Владимир Суров: «Собственником земли должно быть государство»

Почему внутренние враги страшнее внешних

Кризис в стране продолжается, но появились признаки оживления экономики. Выступая на недавнем «Форуме действий» Общероссийского народного фронта, Президент РФ обратил внимание на сравнительно высокие темпы роста показателей в сельском хозяйстве, где получен рекордный для современной России урожай зерновых, а в целом отрасль показывает рост на три процента. «Дай Бог, чтобы эта тенденция сохранилась», – сказал Владимир Путин. О том, как и чем этот рост достигается и что его тормозит, корреспондент «МК-Кавказ» беседует с директором СХ ЗАО «Радуга» Новоалександровского района Владимиром Суровым.

Почему внутренние враги страшнее внешних
Владимир Суров. Фото из личного архива.

– Владимир Сергеевич, чем оживляет российскую экономику ваше хозяйство?

– «Радуга» входит в число 300 наиболее эффективных сельскохозяйственных предприятий России. Мы производим зерно, подсолнечник, сахарную свеклу, кукурузу, сою, молоко и мясо.

Из года в год хозяйство получает стабильно высокие результаты. Так, урожайность зерновых составляет в среднем до 55 центнеров с гектара. Валовый сбор зерновых – более 40 тыс. тонн.

Планомерно развивается животноводство: ведется целенаправленная селекционно-племенная работа, внедряются новые технологии по кормлению и содержанию животных. Поголовье крупного рогатого скота и свиней составляет более 1700 голов КРС и более 4000 голов свиней.

Уровень производства продукции животноводства стабилен. Ежегодно производится до 4500 тонн молока. Увеличиваются среднесуточные привесы свиней и крупного рогатого скота. Хозяйство работает рентабельно. Растут платежи в бюджеты всех уровней.

– Прибыль растет?

– Растет, правда, за 9 месяцев этого года она стала меньше, чем в прошлом году, из-за того, что подорожали удобрения, дизтопливо, семена, гербициды, яды, и в урожайности мы уже достигли предельного уровня. Нужны дополнительные вложения, а они не всегда оправданы ценой реализации.

– Куда вы свою продукцию сбываете?

– За бесценок отдаем оптовикам. Пробиться в торговлю сейчас очень сложно. Да и людей у нас нет, чтобы ею заниматься. Это дело требует специалистов и постоянного контроля. Через надежных трейдеров продаем хлеб в Египет, Сирию, Ливию и Турцию. Сейчас Китай и Индия подключились к нашему зерну.

– Правительство декларирует, что на развитие сельского хозяйства выделяются значительные деньги. Они до вас доходят?

– Доходят. В виде субсидий: за минеральные удобрения, элитные семена, производство молока. Мы где-то 20 млн рублей в прошлом году получили. Конечно, это слону дробина по сравнению с 500 миллионами, которые мы получаем от производства, но и на том спасибо. Какие-то вопросы решаем.

– Собственная переработка в «Радуге» есть?

– Как только станет определенным вопрос с землей, я гарантирую, через два года в «Радуге» будет своя переработка продукции. Настоящие молочные продукты, мясо будем кушать. Мы ведь без добавок скот выращиваем.

– А при чем тут земля?

– До тех пор, пока не будут заключены договоры аренды не менее чем на 20 лет, дальнейшего развития предприятия не ожидается. Вот в «Родине» теплицы построены, цех полуфабрикатов, колбасный. Но он выкупил 3 тыс. гектаров земли. Это хорошее подспорье. У нас такой возможности нет, в «Радуге» всего 1000 гектаров собственной земли, остальные 9900 га арендованы, отсюда большая неуверенность в будущем. Приходится постоянно ломать голову: как сложить экономическую составляющую, что выращивать, какие отрасли развивать: то ли свиноводство, то ли КРС, то ли растениеводство одно оставить. В подвешенном состоянии находимся, пока государство не определится с землей.

Тем более сейчас купля – продажа земли безобразная, собственник свободно может пойти в Регпалату и, написав простое заявление, передать в аренду или продать свой участок. Это приведет к тому, что мы потеряем землю.

Ведь почему мы смогли в поселке парк заложить, построить детскую площадку, фонтан, кафе-мороженое, спортплощадку, содержим амбулаторию за свой счет, детскую музыкальную школу, гостиницу, где живут 10 человек – брошенных детьми родителей? Потому, что земля у нас есть. Все-таки 10 900 га земли – это хороший клин. И получая прибыль, мы имеем возможность решать социальные вопросы. А завтра, когда «растянут» землю, кто будет вкладывать в социалку?

Вот мы полтора километра дороги по поселку проложили за 6 млн рублей. На поселок Лиманный новое основание гравийное сделали, асфальт за 7,5 миллиона, отправляем наших людей в санатории, на море, за границу по турпутевкам. Сегодня прилетают из Японии 5 человек, в Индии было 8 человек, в Чехии и Германии 9 человек. А когда земли не будет, откуда деньги брать? Как решать эти вопросы?

Я об этом везде говорю, меня никто не слушает – глас вопиющего в пустыне. В Китае решили эту проблему – земля там принадлежит государству. Оно сдает ее в аренду добросовестным пользователям. Это один из вариантов.

Второй вариант предлагаю. Давайте в Новоалександровском районе установим единую арендную плату. Кто в состоянии выполнить договорные обязательства, у того будет земля. Не можешь, будь добр, отдай тому, кто сможет. А он потом пускай дает дополнительные льготы арендодателям, как мы. На море, в санатории, за границу, ссуду на обучение детей, лечение, приобретение автомобилей и жилья.

Я был в США у фермера в Айове. Там по всему штату арендная плата одинаковая. А для того, чтобы лучше жить, фермер налаживает различные производства, увеличивая свою доходность.

У нас же сегодня: кто больше денег даст, того и земля. Сколько иностранцев понаехало к нам, москалей, которым деньги девать некуда! Они сегодня 100 тысяч за гектар дают. И не для того, чтобы богаче стали люди, а чтобы сделать их бедными. Ведь нынешние деньги – ничто, уйдут, как вода в пустыне, и всё. Это нужно запретить.

Есть и те, которые наворовали денег, их надо куда-то деть, давай землю скупать. Легализуют деньги. Досадно и обидно. Мне-то уже 70, но у меня маленькие внуки, как они жить будут?

Я при коммунистах простым электриком работал. Имел стабильную зарплату, хочешь заработать, иди на шабашки, держи хозяйство. И мы знали, что к чему и почему. А сейчас не знаешь, то рейдеры заявятся, то захватчики земли, то вообще бандитские разборки идут. Приезжают и говорят: ты должен такому-то продать предприятие по такой-то цене. В противном случае или тебя не будет, или хозяйства.

– Я думал, это в 90-х годах осталось.

– Это продолжается, но в более утонченной форме. К схеме подключились люди от власти. Беспредел видоизменился, но по сути остался. Раньше как было, налетели, директора захватили или убили, и всё. Сейчас по-другому: предупредили – нет? – вся семья остается нищей. Поэтому успех – в одном: четком законодательстве, которое определит собственника и землю.

Я считаю, собственником земли должно быть государство. Сейчас области, близкие к Москве, стали скупать земли под теплицы. Загадят землю, «выхватят» деньги и выставят на продажу. Цену диктуют сами. Как только крупные холдинги все себе заберут, они будут диктовать свои условия. Вот и будет нам продовольственная и государственная безопасность.                                                

Еще хочу сказать. Мы никогда не сможем развивать поселения, пока фермеры налоги платят только с той прибыли, какую они показывают. Это нечестно, мы-то по факту платим. «Радуга» за прошлый год заплатила 72,5 млн рублей налогов в бюджетные и внебюджетные фонды, плюс 42 миллиона затратила на обустройство соцобъектов.

А фермеры купили на 150 тысяч антивандальных тренажеров. У них 5 тыс. га земли, у нас – 10 900. Они должны вложить хотя бы третью часть от наших денег в социалку.

Смотришь, фермер живет в прекрасных условиях, а те, кто сдал ему в аренду землю, совсем в других. И посмотрите, как живут наши работники. В каждом дворе – автомобили. У механизатора Олега Кравченко – три машины, у сына, жены и у него самого. И он не один такой.

Средний возраст наших работников 32 года. Стараемся удержать молодежь на селе. Кроме того, что зарплата высокая и выплачивается вовремя, на море, в санатории людей отправляем, ссуду на лечение, обучение, другие нужды даем.

В клубе работают различные кружки, спортплощадка постоянно занята. В августе открыли кафе-мороженое. Там алкоголь не продается. И с собой приносить нельзя, за этим следят видеокамеры. Мы думали, кофе не будут пить. Очень даже пьют. И капучино, и американо, и эспрессо. Если кто-то в нашем парке пиво употребляет, мы наказываем, 400 рублей штрафа они через полицию платят. Музыкальная школа, считай, своя. ДК нам принадлежит. Попкорн, сладкую вату делаем. Бильярд у нас есть, батут, настольный теннис, фитнес-зал.

Постоянно улучшаем условия работы. В этом году четыре трактора К-744 купили, четыре комбайна «Акрос», более производительную почвообрабатывающую технику, трактор МТЗ-2021, новые КамАЗы. Вся техника с кондиционерами, не хочет сегодня молодежь работать в плохих условиях. Чтобы она не уходила, хотим построить два коттеджа на четыре квартиры, но с условием – 20 лет по договору отработать в «Радуге».

Так что если мы главную проблему решим, и земля не будет, как проститутка, переходить из рук в руки, думаю, все будет в порядке.

– А от какого уровня властей это зависит?

– От всех уровней. Начиная от районных властей, которые должны проявить законодательную инициативу.

– Где-нибудь такая инициатива уже проявилась?

– Пока не слышно. Похоже, власти на местах не хотят осложнять себе жизнь. Сегодня из края или столицы дали денег – хорошо. А не дали, ответ один: денег нет. Зачем заморачиваться.

– Денег нет, но вы держитесь?

– Да, мы слышали этот анекдот.

– Чем сейчас работники хозяйства занимаются?

– Меня журналисты одного издания тоже как-то об этом спрашивали: «Ну, зимой же вам делать нечего, чем вы занимаетесь?». Мне обидно стало. А то, что у нас ремонт техники идет, люди в мазуте ковыряются, что свиней кормить надо, коров кормить и доить, это не работа? Вот мнение какое о крестьянине. Сейчас работа самая неблагодарная, за нее платят мало. На ремонте люди получают по 10 – 12 тысяч, а в поле – по полста. С ноября по март только на коммуналку работникам и хватает.

– Как вы считаете, кризис в стране случился из-за санкций? Он на ваше хозяйство как-то влияет?

– Мне нравятся слова профессора Преображенского из «Собачьего сердца» о том, что разруха не в клозетах, а в головах. Во всяком случае, кризис на нас никоим образом не повлиял. Как работали, так и продолжаем стабильно работать. На нас больше повлияло рейдерское нашествие в 2010 году, когда пришлось заплатить 92 млн рублей за выкуп акций. Так что внутренние враги страшнее внешних.

Справка «МК-Кавказ»:

Суров Владимир Сергеевич

Свою трудовую деятельность начал с 1963 года сварщиком-арматурщиком.

В 1973 году окончил Георгиевский техникум механизации сельского хозяйства без отрыва от производства, работая электромонтером совхоза «Темижбекский». В 1982 году окончил Ставропольский сельхозинститут по специальности инженер-электрик.

В 1981 году избран секретарем парткома первичной партийной организации КПСС совхоза «Темижбекский».

В 1984 году назначен директором Новоалександровского межхозяйственного комбикормового завода. С 1986 по 1987 год – директор Новоалександровского элеватора.

С ноября 1987 года директор совхоза «Радуга», (в настоящее время –сельскохозяйственного закрытого акционерного общества «Радуга).

За многолетний добросовестный труд Владимиру Сергеевичу присвоено звание «Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации», он награжден орденом «Милосердие и доброта», медалями «За заслуги перед Ставропольским краем», «За доблестный труд» III степени, «За заслуги перед Новоалександровским районом», неоднократно награждался Почетными грамотами губернатора Ставропольского края, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру