Ставрополь принимал «Феникс» театральный

Гран-при уехал в донецкий «Балаган»

Всероссийский театральный фестиваль «Феникс» Ставрополь принимал в конце октября. Лучшие молодежные театры из Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Перми, Донецка, Борисоглебска приехали в этом году в краевой центр. Организатором мероприятия выступила театральная студия «Мы» Северо-Кавказского федерального университета.

Гран-при уехал в донецкий «Балаган»
На сцене обладатель Гран-при фестиваля молодёжный театр «Балаган», г. Донецк. Фото: Тимур Артиков.

Замечательная возможность пообщаться и узнать особенности театральных постановок других городов появилась у ставропольского зрителя. Одной из целей фестиваля было привлечь внимание молодых людей к возможности самовыражения через увлечение театром и создать условия для творческого общения.

Сам фестиваль, четвертый по счету, стал доброй традицией и настоящим культурным событием для всей местной публики. И в первую очередь – для молодежи думающей и сопереживающей, которая и собиралась в эти октябрьские дни в актовом зале Юридического института СКФУ. Вход на все мероприятия фестиваля был свободным. Всего вниманию зрителей и жюри было представлено десять спектаклей. В их числе – «Я здесь» Борисоглебского драматического театра им. Н.Г. Чернышевского, автора Ирины Сухановой, «Совсем не простая история» театральной студии «Кредо» из Ставрополя, Театральное сообщество при галерее Паршина представило спектакль «И жизнь, и слезы, и любовь» по пьесе В. Красногорова. «А терпения у Бога слишком много» по рассказам Аркадия Аверченко и стихотворениям Саши Черного зрители увидели также в постановке ставропольского театра-студии «Слово» им. В.В. Гурьева. «Охоту на носорога» по пьесе Н. Гумилева устроила театральная студия «СИНТЕЗ» им. Юрия Остромухова из Санкт-Петербурга.

«Рассказы Зощенко» по произведениям писателя были в репертуаре театра «Балаган» при Донецком национальном университете. На «Оранжевом диване» (название театральной студии ЮФУ из Ростова-на-Дону) зритель посмотрел спектакль «Анна Франк» авторства Аси Волошиной. Также были представлены спектакли «Недетская история» по пьесе Марьи Зелинской (театр-студия «Турандот», Ростов-на-Дону), «Шага» по пьесе М. Дюрас (театр «Красный цветок», Пермь), «Из-за bell» (театр на Гагарина, Ставрополь).

Постановки молодых актеров оценивало представительное жюри, в состав которого в этом году вошли худрук Учебного театра (ТЮЗ) Тамбовского госуниверситета имени Г.Р. Державина Дмитрий Беляев, режиссер народного театра «Феникс» села Чернолесского Новоселицкого района Руслан Короткий, заслуженный артист России, актер Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова Александр Жуков, начальник управления воспитательной работы СКФУ Олег Ляшко, актриса театра и кино, педагог, руководитель театральной студии Евгения Капралова. Председателем жюри стал главный режиссер драматического театра «Колесо» из Тольятти Владимир Хрущев.

Спектакль о счастье и разговор на лавочке

Открывал конкурсную программу спектакль о счастье «Я здесь», в центре внимания которого – человек и его душа. Экспериментальная комедия Борисоглебского драматического театра им. Н.Г. Чернышевского была рассказана зрителю языком тела и пластики с минимальным количеством используемых слов. Победу в номинации «Лучшая режиссерская работа» этот спектакль получил на ежегодной церемонии вручения премии им. В.И. Мальшина «Сердце актера» в 2016 году в Борисоглебске. Спектакль с индивидуальным авторским подходом вызвал у публики размышления о жизни и судьбе, о счастье и умении быть счастливым.

Состав выступающих впервые дополнил театр «Балаган» при Донецком национальном университете. Его участники обратились к советской классике.

Поставленные сценически рассказы Михаила Зощенко с простым оформлением декораций, искренними диалогами главных героев, представителей эпохи ранней страны советов не смогли оставить зрителя равнодушным. Оригинальное выступление пяти актеров было разговором на лавочке. Свои монологи они произносили поочередно за автора и всех персонажей, не меняя своего внешнего образа и не уходя за кулисы. Опыт участия в подобных фестивалях у ребят уже есть. Театр «Балаган» занял первое место на Международном фестивале сценического искусства «Театральная вольница», состоявшемся в Ростове-на-Дону в июле этого года.

«Писатель затрагивает большое количество актуальных и сегодня проблем. Наверное, поэтому люди после показов спектакля подходят к нам, рассказывая, что воспринимали героя на сцене как себя и переживали характерные эмоции», – рассказал режиссер-постановщик театра «Балаган» Роман Пожидаев.

«Наши ребята очень активные, помимо участия в театральных мероприятиях на территории России, они выступают у себя в республике, – продолжила тему представитель министерства молодежи, спорта и туризма ДНР Юлия Сыромятникова. – Недавно организовали тренинг, по результатам которого труппа пополнилась еще несколькими участниками. Дали специальный спектакль, маленькую постановку для детского отделения онкогематологии больницы в Донецке, где проходят лечение дети с раковыми заболеваниями. В своей работе мы стараемся развивать молодежные инициативы, финансово и организационно стимулируя людей к развитию способностей и творческого потенциала».

Территория любви, свободы и тепла

Во время фестиваля участники и зрители много общались. Оставшихся равнодушными к творчеству не оказалось.

«Нам интересно, что покажут другие театральные сообщества, желаем посмотреть их труд и по достоинству оценить. От «Феникса» ждем необычных людей, ярких эмоций и приятных моментов, – поделилась впечатлениями участница Борисоглебского драматического театра им. Н.Г. Чернышевского Алена. – Сопереживаем выступлению ставропольских театральных студий».

Насыщенная программа фестиваля продолжилась конкурсом художественного слова. Каждый желающий мог почувствовать его свободу у открытого микрофона и выступить с любимым стихотворением или отрывком из произведения. После этого микрофон был предоставлен для подведения итогов мероприятия. Территорией любви, свободы и тепла назвала фестиваль организатор и главный вдохновитель «Феникса» Ирина Баранникова, актриса Ставропольского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова, по совместительству режиссер народной театральной студии «Мы».

«Созидание – главное, что выражает человека. Вы все нам стали очень дороги, случайных людей здесь нет. Не теряйтесь, а приезжайте еще, ведь то, что мы здесь обретаем, нечто гораздо большее, чем признание и награды», – настроила Ирина Анатольевна участников фестиваля на его продолжение.

Исполнители получили памятные награды и дипломы в номинациях «Лучшая сценография», «Музыкальное оформление» и «Актерский ансамбль». Приз за лучшую мужскую роль первого плана получил Игорь Каханов (спектакль «Из-за bell» театра на Гагарина, Ставрополь). В номинации «Лучшая женская роль первого плана» жюри отметило Дарью Ярославскую из Донецка за спектакль по «Рассказам Зощенко». За лучшую режиссерскую работу жюри единодушно наградило представителей Борисоглебска.

Сгорать и возрождаться

В окончании церемонии закрытия фестиваля слово у микрофона получил председатель жюри Владимир Хрущев. Он вручал дипломы третьей и второй степени, доставшиеся работам «И жизнь, и слезы, и любовь» и «Охота на носорога».

Выражая общее мнение жюри, Владимир Хрущев вручил диплом первой степени театру, который никого не оставил равнодушным и является по-настоящему авторским – Борисоглебскому драматическому театру им. Н.Г. Чернышевского. Его актеры талантливо выразили эмоции через язык пластики и жестов, без слов.

Кульминацией вечера стало торжественное вручение Гран-при фестиваля экспрессивной, открытой, технически креативной и одновременно простой в исполнении и оформлении декорациями творческой работе театра «Балаган» при Донецком национальном университете.

Удивительные и трогательные, смешные и наивные, интригующие и характерные, они со сцены убедили гостей фестиваля, что жить и творить нужно сейчас. Ребята совершенно оправдали девиз «Феникса», выбранный жюри, – «Зажигать, гореть, сгорать и возрождаться».

Следует особо подчеркнуть, что постоянство фестиваля говорит о возрождении народного театра в России. Этот вид искусства продолжает традиции живого слова, глубины которого порой не хватает даже театру профессиональному. Поэтому ждем в скором времени нетерпеливых аплодисментов зрителей, вновь возвещающих о том, что «театр уж полон, ложи блещут»…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 9 ноября 2016

Заголовок в газете: «Феникс» театральный

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру