«Привратник» сменился. «Ворота» – работают

Аэропорт «Минеральные Воды» сменил основного владельца

Компания «Аэроинвест» продала 60% акций воздушного порта одному из крупнейших в России аэропортовых холдингов «Новапорт». Подробности сделки стали известны в четверг, 7 июля. Холдинг «Новапорт» одновременно приобрёл два региональных аэропорта: в Минеральных Водах и Калининграде. Минераловодский воздушный порт находился под управлением компании «Аэроинвест», входящей в группу «Синдика». Он был единственным активом подобного профиля для всей группы компаний, основные виды деятельности которой — торговля и сфера услуг.

Аэропорт «Минеральные Воды» сменил основного владельца
Фото mvairport.ru

Кесарю кесарево

По словам генерального директора «Аэроинвеста» Егора Соломатина, «Синдика» сосредоточится на строительстве торговых центров и гостиниц, а также будет развивать сельскохозяйственный проект. С непрофильным активом руководство решило распрощаться. Егор Соломатин, к тому же, намекнул: «Новапорт» сделал «Аэроинвесту» выгодное предложение.

Холдинг «Новапорт» специализируется на управлении воздушными вокзалами. Сейчас компании принадлежат 10 аэропортов по всей России: от Мурманска до Астрахани, от Волгограда до Читы. Согласно материалам на сайте холдинга, основная цель для компании на ближайшие пять лет — стать крупнейшей в СНГ региональной аэропортовой сетью как по количеству авиавокзалов, так и по пассажиропотоку. Компания за время существования (с 2004 года) уже инвестировала 5,7 миллиарда рублей в развитие инфраструктуры собственных аэропортов и намерена делать это впредь.

"В край приходит крупная компания, для которой аэропортовый бизнес является профильным. Мы уверены, что такая смена совладельца станет дополнительным фактором развития для воздушных ворот в Минеральных Водах. Для обеспечения этого результата министерство имущественных отношений Ставропольского края нацелено на тесное взаимодействие и конструктивное партнёрство с холдингом, — прокомментировали сделку в минимущества региона".

Здесь стоит напомнить, что сорокапроцентный пакет акций аэропорта по-прежнему находится в собственности Ставропольского края. А значит, у регионального Правительства есть рычаги влияния на стратегию развития воздушной гавани.

Результат на миллион

История авиасообщения на КМВ началась в 1925 году. Посреди степи была построена Минераловодская воздушная станция, занимавшая небольшой саманный домик. Пилоты первых самолётов при посадке определяли направление по железнодорожным рельсам и дыму от костра, зажжённого на станции.

В 1930-х станцию закрыли и начали строить аэропорт. Стройку отнесли к разряду ударных, и к 1933 году воздушный вокзал уже заработал. В первые годы Великой Отечественной войны аэропорт эвакуировали. В 1943 году, когда Минеральные Воды освободили от оккупации, он вновь открылся. Здесь базировался истребительный авиаполк, здесь же ремонтировали военные самолёты.

Во время войны пострадало здание аэровокзала. Его начали заново строить в 1947 году. Аэропорт постоянно развивался и совершенствовался. К 1980 году он получил статус международного (в тот год из Минеральных Вод стартовали перелёты в Берлин).

Очередной этап развития аэропорта начался в последние годы с масштабной реконструкции взлётно-посадочной полосы и рулёжных дорожек, светового и метеорологического оборудования, здания аэровокзала, а также хозяйственной инфраструктуры.

В 2012 году пассажиропоток в аэропорту превысил миллионную отметку и составил почти 1,3 миллиона человек. По итогам 2013 года «воздушными воротами Кавказа» воспользовались почти 1,5 миллиона человек. Причём более миллиона летели внутренними рейсами.

Пассажиропоток в аэропорту Минеральных Вод продолжал расти. В 2014 году он составил 1,922 миллиона человек, в 2015-м — 1,957 миллиона человек (на скорости прироста сказалась отмена рейсов в Египет и Турцию).

В январе 2015 года «Минеральные Воды» стал четвёртым в рейтинге европейских аэропортов с пассажиропотоком менее 5 миллионов человек. А по итогам первого полугодия 2015 года занял аналогичное место в российском рейтинге по динамике роста пассажиропотока (для аэропортов, которыми ежегодно пользуются более миллиона человек).

Сейчас минераловодский аэропорт — один из самых больших на юге России. Даже воздушные вокзалы Краснодара и Ростова-на-Дону уступают ему по размерам взлётно-посадочной полосы и общей площади.

Вернуть ценный актив

По решению Правительства Российской Федерации в 2011 году аэропорт «Минеральные Воды» был передан в региональную собственность. В 2012 году была выполнена приватизация, по результатам которой Ставропольский край оказался владельцем 30% акций нового предприятия.

Итог передачи воздушного порта в частные руки был поставлен под сомнение как общественностью, так и руководством края. Когда Ставрополье возглавил Владимир Владимиров, была инициирована работа по возвращению ценных активов региону.

В интересах Ставрополья выступило министерство имущественных отношений, которое обратилось в суд и к ноябрю 2015 года добилось передачи в собственность края дополнительного десятипроцентного пакета акций аэропорта. Стоимость активов стратегического объекта транспортной инфраструктуры на тот момент оценивалась в 1,4 миллиарда рублей.

Возвратить в собственность Ставропольского края все 100% акций аэропорта путем тяжб уже, очевидно, не получится. Существующее распределение активов было недавно закреплено решением Верховного суда.

Однако даже такой результат позволяет рассчитывать на существенный прирост доходов Ставропольского края от владения активами воздушного порта. В июне министерство имущественных отношений сообщило: по их расчётам, в текущем году доходы бюджета от дивидендов могут превысить 20 миллионов рублей, в то время как в прошлом году они составили около 7,5 миллиона рублей. Специалисты министерства назвали основной причиной такого результата положительную динамику финансово-хозяйственной деятельности именно минераловодского аэропорта.

В самом аэропорту продолжается модернизация инфраструктуры. Ещё прошлый владелец воздушного вокзала начал реконструкцию перрона и строительство нового терминала прилёта. Компания «Новапорт» пока не сообщала о своих планах относительно минераловодского аэропорта. Однако опыт работы холдинга на других объектах обнадёживает: скорее всего, положительные преобразования в «воздушных воротах Кавказа» будут продолжены.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру