Замначальника таможенного поста в Северной Осетии рассказал о нюансах службы

А также уловках контрабандистов и важности особого «чутья»

Слово «патриот» Георгий Цегоев не любит, говорит, «поизносилось» до такой степени, что давно потеряло свой сокровенный смысл. Себя предпочитает называть просто государственным человеком. А еще он однолюб. Во всяком случае, в профессиональном плане. 

А также уловках контрабандистов и важности особого «чутья»
Георгий Цегоев. Фото: Милена Сабанова.

Роман с профессией длится уже 23 года, плодами таких длительных отношений стали три звезды на погонах и уважение коллег. Интересно, что в структуру попал совершенно случайно. Не случайно остался, чему свидетельство — безупречный послужной список и накопленный опыт работы. Благодаря последнему полковник Цегоев в разное время оказывался на самых ответственных участках Северо-Осетинской таможни и всегда с поставленными задачами справлялся.

Тарифы от Менделеева

Связывать свою судьбу с российской таможней студент СК ГМИ не собирался. Планировал стать специалистом в области компьютерной и инженерной графики, и был счастлив, что имеет возможность осваивать чудо электронной техники «вживую» — из первых пяти компьютеров, завезенных в республику, три попали в СК ГМИ. Вскоре и в Северо-Осетинской таможне появились первые ПК, техника была в диковинку, работать на ней никто не умел, искали специалистов. Так Георгий Цегоев стал сотрудником отдела таможенной статистики, затем, окончив Российскую Таможенную Академию в Москве, полностью посвятил себя таможенному делу. За время службы занимал разные должности, был помощником начальника таможни, руководил работой различных подразделений на таможенных постах. Сегодня полковник таможенной службы Георгий Цегоев — заместитель начальника таможенного поста МАПП Верхний Ларс.

О своем выборе ни разу не пожалел, хотя и говорит, что государственная служба трудна, ответственна, полна ограничений и не всем ее можно пожелать. Да и работа в ведомстве не каждому под силу — современные угрозы диктуют свои требования — на границах должны стоять люди, имеющие гибкость и критичность мышления, устойчивость к стрессам, умеющие принимать правильные решения, быстро действовать в условиях дефицита времени и, безусловно, работать в команде.

«25 октября 1653 года царь Алексей Михайлович Романов подписал Указ о соборном уважении, — рассказывает Георгий Алексеевич, — это свод ставок таможенных пошлин для Москвы и других городов. Подписание этого Указа считается датой создания таможенной службы государства Российского. Для любой страны таможня — один из основных институтов исполнительной власти, причем бюджетообразующий. Российская таможня на сегодня дает более 50 % доходной части бюджета — то есть каждый второй рубль, от пенсий и зарплат бюджетников. Любое государство к таможне относится очень трепетно — в Италии таможенников называют финансовой гвардией, а в США ведомство входит в состав министерства внутренней безопасности. В этой структуре работало много известных людей. Знаменитый Александр Радищев — автор «Путешествия из Петербурга в Москву», занимал пост начальника Санкт-Петербургской таможни. Дмитрий Менделеев был одним из основных теоретиков таможенного дела Российской империи. И, кстати, многими его экономическими законами современная таможня пользуется до сих пор, он был автором таможенного тарифа».

Ошибки прошлого — уроки будущего

О дорогах и границах Георгий Алексеевич рассказывает очень интересно, с чувством, знанием дела и историческими экскурсами. Убежден — если служишь в профессии, обязан знать, что у тебя в прошлом, чтобы планировать будущее. Любое ремесло требует детального изучения хотя бы для того, чтобы не повторять ошибок предыдущих лет. Цегоев доказывает на конкретном примере — взять тот же самый Транскам, где регулярно сходят лавины, разрушая дорогу. Но дорожное полотно существовала много сотен лет, когда еще даже речь не шла о современной технике, без которой невозможно разгребать обвалы. Старая дорога проходит по другой траектории, местами совпадая с нынешней. Ее прокладывали по участкам, которые не подвергаются обвалам. А когда строили Транскам в советское время, сэкономили на мостах. И проложили дорогу покороче. А денег на расчистку по сегодняшний день затрачиваются не малые. «То есть хочешь знать, как работать в перспективе, посмотри, как работали до тебя», – резюмирует Цегоев.

Чай, камни и коньяк

Таможенный пост «Верхний Ларс» — стратегически важная точка. Еще в древности через узкую горную дорогу «Дарьяльские ворота» проходил легендарный Шелковый путь. Географически дорога практически не изменилась, она такая же узкая, что затрудняет по ней движение, добавляют сложности и условия высокогорья. По сути, Россию по сухопутной территории с Ближним Востоком и Закавказьем связывает узкая двухполосная дорога, проходящая через Верхний Ларс. Дорога очень востребована, сейчас здесь в сутки проходит, 3 – 3,5 тысячи машин — это в десять раз больше пропускной способности поста.

И в этих достаточно напряженных условиях таможенник должен, с одной стороны, обеспечить соблюдение таможенного законодательства, с другой — пограничный сервис для людей, которые пересекают границу. Подчас для несения службы требуется настоящий героизм.

В 2001 году инспектор таможенной службы Алан Тедеев вел осмотр пассажирского автобуса, въезжавшего на территорию России, когда обнаружил подозрительную сумку. За считанные минуты Тедеев вывел пассажиров, затем вынес сумку в пойму реки. Подъехавшие взрывотехники, обследовав содержимое, пришли к выводу — сумка не транспортабельна и должна быть уничтожена на месте. По плану террористов, взрывное устройство должно было сработать, приблизительно, в Ростовской области, все, кто находился в автобусе, должны были погибнуть.

«Человек, простоявший в очереди 10 – 12 часов, а иногда и сутки, находится в определенном психологическом состоянии, и, как правило, настрой его агрессивен. Таможенник обязан провести все необходимые операции — осмотр транспортного средства, опрос, при этом быть участливым и снизить напряженность. Кроме того, быть предельно внимательным. Подмечать, казалось бы, мелочь, например, почему люди, которые едут загорать в Батуми, уже имеют приличный загар, одна из версий — они любители длительного отдыха, а может, преследуют определенную цель. Почему одни люди, пересекающие границу, ведут себя излишне раскованно, другие, наоборот, зажато. Возможно, это влияние стрессовой ситуации, а возможно — умышленная форма поведения. Вот некоторые нюансы, которые могут предотвратить серьезные нарушения, в том числе террористической направленности, а также провоз контрабанды. Некоторые удачно раскрытые махинации стали примерами в учебниках по таможенному делу».

Один из таких случаев рассказал полковник Цегоев.

…Советские времена. Шереметьево. Состоятельная семья собиралась эмигрировать за рубеж, увозили с собой дорогую коллекцию редких бутылок марочного коньяка хорошей выдержки. С имеющимся на руках разрешением на вывоз коллекции. У сотрудников таможни была информация, что благополучие этой семьи строилось на незаконном владении и продаже драгоценных камней. Предполагалось, что будет попытка вывезти коллекцию камней. После тщательного осмотра всего багажа, коллекции коньяка лица также подверглись личному досмотру. Времени мало — пахло скандалом, люди грозились выступить на радио «Свобода» и рассказать, как напоследок необоснованно ущемили их права. И все же таможенники нашли камни — их спрятали в бутылках с алкоголем, причем цвет жидкости был точно подобран под цвет камней.

Похожая история случилась и в Осетии. В начале 90-х задержали самую крупную в России партию наркотических препаратов. В Бесланский аэропорт прилетела женщина с товаром из Индии — привезла чай. Большое количество чайных упаковок было заполнено наркотическим препаратом. И только благодаря бдительности сотрудников удалось задержать контрабанду. На счету у осетинских таможенников и самая крупная коллекция православных икон — 148 единиц изображений святых ликов, около 15 из которых представляли особую ценность и сразу перешли в собственность государства.

«Следуя общемировой статистики, — комментирует Георгий Алексеевич, — случайные находки посторонних вложений, которые обнаруживаются по особому «чутью», составляют лишь 1 % от общего количества контрабанды. 99 % — благодаря оперативной работе с информацией, людьми, анализу документов, товаропотоков. Чутье — это понятие относительное, весьма аморфное и призрачное. Другое дело — профессионализм, который приходит с годами усердного труда».

Что-то на пути к профессионализму всегда теряешь, уверен наш собеседник. В его случае — дефицит общения с семьей. Работа на границе — понятие круглосуточное. И домочадцы это хорошо усвоили, когда удается провести вместе отпуск или выходные — настоящий праздник. У полковника Цегоева — двое детей, мальчик и девочка. Сын учится в Высшей школе экономики в Москве, дочка еще школьница. В выбор профессии своих детей отец не вмешивается. Считает, что специальность каждый человек определять должен сам. Если решат служить государству, должны отчетливо понимать, во имя чего и ради чего работают.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 2 ноября 2016

Заголовок в газете: Дело полковника Георгия Цегоева

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру