Ставропольским колхозом управлял неадекватный председатель?

Оригинальный способ избежать ответственности за развал СПК «Россия» избрала семья Васильевых

Арзгирский районный суд Ставропольского края приступил к рассмотрению необычного дела. Супруга Александра Васильева утверждает, что, возглавляя сельхозпредприятие, он два года назад совершил спорную сделку, поручившись за договор купли-продажи урожая вверенного ему хозяйства с АПК «Союз» на 170 миллионов рублей. Хотя якобы не был способен понимать значение своих действий или руководить ими. Если человек действительно болен, ему можно посочувствовать. Вот только председатель одной рукой брал деньги с инвестора, а другой - раздавал землю, имущество и зерно колхоза своим родственникам. Уж эти действия неадекватными не назовёшь. Разве что незаконными.

Оригинальный способ избежать ответственности за развал СПК «Россия» избрала семья Васильевых

История банкротства

Не зря говорят, что власть портит людей. Заступив на пост главы СПК «Россия» в селе Петропавловском Арзгирского района двадцать лет назад, Александр Васильев пообещал землякам честно работать на благо колхоза и села. И они ему поверили: вроде свой, подвести не должен. «Лихие девяностые» годы остались позади, работай да радуйся. Но год от года членам СПК становилось всё тревожнее за свою судьбу – председатель изменил своё отношение к людям.

Александр Ступак – член местного совета ветеранов, в хозяйстве с 1953 года, работал на весовой, потом – механизатором. Рассказывая о «перевоплощении» бывшего руководства, не может сдержать обиды.

«Когда в 2006 году я уходил отсюда, плакал, – вспоминает Александр Филиппович. – Я же вырос здесь, столько лет проработал. Но на пай налоги не платили, натуроплата – совсем мизерная. Мы же видели всё, и что земля ушла неизвестно куда, и как они с женой работать на себя стали. Могу от имени всех жителей села сказать – так нельзя с людьми обращаться».

Когда-то петропавловцы гордились, что их кооператив – в лидерах производства. И не только традиционного. Были здесь и колбасный, кожевенный, кирпичный цеха – всё, по словам селян, было разрушено. Но главное – успешный некогда колхоз стал влачить жалкое существование.

«Хозяйство было одно из лучших в районе, и чтобы его довести до банкротства за несколько лет, нужно быть большим «умельцем», – вздыхает сельский глава Пётр Вишняков, прежде работавший в СПК «Россия» бригадиром. – Половина земли ушла на сторону. А ведь люди у нас хорошие, трудолюбивые, можно с ними решать задачи любой сложности. Все наши соседи столько объектов в последние годы построили! Вот, в Родниковском в социальное развитие села 35 миллионов рублей вложили. Но у прежнего руководства СПК разве что линолеум для школы или что по мелочи… Человек думал не о других, а о своём личном благополучии».

Александр Васильев и его супруга (пристроенная в СПК на хорошую должность и, как рассказывают селяне, постепенно прибиравшая к своим рукам всё, до чего могла дотянуться) стали «рекомендовать» колхозникам свои паи хозяйству… подарить. Мол, времена настали трудные, а это поможет сохранить колхоз. Многие на это купились и отдали последнее – думали, что на доброе дело.

«Не скажу, что при правлении Васильева одни минусы были, – рассказывает главный энергетик Дмитрий Каунов. – Поначалу были и плюсы. Но он их все перечеркнул. Особенно, когда мы узнали, что у Васильева в личном владении вдруг образовалось аж 200 паёв. Откуда? У меня всего два, и то по наследству достались – а у него в сто раз больше. Выходит, изначально была цель развалить хозяйство, а самому нажиться за наш счёт».

Но это только часть правды. Позже, когда перед селянами откроется вся картина, они отправят письмо губернатору края Владимиру Владимирову. И расскажут в нём про «распил денег совместно с ближайшими родственниками»: сватом, дочерьми и зятем. «Экономические субъекты, возглавляемые ими, как пиявки присосались к СПК «Россия», выкачивая из него деньги под видом выполнения виртуальных работ, а других партнёров для конкурентного сотрудничества у предприятия не было», – написали жители Петропавловского. Письмо главе края, которое подписали полторы сотни человек, вряд ли попало ему на глаза: за подписью специалиста управления по работе с обращениями граждан оно было «направлено по компетенции» в ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю. Аналогичное обращение, отправленное в минсельхоз края, удостоилось таким же ответом: «не наша компетенция».

История обмана

Председатель набрал кредитов, чтобы закрыть дыры в бюджете предприятия, сделанные его же близкими. Но неизбежный «час икс» по выплатам наступил, и в 2014 году колхоз увяз в долгах. В то время перед глазами жителей Арзгирского района уже был пример финансовой реанимации колхоза «Рассвет» села Каменная Балка. Там предприятию, попавшему в сложное положение по объективным причинам, помогли сторонние инвестиции, и сегодня дела в «Рассвете» вновь идут в гору.

Васильев попросил руководителя колхоза, председателя районного совета Анатолия Кострицкого свести его с инвестором. И после недолгих переговоров Андрей Кухарь, председатель Ассоциации организаций агропромышленного комплекса «АгроСоюзЦентр», куда входит более десяти предприятий, приехал на петропавловскую землю. Поначалу взять финансовое «шефство» над колхозом он не соглашался. Несмотря на заверения председателя «России» о будущем процветании доведённого до банкротства предприятия.

По свидетельству селян, наблюдавших за этими уговорами, инвестор согласился вложить в колхоз деньги только с третьего раза. Васильев убеждал, что срочные платежи по кредитам предотвратят растаскивание заложенного банку колхозного имущества. Красочно расписывал необходимость сохранения кооператива как единственного источника рабочих мест для жителей Петропавловского. Заметим, что Андрей Кухарь – не приезжий, а один из немногих на Ставрополье доморощенных руководителей, развивающих сельское хозяйство и вкладывающих немалые средства не только в АПК, но и в социальное развитие села и благотворительность.

Инвестор пошёл навстречу, но поставил два прозрачных и понятных условия. Главным стало личное поручительство Васильева за договор купли-продажи, о котором мы сказали в самом начале, ибо большие риски (а на сегодня инвестиции в хозяйство превысили уже 300 миллионов рублей) нужно было хотя бы разделить. Второе условие – проведение независимой ревизии финансово-хозяйственной деятельности СПК за три года. Причём для этого был привлечён официальный ревизор кооператива – пятигорский «Агроревсоюз». Прочитав заключение аудиторов, Кухарь обомлел. Но отступать было поздно: более ста миллионов уже ушли на счета «России».

История «пиявок»

Несмотря на то, что Васильев как мог затягивал проведение проверки и не представил аудиторам все документы, даже того, что было, хватило с лихвой. Оказалось, что ещё до переговоров с инвестором, в июне 2014 года председатель колхоза переоформил на зятя Александра Климова три производственные бригады. При этом бригады сохранялись на балансе хозяйства, которое по-прежнему несло бремя расходов на их содержание, но уже ими не владело. Всё произошло тайно, без обязательного в таких случаях одобрения правления и общего собрания коллектива. Понятное дело, кто бы такое одобрил?

«На этих трёх бригадах – 28 объектов недвижимости, – рассказывает коренной житель села Петропавловского, заместитель директора по общим вопросам Александр Медведев. – Тока, склады, здания и сооружения. Их вывод из хозяйства готовился заранее, и то немногое, что было построено при Васильеве, строилось именно там, туда уходили ресурсы».

Но это далеко не всё. Дочери Васильевых учредили фирмы «Агро-Русь» и «Деметра». Заботливому отцу надо было их «кормить» – и он делал это за колхозный счёт, проявляя циничную изобретательность. С фирмами колхоз заключал заведомо кабальные договоры на поставку пшеницы по заниженным ценам, часто они сопровождались штрафами в случае невыполнения условий, которые, как нетрудно догадаться, никто и не собирался исполнять.

Зерно уходило «родным человечкам» либо вдвое дешевле, либо в виде огромных, ничем не обоснованных штрафов (то есть вообще даром), что длилось много лет подряд. Например, с ООО «Деметра» сердобольный папа от имени колхоза заключил договор поставки зерна пятого класса от 15 октября 2011 года на сумму 10 миллионов рублей на продажу 2900 тонн зерна по цене 3450 рублей за тонну. Поставка зерна совершена не была. В результате стороны (отец и дочь) заключили дополнительное соглашение о том, что колхоз уплачивает штраф на сумму в 4 миллиона рублей. И суд взыскал с колхоза помимо пшеницы на сумму 10 миллионов рублей ещё и 1000 тонн зерна по 4000 рублей за тонну.

Присмотревшись к другой схеме, по которой «работала» фирма «Агро-Русь», краевые власти вообще должны ужаснуться. Ведь речь идёт о муниципальной земле, которую по идее должны обрабатывать местные производители, в идеале – градообразующее предприятие. И много лет на ней работали колхозники. Так вот, муниципальная земля, взятая в аренду фермерами без аукциона, передавалась сначала в субаренду «Агро-Руси» (напомним, учреждённой другой дочерью Васильева), и только после посредника – в СПК «Россия». Муниципалитет получал мизер – тысячу рублей за гектар. Ничего не производящая «Агро-Русь» только за перепродажу муниципальной земли брала 20 % от урожая.

Заметьте, речь идёт не о каком-нибудь лоскутке земли, а об участках в общей сумме более трёх тысяч гектаров. В бюджет – три миллиона рублей, посреднику – десятки миллионов. В трёх заключениях аудиторов есть ещё много чего. Выявленные махинации тянут на сотни миллионов рублей. Расплачивались за этот «семейный бизнес» колхоз и колхозники, которым Васильев все эти годы плакался в жилетку о несчастной судьбе вверенного ему предприятия. Неурожай, мол…  

Сейчас в названных предприятиях уже другие учредители, но они по-прежнему претендуют на баснословные суммы, десятки миллионов рублей, за «притянутые за уши» долги.

История возрождения

После такой картины у инвестора был один выход: возбуждать процедуру банкротства в арбитражном суде. В противном случае наступает ответственность, вплоть до уголовной, за сокрытие финансовой катастрофы, а также риск дальнейших убытков для хозяйства, его работников и кредиторов. Решение единогласно было принято на заседании правления СПК «Россия».

Лишившиеся заработка в обанкроченном колхозе, все перешли в новое предприятие – АПК «Петропавловское», которое возглавил Сергей Фисенко. Мы встречались и с ним, и работниками предприятия и социальной сферы, старожилами и ветеранами. Все наши собеседники были едины во мнении: прежний руководитель и его семья, дорвавшись до власти в колхозе, забыли о простых тружениках и работали на свой карман. Сегодня петропавловцы связывают свои надежды с пришедшим в колхоз и в село инвестором.

Изменения уже заметны. Сеются сорта только высокой репродукции. Появились новая техника, запчасти, отремонтированы мастерские. К технологическому процессу привлечены учёные ставропольских вузов, вносится большое количество удобрений, чего в последние годы практически не делалось. Люди снова стали получать натуроплату на уровне соседних хозяйств. Зарплата выросла вдвое.

О том, что отношение к социальному развитию села у нового руководства кардинально отличается в лучшую сторону, нам говорили везде: в совете ветеранов, участковой больнице, детском садике, школе, храме. Об этом можно много говорить. И стоило бы закончить на мажорной ноте. Но всегда есть «но».

В то, что за доведение до преднамеренного банкротства СПК «Россия»   ответит его бывший руководитель и родственники, пока что верится с трудом. Вряд ли действовать так нагло можно без влиятельных покровителей. Но уголовное дело всё-таки появилось. В отношении… Андрея Кухаря, который стал возвращать колхозу перепроданную муниципальную землю через суд. После дочерей Васильева в предприятиях-«пиявках» сменилось уже много учредителей – уж очень привлекательна схема делания миллионов из воздуха. И ломать эту схему опасно. Говорят, в разговорах с селянами экс-председатель не раз ссылался на неких «великих» людей, которые за ним стоят. А чего с него взять? У него, наверное, справка…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру