Как уберечь свои финансы

В Ставрополе обсудили меры борьбы с телефонным и интернет-мошенничеством

Сегодня трудно найти человека, который не пользуется интернет-банкингом или не имеет пластиковых карт. Это упрощает нашу жизнь, но вместе с тем делает нас более уязвимыми для мошенников, которые изобретают все новые способы отъёма денег у сограждан.

В Ставрополе обсудили меры борьбы с телефонным и интернет-мошенничеством
Фото: пресс-служба СБ.

В минувший четверг за «круглым столом» в ставропольском «Континенте» на эту тему говорили представители правоохранительных органов, СМИ, специалисты Сбербанка, эксперты, занимающиеся безопасностью информации.

        О том, как обстоят дела в данной сфере, рассказал замначальника отдела управления уголовного розыска ГУ МВД России по Ставропольскому краю Игорь Орехов.

«В общей структуре мошенничеств, которые совершены в этом году, телефонное и интернет-мошенничество занимают 80 %, – констатировал он и привел примеры. – Абоненту на мобильный телефон приходит СМС о том, что его банковская карта заблокирована. В СМС указан контактный номер. Человек перезванивает по нему, злоумышленник, представляясь сотрудником службы безопасности банка, дает ему инструкции, как решить эту проблему. Владелец телефона подходит к банкомату, набирает определенную комбинацию цифр, которые мошенник знает наизусть, и все денежные средства с карты перечисляются на его счет.

Что касается интернет-мошенничества, здесь можно выделить такую схему. В Интернете много сайтов бесплатных объявлений. Преступники на них выступают в роли покупателей или продавцов. Не так давно девушка из Пятигорска продавала детскую коляску. Ей позвонил мошенник и предложил перечислить задаток в сумме 10 тыс. рублей, за коляску она просила 30 тысяч. Для перечисления денег преступник попросил у нее номер банковской карты и номер кода безопасности, находящегося на обороте карты. В итоге после ряда операций со всех счетов девушки списали 1 млн 700 тыс. рублей».

«Схем мошенничеств довольно много, и они достаточно сложные, – дополнил И. Орехова замначальника контрольно-методического отдела по экономическим и общеуголовным преступлениям ГСУ ГУ МВД России по СК Юрий Гунько. – Преступники, которые были нами пойманы в течение последних двух лет при помощи Сбербанка, а это пять организованных преступных групп, находились за пределами Ставропольского края – в Самарской, Ростовской, Новосибирской областях. Как правило, это не один человек. Такого рода преступления требуют огромного комплекса оперативно-разыскных мероприятий.

В этом году у нас совершено: телефонных мошенничеств – 401, раскрыто – 35; интернет-мошенничеств – 581, раскрыто – всего 39.

Если человек пострадал, ему следует как можно быстрее обратиться к нам, не удалять из телефона никаких СМС и звонков, если он пользовался банкоматом, чеки не выбрасывать. Эти данные помогут раскрыть преступление».

«Злоумышленники постоянно изобретают новые виды мошенничества, в том числе и вредоносные программы для мобильных устройств, – сказал технический директор компании «Протекст» Валерий Ледовской. – Мне кажется, здесь нужно заниматься образованием населения, его постоянным обучением, оперативно доводить до людей эти новые схемы. Уровень финансовой грамотности населения в этой сфере очень низкий.

Я думаю, мобильным операторам, банкам нужно плотнее сотрудничать с производителями продуктов по информационной безопасности».

«Сбербанк одним из первых столкнулся с такого рода мошенничеством, – сообщил начальник сектора противодействия мошенническим операциям Ставропольского отделения ПАО Сбербанк Алексей Тарасенко. – В связи с этим у нас разработан целый комплекс мер, в том числе во взаимодействии с правоохранительными органами. Работа аналитического характера, направленная на выявление уязвимых зон, точек, групп населения, продолжается.

Безусловно, главная проблема, с которой столкнулся банк, это низкий уровень подготовленности клиентов к использованию современных сервисов. Проблема даже не столько в самом сервисе, сколько в высокой степени доверчивости наших граждан. Люди, будучи недостаточно информированными, подвергнувшись психологической атаке со стороны мошенников, предоставляют им в пользование свои персональные данные, идентификаторы платежных систем, банковских карт, телефонов, одноразовых паролей, которые банк направляет для подтверждения предоставления каких-либо услуг, совершения операций.

Таким образом, человек становится жертвой преступников, лишая банк и сотрудников правоохранительных органов возможности обезопасить себя, оперативно и максимально эффективно отреагировать в случае мошенничества.  

Понимая, что вопрос информированности клиентов в большой степени наша забота, банк применяет все силы и способы для информирования клиентов о видах мошенничества, способах противодействия ему. На нашем сайте размещены подробные инструкции и меры безопасности, соблюдение которых максимально эффективно позволит клиентам не стать жертвами мошенников.

Кроме того, не так давно по инициативе Сбербанка был реализован крупный волонтерский проект, в рамках которого студенты экономических специальностей ведущих вузов региона и работники банка проводят обучающие семинары в различных районах края на тему удаленных банковских сервисов и того, как обезопасить свои финансы.

На самом деле мер не очень много. Минимальное их соблюдение позволяет если не полностью, то максимально себя защитить.

Ни в коем случае не разглашать никакую информацию о себе, своих банковских картах, паролях, приходящих на мобильные телефоны или полученных через устройства самообслуживания (банкоматы, терминалы). Любые информационные рассылки, сообщения, телефонные звонки от имени банка, социальных институтов, органов исполнительной власти требуют дополнительной проверки. В любом случае необходимо перезвонить по официальному телефону банка, указанному на обратной стороне пластиковой карты, и получить необходимую консультацию.

Что касается безопасности интернет-банкинга, то в настоящее время банк реализовал такое техническое решение, как предоставление бесплатного антивируса, интегрированного непосредственно в продукт. Это позволяет клиенту пользоваться всем комплектом предоставляемых услуг. При этом следует иметь в виду, что любое ваше вмешательство в систему понижает ее безопасность».

        Еще об одном методе защиты от мошенничества рассказал  руководитель группы специалистов по прямым продажам Ставропольского отделения ПАО Сбербанк Игорь Ильченко.

«Существует практика страхования денежных средств. И если даже вы попались на уловки преступников либо случилась какая-то другая ситуация, в результате которой вы потеряли свои деньги, то страховка поможет покрыть эти расходы, – заверил он. – Безусловно, пока для нашего населения этот вид страхования в новинку. Но мы наблюдаем рост спроса, люди начинают понимать значение известной фразы «предупрежден – значит вооружен» и стараются принять превентивные меры, чтобы защитить себя от непредвиденных обстоятельств».

В ходе обсуждения участники «круглого стола» сделали вывод, что каких-либо весомых результатов в борьбе с мошенничеством можно достигнуть лишь при консолидации сил правоохранительных органов, кредитных учреждений и СМИ.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру