СГРЦ: Нет информации – нет платежей

Много говорится о том, что бумажные квитанции за услуги ЖКХ могут скоро исчезнуть

Более того, практически безграничные возможности по дистанционному контролю за начислением платежей и вообще во взаимоотношениях с коммунальщиками собственникам жилья в перспективе должна дать Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства. Однако ясно, что ее успех будет во многом зависеть от чисто технических моментов.

Много говорится о том, что бумажные квитанции за услуги ЖКХ могут скоро исчезнуть
Светлана Фомина. Фото: Юлия Новикова.

В частности, от процесса наполнения системы актуальными данными. А это совсем нелегкая задача для предприятий, уверена наш постоянный эксперт – руководитель АО «Ставропольский городской расчетный центр» С. Фомина.

– Светлана Васильевна, тема совершенно новая. Потому давайте начнем с азов. Что такое ГИС ЖКХ и на какой практический эффект от ее внедрения могут рассчитывать рядовые потребители коммунальных услуг?

– Государственная информационная система ЖКХ должна объединить всех участников рынка – управляющие и ресурсоснабжающие компании, госорганы и местные администрации, а также непосредственно собственников жилья. Власти позиционируют внедрение ГИС как один из ключевых проектов, направленных на повышение открытости данных в отрасли.

Подразумевается, что в системе будет отражена полная информация по каждому дому, по каждой управляющей компании, ТСЖ и ЖСК. В своем личном кабинете гражданин увидит не просто итоговый счет по оплате жилищно-коммунальных услуг, но и то, на основе каких данных он формируется. Более того, предполагается, что человек сможет дистанционно проголосовать на общем собрании собственников, узнать не только о начислениях, но и о расходовании собираемых с жильцов многоквартирного дома средств, и о проведенных работах. Также через систему можно будет адресовать вопросы своей УК, ресурсникам, госжилинспекции и т.д.

И понятно, что обобщенная информация впоследствии может дать бесценную статистику по ситуации с ЖКХ в любом населенном пункте, районе или регионе.

– Организации жилищно-коммунального комплекса в обязательном порядке должны вносить все данные по оказываемым услугам, причем адресно. Верно?

– Обязательства по размещению информации в ГИС ЖКХ возлагаются на предприятия, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Размещать информацию в ГИС ЖКХ необходимо с 1 июля 2016 года. А с 1 января 2017 года за неразмещение информации в системе будет наступать ответственность.

В частности, несоблюдение требований закона влечет штрафы, а управляющие компании могут даже лишиться лицензий на срок до трех лет. Плюс будет действовать механизм экономической мотивации: нет информации – нет денег. Согласно новым нормам в Жилищном кодексе РФ, если данные о размере платы за ЖКУ будут отсутствовать, потребитель имеет право не оплачивать услуги, даже получив квитанцию в бумажном виде.

Кстати, отмечу, что новые требования касаются и собственников, решивших копить средства на капитальный ремонт на специальном счете. Деньги, которые жильцы самостоятельно собирают на обновление своего дома, текущие платежи по взносам и расходы также должны быть отражены в ГИС ЖКХ.

– У Ставропольского городского расчетного центра колоссальный опыт автоматизации расчетов за жилищно-коммунальные услуги. Потому вряд ли работа с ГИС ЖКХ для ваших специалистов вызовет сложности...

– Конечно, СГРЦ не мог остаться в стороне от нововведений. Бросать своих клиентов один на один с трудностями было бы неправильно. Потому подготовку к работе с ГИС мы начали заблаговременно.

Сейчас программное обеспечение СГРЦ позволяет осуществлять загрузку требуемого объема данных в автоматическом режиме. И мы уже приступили к передаче данных в ГИС ЖКХ для тех заказчиков наших услуг, что дали нам соответствующие поручения. Наряду с ресурсоснабжающими организациями Ставрополя, это многие управляющие компании и ТСЖ города. Они понимают, что требования закона нужно выполнять, но только автоматизированный способ передачи данных позволит существенно снизить время выполнения работ и уменьшить связанные с ними затраты.

Что от нас попадает в систему? Практически весь спектр данных, с которыми мы работаем при осуществлении расчетов оплаты за коммунальные и жилищные услуги. Это показания индивидуальных и общедомовых приборов учета, информация о тарифах, а также о состоянии расчетов по каждому лицевому счету – то есть в ГИС отражается актуальная «картина» платежей по каждой квартире. Уверяю, это огромные массивы информации. Соответственно, в результате передачи необходимых данных ежемесячно в системе будут появляться платежные документы.

Представьте, каких серьезных действий требует организация такой работы (а она должна проводиться на регулярной основе и в строго определенные сроки!) от всех предприятий-поставщиков, ТСЖ, УК. Причем острым здесь остается и вопрос экономии средств. Поэтому крайне важно выбрать оптимальный во всех отношениях способ по передаче данных в ГИС.

– Насколько активно организации стали давать соответствующие поручения СГРЦ, тем самым избавляя себя от «головной боли» по поводу заполнения системы?

– Наши предприятия-партнеры понимают, что часть данных, которыми обладает СГРЦ в результате выполнения работ по основному агентскому договору, рациональнее передавать в систему сразу от нас. Потому оперативно оформили соответствующее поручение, оградив себя от дополнительных забот. Но поступает немало обращений и от тех, кто не обслуживается у нас. Ведь срок полноценного запуска ГИС ЖКХ подошел уже вплотную, и многие поняли, что попросту не готовы к новым условиям работы. А между тем, невыполнение норм закона грозит довольно серьезными штрафными санкциями.

Мы готовы помочь. Но особо подчеркну, что СГРЦ берется за выгрузку в ГИС ЖКХ только тех данных, в корректности которых уверен. То есть, повторю, речь идет о производимых центром расчетах платы за жилищно-коммунальные услуги в рамках заключенных с нами агентских договоров. Так как только в этом случае центр обладает достоверной и полной информацией, а значит – может передавать ее в систему.

Справка «МК-Кавказ»:

По вопросам заключения договора на услуги по размещению расчетным центром информации в ГИС ЖКХ необходимо обратиться в договорной отдел АО «СГРЦ» (тел.: (8652) 71-38-10) или направить письменное обращение на электронную почту (mail@sgrc.ru).

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 23 ноября 2016

Заголовок в газете: Нет информации – нет платежей

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру