. Опыт работы Школы показывает, что те, кто прошёл через эти занятия, практически не оказываются потом среди участников дисциплинарного производства.

Тестовое дело – полная имитация судебного процесса, с которым работают слушатели, позволяет им на себе прочувствовать алгоритм работы адвоката от стадии знакомства с доверителем до выступления в судебных прениях. А те тренеры, которые задействованы в качестве персонажей, позволяют добиться такого «эффекта погружения», что многие участники даже забывают, что это дело не настоящее.

Отвечая на вопрос о преемственности, не могу не сказать о том, что мы стараемся прислушиваться к нашим ветеранам, людям с большим профессиональным жизненным опытом. Совсем недавно при поддержке Адвокатской палаты Ставропольского края издана книга под названием «Заступники: постижение профессии». Автор – наш коллега Юрий Александрович Каширин. Он из числа той золотой плеяды советских адвокатов, что пришли в адвокатуру с осмысленной гражданской позицией, для бескорыстного служения людям, вопреки любым препятствиям и трудностям. Не случайно Юрий Александрович – лауреат Национальной премии в области адвокатуры и адвокатской деятельности, довольно редкой и престижной корпоративной награды. Эта книга призвана помочь молодым адвокатам осмыслить себя в деле, которому они посвящают свою жизнь.

– Каждый ли адвокат, на ваш взгляд, способен успешно работать тренером? Какие качества необходимы для этого?

– Научиться можно всему, было бы желание и профессиональные знания. Могу сказать, что это совершенно иная психология в подходе к образовательному процессу. Суть интерактивного метода обучения состоит в следующем: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю».

Не каждый принимает такую методику преподавания, но это уже индивидуальные особенности человека. Именно по этой причине мы используем такую форму передачи знаний, как мастер-класс, что используем в обучении стажёров. Это интересно для слушателей, что-то они берут для себя и, возможно, смогут применить в своей будущей адвокатской практике.

– Интерактивная методика предполагает «дорогу» с двусторонним движением. Как вы думаете, тренерам есть чему научиться у коллег-слушателей?

– Безусловно! Мы учимся друг у друга, в этом особенность и ценность интерактивного метода. В этой системе обучения тренер и слушатель – партнёры, а не ученик и учитель. Задача тренера состоит в том, чтобы организовать процесс обучения, он направляет, комментирует действия участников тренинга. Информацию, которой владеет тренер, он передаёт участникам в той мере, в какой это необходимо для достижения цели.

На интерактивных занятиях никогда не ставятся оценки, мы разбираем совместно ту деятельность, которая привела к определённому результату, плохому или хорошему – не это главное. Важно, что решение по той или иной конкретной ситуации принимает сам обучающийся. И после разбора и комментария тренера каждый из участников понимает, каких знаний или представлений у него не хватает. Какими навыками он владеет, а какие надо ещё совершенствовать.

– Каким вы видите будущее Школы адвоката?

– Это организация единомышленников, обладающих желанием помочь начинающим и уже вполне состоявшимся коллегам стать высокими профессионалами и еще более повысить свой уровень, овладеть в полной мере теми навыками адвокатской деятельности, которые приводят к успеху, удовлетворению своей работой. Мы постоянно учимся, развиваемся, в планах нашей команды – подготовка новых специализированных тренингов и курсов по различным направлениям деятельности.

Пользуясь случаем, от всей души поздравляю всех коллег, и не только из Ставропольского края, но и из республик Северного Кавказа, с Днём российской адвокатуры! Крепкого вам здоровья и большого счастья!

«Обучая других – учишься сам»

«МК-Кавказ» обратился к ряду тренеров Школы адвоката с просьбой поделиться своими ощущениями от работы в проекте

Лидия Карлова:

– Интерактивная методика обучения изначально вызывала у меня двойственные эмоции: страх перед неизвестным, с одной стороны, интерес к неизвестному – с другой. Важно, что двойственность нисколько не повлияла на результат, напротив, послужила катализатором. Проходя интерактивное обучение в качестве слушателя, я считала, что на этом новые познания закончатся, но вскоре я убедилась, что по сути своей обучение не может быть окончательным. Во время дальнейшего участия в проекте в составе команды тренеров, я получила уникальную возможность непосредственного общения со специалистами в различных областях. Бесценный обмен опытом, в первую очередь внутри нашей школы, развил навыки с возможностью их последующей систематизации, что помогло мне в адвокатской практике и работе в качестве тренера. А главное, что появляется желание передавать этот опыт и познания как другим коллегам, так и потенциальным адвокатам.

В институтах и университетах на основе классических методик обучения студентам дают в большей степени теоретические знания, которые юристы-выпускники порой не умеют применять на практике. У новоиспечённых специалистов это вызывает неуверенность, растерянность, неудовлетворение своей работой, а отсюда эмоциональное выгорание, что приводит к понижению уровня профессионализма. Интерактивное обучение существенно отличается от классических методов преподавания, но в сочетании с ними дает колоссальный скачок в развитии навыков.

В начале моей адвокатской практики мне не хватало именно таких подсказок от более опытных коллег. Приходилось самой «набивать шишки». Школа показывает, насколько широк спектр действий адвоката для выполнения его главной задачи – оказания квалифицированной правовой помощи. Штампы и шаблоны к концу занятий рушатся, ведь за каждым из слушателей признается его собственный опыт, они чувствуют себя рядом с нами равноправными коллегами. И уже этот результат приносит бесценное удовлетворение. Не пожалела, что оказалась в нашей сплоченной тренерской команде!   

Ирина Нарыкова:

– Три года назад в Ставрополе проводилось обучение по подготовке тренеров. Именно с этих тренингов началось зарождение нашей Школы адвоката, идейным вдохновителем и руководителем которой стала президент Адвокатской палаты Ставропольского края Ольга Руденко. Благодаря её активным действиям и организационным способностям 3 сентября 2014 года наша Школа получила официальный статус.

Первые тренинги давались трудновато – было сложно уйти от лекций и привыкнуть к интерактивной методике обучения, но наша тренерская команда не сдавалась. Постоянно совершенствуясь, наши тренеры достигли серьезных результатов и получили высокую оценку экспертов в августе 2015 года.

С тренерской работой у меня раскрылись творческие способности, появилось стремление к созданию новых тренингов. Мне очень нравится передавать свой опыт начинающим адвокатам, помогать им учиться применять свои знания на практике. Общаясь со слушателями, я получаю дополнительную информацию от них, которая существенно помогает мне в повышении уровня самообразования.

Для успешной работы тренером необходимы достаточное количество времени для разработки и совершенствования тренингов, коммуникабельность, общительность, отсутствие боязни «публики», умение управлять коллективом малознакомых и (или) незнакомых людей, привлечь их внимание, вовлечь в работу. На мой взгляд, работа тренером – это призвание и в какой-то мере даже смысл жизни.

Обучаясь по интерактивной методике, слушатели выполняют огромное количество практических заданий как в больших, так и в малых группах. Такого рода работа позволяет не только вспомнить ранее полученные знания и усвоить преподносимую тренером информацию, но и выработать определённые навыки, применять их на практике, даёт возможность проверить свою готовность к адвокатской деятельности. И ещё одно важное преимущество интерактивного обучения – оно учит работать в команде.

Оксана Садчикова:

– Свою преподавательскую деятельность в Палате я начала в 2004 году, когда по результатам пройденного мной курса Совета Европы по изучению Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод читала лекции адвокатам, сдавшим экзамен и только приступающим к адвокатской практике. Сейчас я с улыбкой вспоминаю свои первые лекции, которые готовились по редким учебникам по этой теме. Они, как мне хочется верить, не были скучными никогда, потому что эта тема меня увлекала и увлекает до сих пор. Однако несколько раз я на конкретных примерах убедилась, что даже самые значимые пункты лекции, как правило, без практических заданий плохо усваиваются слушателями.

Один известный многоопытный адвокат, прослушав мою лекцию, принялся за составление жалобы в Европейский Суд по делу, находившемуся у него в производстве. После многократных совместных правок он изрек: «Запарился. Но следующую жалобу напишу легко». Это был один из тех случаев, когда я окончательно убедилась в эффективности обучения через выполнение конкретных задач. Совершенно логичным продолжением моей деятельности стало присоединение к числу тренеров Школы адвоката. Главным моим направлением и сегодня остается обучение европейским стандартам прав человека и правилам приемлемости жалоб в Европейском Суде. С течением времени основной курс стали дополнять более специальные темы по провокации и противодействию другим незаконным методам расследования.

Мой осознанный выбор в Школе состоял в подготовке и проведении тренинга «Выступление в суде» для начинающих адвокатов. Будучи «пишущим» адвокатом, я сама преодолела трудности, связанные с необходимостью публичных выступлений, и понимаю, какую сложность представляет для новичка появление на публике.

За последние год-два я прочла столько юридической и художественной литературы, сколько не читала десять лет до этого, и посетила большое количество самых разнообразных постановок в кино и театре в поисках творческих сил и вдохновения для работы, которая, без сомнения, является творческой. Это один из приятных побочных эффектов от преподавания.

Работа с коллегами обязывает к постоянному стремлению к более высокому уровню. Несколько тренеров открыли в себе актёрский талант. Я с удивлением для себя обнаружила, что я могу (и мне нравится!) не только создавать эффектные презентации, но и снимать документальное кино. Теперь это не только мое хобби, но и обязанность как члена Совета Адвокатской палаты – вести архив нашей истории.

Развитие Школы и всё, что связано с улучшением моей работы как тренера, стало приоритетом в моей ежедневной работе.

Кристина Семёнова:

– Профессия адвоката дает человеку очень много возможностей, главная из которых – возможность оказать помощь людям. В первую очередь, конечно, речь идёт о правовой помощи, но помимо неё адвокат оказывает доверителю также моральную поддержку, предлагает способы выхода из конфликтной ситуации.

Адвокат имеет счастливую возможность и необходимость постоянного самосовершенствования, потому что каждый новый день приносит новый опыт общения с людьми и новые знания. Адвокат может свободно высказывать свое мнение, но он несёт полную ответственность не только перед доверителем, но и перед профессиональным сообществом за то, что его мнение компетентно и этично.

В адвокатуру приходят уже состоявшиеся специалисты в области юриспруденции. Однако начинающему адвокату важно сразу почувствовать себя частью сообщества, понять организационную структуру адвокатуры, основные этические ценности.

Вступая в сообщество адвокатов, для каждого важно узнать тонкости профессии, спросить совета или просто мнения старшего, поделиться своими сомнениями с начинающими коллегами, чтобы в будущем найти своё место среди других.

Тренинги и занятия, которые мы проводим, позволяют понять специфику адвокатской работы, дают возможность окунуться в будни работы адвоката, которые состоят далеко не из одних побед, а из ежедневного общения с людьми, органами власти, работы с документами и нормативными актами.

Очень приятно видеть, что после занятий стажеры и начинающие адвокаты нацелены работать согласно высоким требованиям, предъявляемым к адвокатам со стороны общества и закона, полны решимости отстаивать законные права и интересы будущих доверителей с опорой на знания.

Виталий Старченко:

– Основное, что хочется отметить, – проект реально состоялся. Состоялся прежде всего в учебном плане. Наиболее показательным в данном аспекте является часто встречающееся в отзывах участников наблюдение о том, что видение и понимание изучаемого вопроса на входе и выходе со «школьного» мероприятия существенно разнятся. Ценность данного наблюдения состоит не столько в самом факте повышения квалификации слушателя, сколько в осознании им возможности и мотивации на дальнейшее развитие.

Радуют и обнадёживают позитивные комментарии экспертов, круг которых весьма широк и разнообразен (судьи, адвокаты, представители сферы юридического образования и науки). Особенно лестно слышать слова признания и приглашения к сотрудничеству со стороны «конкурентов» – тренеров из других регионов.

Состоялась Школа и организационно. На настоящий момент можно говорить о том, что сформирована работоспособная тренерская команда (что отнюдь не закрывает двери Школы для способных и желающих участвовать в её развитии адвокатов).

Были проверены на практике и в целом себя оправдали утверждённые год назад концепция и программы занятий. В организации Школьных мероприятий обозначилась схема взаимодействия тренеров, органов и работников Палаты, за что искренняя им всем благодарность.

Понятно, что не всё получилось так, как хотелось и задумывалось. Были в наших мероприятиях и неудавшиеся тренерские задумки, и организационные недостатки (за причинённые неудобства которыми приносим извинения нашим слушателям). Но это лишь повод и основание для дальнейшей работы и развития Школы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру