Анзор Киргуев: мысли на злобу дня

Из записной книжки философа и полковника

В предпоследнем номере «МК-Кавказ» в публикации «Война глазами детей моего поколения» я рассказал о тяжелой судьбе детей войны. Преодолевая голод, холод, неимоверные лишения, мы были согреты верой в будущее, в справедливость нашей системы и нашего государства. Мы были счастливы, когда торжественно принимали нас в пионеры, в комсомол.

Из записной книжки философа и полковника
Фёдор Достоевский. Фото: Интернет.

Учили нас учителя-фронтовики. Они прививали нам те бесценные нравственные качества, без которых не становятся настоящими патриотами своей страны. Они научили нас любить Родину в любом ее состоянии.

Я прошел эти «университеты» со своим поколением. Общевойсковое училище, военный институт, академия и адъюнктура, научные и воинские звания… Все это мне дала моя страна, которой служил и служу честно.

Последние годы службы в Германии, затем общественно-политическая деятельность в условиях «крутых перемен» заставили меня постоянно иметь при себе записную книжку, чтобы в водовороте событий не упустить суть времени, поймать и понять главное, ради чего прожил и живу.

Римский философ Сенека (младший) писал: «Мне говорят, что моя жизнь не согласна с моим учением. В этом в свое время упрекали и Платона, и Эпикура, и Зенона. Все философы говорят не о том, как они сами живут, но как надо жить. Я толкую о добродетели, а не о себе, и веду борьбу с пороками, в том числе и своими собственными: когда смогу, буду жить как должно…».

Предлагаю читателю только те мысли, афоризмы, рассуждения, которые прошли через мой разум, через сердце и превратились в твердые убеждения, стали частью моего Я.

Анзор КИРГУЕВ, философ, полковник в отставке, член Совета старейшин при председателе Думы Ставропольского края.

                              *       *          *         *      *    

– Безнравственно обвинять прошлое, списывать на него грехи настоящего. Прошлое, конечно, все стерпит, ибо оно безгласно, не может за себя постоять.

– Ничто так не раскалывает общество, как фальсификация прошлого. Прошлое – это не только существовавшие политические и экономические структуры. Это не только господствующая в прошлом система государственного управления. Это не только мудрые или безнравственные правители. Это и большая, и малая Родина, где мы родились, выросли и возмужали. Это и «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» (А.С. Пушкин). Прошлое жестоко мстит настоящему за невежественное, оскорбительно хамское к себе отношение. Подтверждение тому – почти вся история постсоветской России.

– Чувства, эмоции государственного деятеля должны находиться в «ежовых рукавицах» разума.                                                                                                                                     

– Я искренне желаю добра и процветания моим недоброжелателям, чтобы, находясь на вершине безмерного счастья, забывали о моем существовании.

– Мудрецы завещали нам научиться умению слушать и обуздать язык. Даже находясь за двумя «перегородками», язык наш ждет подходящего момента, чтобы предательски «выскочить» и втянуть нас в конфликт, а порой и в большую беду. Язык должен быть на постоянном жестком контроле. «Молчать безопаснее, чем говорить», – писал римский стоик Эпиктет. «Считай первой добродетелью обуздать язык», – завещал древнеримский писатель Катон.

– Не жалей, что промолчал, чтобы не пожалеть о том, что сказал.

– Мне очень жаль людей, умеющих сильно и долго ненавидеть.

– Самый простой способ усложнить себе жизнь – это стремиться облегчить ее другим.

– Мало знать – стыдно, много – опасно.

– Фёдор Достоевский писал: «Особенно ценно то, что у русских нет злопамятности… Русские люди долго и серьезно ненавидеть не умеют». На мой взгляд, эти и другие добродетели русского народа служили и служат нравственным скрепом нашего многонационального союза.

– Когда наши «либералы-правдолюбцы» выливают грязь на Иосифа Виссарионовича Сталина, я вспоминаю слова испанского философа Бальтасара Грасиана, который писал: «Мёртвого льва даже зайцы лягают».

– Самые несчастные люди – нищие и сверхбогатые. Счастлив тот, кто своим честным, свободным трудом обеспечил разумный достаток. «Всякая жизнь, посвященная погоне за деньгами, – это смерть. Воскресение – в бескорыстии», – писал Альбер Камю.

– Будущее за обществом, где царит социальная справедливость, где каждый получает строго по количеству и качеству вложенного труда.

– Наши либералы в атаках на «патриотизм» часто ссылаются на высказывание известного английского историка, поэта XVIII века Сэмюэля Джонсона: «Патриотизм – последнее «прибежище негодяев». Отчасти он прав. Даже сегодня вокруг нас немало негодяев, которые под маской «урапатриотов» раскачивают «лодку» нашего единства.

Однако С. Джонсон, если внимательно рассмотреть его позицию, этой фразой хотел подчеркнуть благородство ПАТРИОТИЗМА, ничего общего не имеющего с негодяями. Он лишь подчеркивал, что негодяи свои «грязные одежды» норовят «вычистить», прикрываясь этим благородным СЛОВОМ. Сам С. Джонсон слово «Патриот» всегда писал с большой буквы и призывал избирателей голосовать за подлинных патриотов, претендующих на Английский парламент.

– Фридрих Ницше: «Интеллигенция часто орудует фальшивыми гирями». У наших доморощенных либералов в извращении советского прошлого гири сверхфальшивые.

– С.Н. Булгаков: «В нашей интеллигентской палитре остались лишь две краски – черная для прошлого и розовая для будущего». В палитре нашего правительства и для настоящего – розовая краска.

                                 

         – У.С. Моэм писал, что люди в почтенном возрасте начинают жить «в чужую эпоху». Отчасти он прав. Однако жить «в чужую эпоху» предназначено только тем, кто на последующие поколения смотрит через призму прошлого, своего времени, не дарит молодым тепло любви и жизненной мудрости. Такие люди особенности поведения младших принимают за пороки. Кстати, еще в древности Сократ возмущался: «Ну и молодежь пошла!». Молодые поколения живут в более развитую, «продвинутую» эпоху. У них более богатый духовный мир, другое восприятие происходящего. И если старшие способны преодолеть нравственно-психологическую границу, разделяющую поколения, а молодые обогащают свой духовный мир мудростью опыта старших, преемственность поколений – основа основ существования любого общества, не прерывается.  

        – Кичиться своим богатством – дурной тон, комплекс неполноценности; тем более что любое богатство не есть плод только личного труда, а многих работников. Справедливое распределение созданного трудом многих – есть основа социального мира и жизнеспособности государства.

        – В своей записной книжке А. Камю пишет: «Великий вопрос жизни – как жить среди людей». Бальтасар Грасиан утверждал: «Жизнь человека – борьба с кознями человека». На мой взгляд, как жить среди людей до конца только Богу известно, а козни всегда будут. Даже тогда, кода на земле останутся всего два человека. Причина – зависть.

        – Хочешь заиметь смертельных врагов – поссорься с родственниками или с близкими друзьями.

        – Слово лечит, но слово может стать убийцей. «Слово, по выражению Толстого, – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». Наглядный и, к сожалению, трагический  пример – Украина. Среди множества причин политического, экономического, нравственно-психологического происхождения резкого ухудшения отношений между братскими народами – разнузданная словесно-информационная «бомбардировка» самых болевых родственных нитей двух народов. Слова -  «убийцы» сделали свое  дело. Недавний социологический опрос показал удручающие результаты: россияне считают главными врагами США, Украину(!) и Турцию. Прав классик: слово может вдохновить, воодушевить, но может потрясти, может убить. В арсенале «интеллигентствующих» либералов слово гораздо опаснее пули.                                                                                                                

       –  Удачлив охотник, умеющий терпеливо ждать.

        – Если хочешь отомстить врагу –  забудь о нём.

        – Бога реже проси и чаще благодари.

        – Безделье, праздное времяпрепровождение убивают мужчину.

       

        – Выбирая спутника (спутницу) жизни – подумай о старости. Только совместная  старость даст ответ на  правильность твоего выбора.

       – Самое большое счастье в почтенном возрасте – когда ты востребован.

        – После шестидесяти лет, чтобы идти в ногу со временем и своим возрастом, каждые пять лет надо менять философию жизни. В противном случае выглядишь смешным, затем и жалким. А это смерть, забвение. 

        – Деньги должны прийти вовремя! Придут рано (они, как правило, не заработанные собственным трудом) – разлагают человека и в нравственном, и в психологическом плане. Они уничтожают в человеке все добродетели. Придут поздно – человек становится рабом денег, махровым скупердяем.

        – Прав философ: «Успех и зависть неразделимы». Не кичись своими успехами, чтобы не плодить завистников.

         – Ф.М. Достоевский писал: «Если хочешь победить весь мир, победи самого себя». На мой взгляд, «победить себя» – это привести свои чувства и разум в гармонию. Гармония разума и чувств – это когда «мудрый» разум вовремя тормозит дурные желания, вредные чувства, непродуманные высказывания и дает добро конструктивным намерениям и добрым поступкам. Еще наши великие предки предупреждали: «Всё в меру, ничего сверх меры» (Сократ); «Дай я себе волю, я очень скоро разорился бы сам и разорил всех своих близких…» (Гёте); «Самое важное – научиться владеть собой» (А. Камю).

        – Воспитание = любовь + строгость + справедливость + личный пример + грамотно выстроенная система наказаний с полным отсутствием физического воздействия + любовь к труду + уважение к старшим.

  – Жизнь человека в масштабах вселенной – миг, короткая вспышка. Поэтому надо спешить делать добро. В процессе своего личного жизненного опыта, осмысления сути и смысла человеческого бытия пришел к выводу, что наиболее отвратительными личностными качествами, независимо от национальной, конфессиональной и социальной принадлежности, ведущие не на путь победы добра над злом, а  на тропу лживого прозябания, являются нижеследующие.

– Ненависть. Ненависть – удел слабых. Мне всегда было жаль людей, которые «умеют» ненавидеть других. Только умеющий прощать может быть благородным. Первым подать руку – показатель силы. А слабый всю жизнь будет пакостить из-за угла. Такие не заслуживают даже презрения. Причем ненависть – это такая зараза, что порой даже очень порядочные люди, выходя «на тропу войны», теряют человеческий облик и становятся нравственно опустошенными. Ненависть разрушает «энергетический каркас» человека, и он становится легкой добычей всяких болезней. Более того, ненависть – прямая дорога к мстительности, что рано или поздно приводит к саморазрушению личности.

        

       – Мстительность. Тоже отвратительное качество. Мстительные люди рано или поздно морально разлагаются, становятся мелочными, лживыми, то есть «мелкопакостниками». Самое страшное – люди начинают их  бояться, избегают  всяких контактов с ними. Они даже для себя становятся непредсказуемыми.

      

– Зависть. Сколько людей вокруг, которые «плесневеют» от зависти, видя успехи других. Исходят желчью, когда другие «потом и кровью» добиваются успеха. Порядочный человек радуется успеху другого. Ему хорошо, когда другому хорошо. Ему плохо, когда другому плохо. Как писал великий философ и писатель Альбер Камю в своем романе «Чума»: «Стыдно быть счастливым одному». И вообще, как писал Монтескье, «завистник сам себе враг, потому что страдает от зла, созданного им самим». «Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные», – писал Барух Спиноза.

      

– Жадность. Думаю, мне нет необходимости подробно разъяснять суть и последствия этого мерзкого качества. Вообще, жадных людей  никто не любит. Лично у меня они вызывают отвращение. Никто еще «к гробу не пристегнул мешок с деньгами». И ещё: ничто так не опустошает человека, как жадность. Жадные люди и «на солнце через копейку начинают смотреть».

– Ревность. Это болезнь нравственно-психологического происхождения. Ревность делает человека идиотом. Разрушает самые крепкие, красивые чувства, «тяжелым катком» проходит по семейным узам, не щадя никого и ничего.

– Лень. Я часто повторяю, что лень и успех в любом деле – понятия несовместимые. В той или иной мере лень присутствует  в каждом человеке. Но за счет воли лень может быть полностью нейтрализована. В противном случае никакие гениальности, таланты не расцветут, а сгниют на корню.

     

– Гордыня. Гордыня порождает такие отвратительные человеческие качества, как высокомерие, упертость, всезнайство, нежелание и неумение прислушаться к чужому мнению, самовлюблённость. Когда же человек занимает высокий пост, эти качества приводят к образованию вокруг него плотного кольца подхалимов, воюющих за «близость к телу начальника», пропускающих ему только ту информацию, которую он хочет услышать, а не ту, которую ему нужно услышать. Со временем таким руководителям начинает казаться, что они все познали, что безгрешны от роду. А все потому, что они не знают границ своего незнания. Кстати, только умный осознает, как он мало знает, потому что он знает границы своего незнания.

     

– Национальные предрассудки. Как известно, на Руси подлинно интеллигентные люди руки не подавали людям с национальными предрассудками. Национальные предрассудки перерастают в национализм, шовинизм, а это смерти подобно для многонационального государства, такого, как наша Россия.

Многонациональность, как правило, слабость государства и его армии. И только в условиях Российской империи (Царской, Советской) многонациональность стала силой государства и его армии. Источники этого феномена мною рассмотрены в ряде публикаций, подчеркну лишь то, что Россия никого не завоевывала. Народы присоединялись к ней добровольно. Хотя были редкие исключения, когда к этому ее вынуждали. Русский человек по своему характеру незлобивый, всегда готов прийти на помощь. Примерам этого несть числа.

       Особенно опасны национальные предрассудки на Северном Кавказе. Вряд ли еще можно найти такой уголок, где бы, как на Северном Кавказе, на ограниченном пространстве проживало такое количество народов разных национальностей и конфессий.

      Северный Кавказ – как «огромный котел», где столетиями вываривались нации, культуры, традиции, языки и получилось нечто красивое, уникальное, неповторимое, особенное – «Северокавказская цивилизация». Мы, северокавказцы, один народ. У нас общее прошлое – героическое и трагическое. Предки нам оставили великий дух дружбы и братства. Сохранить это – наша святая обязанность.

                              *       *          *         *      *    

          – Работать всякий может, управлять же людьми (коллективами) редко кто способен. Тут нужен особый дар: природная предрасположенность, наследственная мудрость, особый нравственно-психологический склад ума, бескорыстно – доброжелательное отношение к окружающим и постоянное профессиональное совершенствование. Плюс гармоничное соединение высокого профессионализма и нравственной безупречности, здорового консерватизма и мудрого новаторства.      

         – Из личного опыта твердо усвоил – чтобы эффективно управлять коллективом любого уровня и состава, следует соблюдать следующие принципы:

         а) уважать человека;

         б) остерегаться  подхалимов  и  угодников, ибо они, как правило,               предают первыми;

         в) уметь всё видеть, но не всё замечать;

         г) уметь всё слышать, но не всё слушать;

         д) никогда не нарушать принцип «равного и ровного отношения» к подчиненным;

         е) быть образцом выполнения своих функциональных обязанностей;

        ж) быть всегда и во всем  пунктуальным. Отсутствие пунктуальности – это не что иное, как нравственная расхлябанность;            

        и) не повышать голос на подчиненных, кричащего плохо слышно;

         к) быть доступным, но когда это необходимо – уметь держать  на дистанции оппонентов, то есть грамотно строить формат общения с окружающими. Уметь держаться достойно в любом обществе и с любым начальником. Достойно – без высокомерия, но и без лизоблюдства и панибратства.

        л) умение находить, подбирать, воспитывать и грамотно расставлять кадры, ибо, как постоянно повторял И.В. Сталин, кадры решают все;

         м) уметь отказывать сразу, если знаешь, что не в силах выполнить просьбу;

        н) не стесняться быть обходительным;

        о) уметь уйти на вершине успеха. Не жди, пока тебя уберут.        

Неумение подбирать и грамотно расставлять кадры рано или поздно приводит к «ручному управлению» структурой (объектом). Иногда, в экстремальных ситуациях, так называемое «ручное управление» допустимо на короткое время в небольших структурах – в масштабе колхоза, завода, с натяжкой – района, но недопустимо, крайне контрпродуктивно в масштабе больших социальных структур (область, республика, государство и т. д.). Последствия «ручного управления» весьма печальны: полный развал политических и экономических структур социального объекта, а в масштабах государства ведет к авторитаризму и диктатуре. Указанные принципы, их неукоснительное выполнение дают право требовательно, а когда это необходимо – жестко управлять коллективом, поддерживать «железную» дисциплину.

А самое главное – руководителю любого ранга следует твердо усвоить, что волею судьбы ему доверены жизнь и благополучие людей и он уже  принадлежит им, а не себе. Теперь он в ответе за каждого из них. Руководитель любого ранга – слуга народа, смысл его жизни – бескорыстное служение ЧЕЛОВЕКУ!  

    

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру