На Ставрополье завёлся ЖЭК-потрошитель

Произволу ЖКХ граждане могут противопоставить только собственную правовую грамотность

«Судя по платежкам на жилищно-коммунальные услуги, налог на роскошь все-таки ввели», – пишет в Интернете ироничный блогер. Статья расходов на ЖКХ заметно бьет по карману, когда растут цены, а зарплаты и пенсии не успевают за этим ростом. Особенно раздражают непомерные и непонятные расходы, которые рисуют нам управляющие компании в графе «общедомовые нужды».

Произволу ЖКХ граждане могут противопоставить только собственную правовую грамотность

Ставропольская городская общественная организация «ЖК-Контроль» озаботилась правовым просвещением председателей домовых советов. Ведь именно им собственники жилья доверяют представлять и отстаивать их интересы в управляющих компаниях, в других инстанциях. Темой заседания, прошедшего на минувшей неделе, было «Общее имущество многоквартирного дома». В ходе обсуждения выяснилось, что даже активисты не вполне ориентируются в вопросах общедомовой собственности.

Что должно входить в общее имущество многоквартирного дома и кто определяет его состав? Какие помещения в многоквартирном доме может продавать застройщик? Каков порядок изменения общедомового имущества? Со стороны может показаться, что все эти вопросы напрямую не касаются каждого собственника жилья. Однако это не так. Вот пример. Мои знакомые купили квартиру, где продавец в том числе прельстил их большой кладовкой, расположенной на этаже в общем коридоре. Однако, когда они въехали в свое новое жилье, соседи заявили, что кладовка является общедомовым имуществом и прежнему собственнику квартиры они разрешили им пользоваться за то, что он за свой счет поставил дверь на этаже, отгораживающую жилой сектор от лифта. Новому же владельцу этой квартиры предложили собрать подписи всех собственников жилья многоквартирного дома, что они не возражают, чтобы он пользовался кладовкой. Собрать подписи оказалось нереально, потому что в половине квартир жили квартиранты, а многие хозяева находились вообще в других регионах.

Новоселу оставалось сокрушаться, что не озаботился наличием свидетельства о собственности на пресловутую кладовку. Розовое свидетельство на квартиру было в наличии, на этом он и успокоился. Управляющая компания помочь ему не могла. Она не имеет права распоряжаться общедомовой собственностью. Распоряжаться может застройщик. Но только на этапе строительства. Тогда можно купить кладовку, иное помещение, если оно продается. Но когда людям выданы свидетельства о собственности, права застройщика заканчиваются. Тут уже требуется решение всех собственников: не подъезда, не этажа, а всей многоэтажки.

Второй вопрос, о который часто спотыкаются: входит ли в общедомовое имущество земельный участок? Некоторые хитромудрые управляющие компании объясняют, что таких участков три. Один выделен был под застройку дома. Второй, который поставлен на кадастровый учет. И третий, которым управляет управляющая компания. Все эти участки разные. На самом деле, как объяснил руководитель городской организации «ЖКХ-Контроль» Иван Должиков, участок должен быть один. И приватизировать землю под домом не надо, потому что каждый собственник, когда приватизировал или покупал квартиру, одновременно приватизировал и землю под ней.

Состав общего имущества дома должен быть указан в техническом паспорте. Как правило, такие паспорта составляются на момент ввода дома в эксплуатацию. Но в процессе ее многое меняется. Люди перестраивают, перепланируют жилье, подкрепляя свои действия официальными разрешениями, а нередко самовольно. И это, к сожалению, в паспортах, как правило, уже не отражено.

Сегодня техпаспорта заказывают, как правило, если возникла необходимость вывести долю в общем имуществе. Решил, например, предприимчивый гражданин оборудовать себе офис или пункт сервиса в собственной или выкупленной квартире на первом этаже. Хотя и здесь все не так просто. На заседании «круглого стола» был приведен пример по ситуации в микрорайоне «Перспективный». Женщина решила открыть в многоквартирном доме парикмахерскую. Оборудовала вход, ступеньки. Вроде никому из соседей не создала помех. Но оказалось, что при перестройке предпринимательница тронула ограждающую конструкцию – балкон. Теперь нужно получить согласие всех жильцов на изменение фасада дома.

Казалось бы, защитных барьеров, чтобы в жилых домах не появлялись нежеланные для жильцов кафешки и пивнушки, немало. Но как тогда в обход всех несогласных в многоэтажках вдруг открываются бары, гремящие музыкой до утра, пивнушки, чьи посетители справляют малую нужду в подъездах, и так далее? На этот вопрос заместитель руководителя отдела капитального строительства комитета градостроительства администрации Ставрополя Светлана Зимина ответила, что «мы принимаем только списки, но мы не имеем права эти списки проверять». То есть получается, что ушлый ловкач заручится поддержкой десятка жильцов, фамилии остальных, которые не знают и не ведают, что он замыслил осчастливить их дом открытием какого-нибудь бара, нарисует, а в комитете градостроительства эту липу примут? «Мы не знаем количества собственников, никто не может нам дать справку», – заметила Зимина. Но список собственников должен быть в управляющих компаниях, ТСЖ. Они же взимают плату. Почему комитет градостроительства не может с ними состыковаться в этом вопросе? Или не хочет заморачиваться? Ведь ловкачи в случае отказа от администрации идут в суд и нередко получают решения в свою пользу. Открывают свои парикмахерские, кафешки, пивнушки на нулевых и первых этажах, несмотря на протесты жильцов.

Еще одна проблема. Сегодня имеет место такая тенденция, когда застройщик «загоняет» собственников, купивших у него квартиры, в свою управляющую компанию. Своей можно передать дом с недоделками. Устранять их застройщик будет, только если в доме организуется принципиальный и требовательный совет жильцов.

Ловушки могут появиться и на этапе подключения к инженерным коммуникациям и сдачи дома в эксплуатацию. Председатель ТСЖ из Михайловска рассказал, как жильцы одного многоквартирного дома получили в общедомовую собственность газораспределительный шкаф. От этой обременительной собственности жильцы не могут избавиться, хотя очевидно, что они не могут отвечать ни за сохранность, ни за безопасность этого объекта. По словам председателя ТСЖ, этот шкаф «под шумок» навязали дому в общедомовое имущество на стадии покупки квартир, когда жильцы еще не вселились. Он усматривает в этом сговор застройщика с газовиками. Теперь от навязанного в общедомовое имущество оборудования жильцам придется избавляться через суд.

О проблеме обременения чужой собственностью говорила и председатель совета дома по улице Серова в Ставрополе Светлана Чернявская. В их многоэтажке прохудилась крыша. Нужно ремонтировать. Но на крыше две ржавые антенны. Управляющая компания не соглашается их снимать, потому что они неизвестно чья собственность. Искать собственника «управляшка» тоже не хочет. Ищет его председатель совета дома. На «круглом столе» ей посоветовали обратиться в МЧС, в службу радиотрансляции, предположив, что, возможно, бесхозные антенны когда-то предназначались для трансляции сигналов оповещения населения.

Состав имущества своего многоквартирного дома собственники должны определять на общем собрании. Но большинство из нас на такие собрания не ходят. Отнекиваемся занятостью на работе. А если учесть, что изрядная доля квартир во многих многоэтажках сдается квартирантам, то очевидно, что организовать собрание для волеизъявления жильцов очень затруднительно.

С нового года грядут изменения в наших платежках. Сейчас все с опасением говорят, что вырастут цены на жилищные услуги, которые устанавливают управляющие компании. На самом деле, эти цены они должны устанавливать только с согласия общего собрания. Ну а если мы не ходим на собрания, если мы не знаем и не хотим знать, что входит в наше общедомовое имущество, подмахиваем, не глядя или за какую-то мзду, подпись под прошением ловкача открыть в доме пивнушку, то имеем ли мы право жаловаться?

Та же ситуация и с оплатой расходов на общедомовые нужды. Эти расходы непрозрачны и явно завышены, потому что невозможно потребить столько воды и электроэнергии на мытье полов и освещение подъездов, сколько нам рисуют. Так и получается, что садится нам на шею какой-нибудь ЖЭК-потрошитель и опустошает наши карманы.

Стоит напомнить слова Президента Владимира Путина, что «жильцы должны платить лишь за те услуги, которые они реально получают, а не за то, что им «рисуют» в квитанциях… Только так можно выстроить цивилизованные отношения между производителями и потребителями в сфере ЖКХ. Эта сфера не должна быть кормушкой для сомнительных лавочек», – предупредил он.

Может быть, правовое просвещение, которым занялся городской «ЖКХ-Контроль», принесет какие-то положительные плоды?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру