В Северо-Кавказском центре профессионально-общественной аккредитации планируют лицензировать услуги по дополнительному профобучению

Задача Центра – способствовать более тесному и конструктивному сотрудничеству работодателей и образовательных организаций

В июле 2016 года в Ставропольском крае был создан Северо-Кавказский центр профессионально-общественной аккредитации. О целях, задачах и первых результатах работы Центра рассказывает его генеральный директор Алла Золотухина.

Задача Центра – способствовать более тесному и конструктивному сотрудничеству работодателей и образовательных организаций
Алла Золотухина

Признание качества и уровня

– Алла Федоровна, насколько актуальна тема профессионально-общественной аккредитации в современной России?

– Так исторически сложилось, что в нашей стране оценка качества образования связана, в первую очередь, с государственной аккредитацией, процедура которой приобрела контрольно-надзорный характер. Между тем мировая тенденция идет в направлении ослабления модели «государство – контролер» и усиления модели «государство – партнер». Процедура аккредитации при этом передается независимым профессиональным экспертным организациям.

В Российской Федерации также формируется система общероссийских и региональных независимых организаций (АККОРК, ОПОРА России, ассоциации менеджеров и т.п.), позволяющая контролировать качество профессионального образования с точки зрения работодателей и профессионального сообщества.

Летом 2016 года список аккредитующих организаций России пополнил Северо-Кавказский центр профессионально-общественной аккредитации, органично встроившейся в формируемый региональный сегмент системы независимой оценки качества профессионального образования. Региональные отделения общероссийских объединений работодателей («Деловая Россия», «ОПОРА России», «Конгресс деловых кругов Ставрополья», «Ставропольский Союз менеджеров», «Южная гильдия пекарей, кондитеров, индустрии гостеприимства», а также «Ставропольский территориальный институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов») подписали соглашения, в которых уполномочили Центр на проведение профессионально-общественной аккредитации с помощью своих специалистов-экспертов. В конце 2016 года Центр был включен в российскую АИС «Мониторинг профессионально-общественной аккредитации», что для нас было принципиально важным решением.

В Аккредитационном совете Центра 11 членов, из них семь докторов и кандидатов наук, пять руководителей краевых объединений работодателей. Председатель Аккредсовета – известный в крае ученый, общественный деятель, доктор наук, руководитель НПО «Пульс» Людмила Михайловна Кузякова.

– Что же такое «профессионально-общественная аккредитация»? И в чем ее отличие от государственной аккредитации?

– В новой редакции п. 4 ст. 96 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (2016 г.) впервые было дано развернутое определение профессионально-общественной аккредитации. Она представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательные программы, отвечающие требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

В отличие от государственной аккредитации, которая дает оценку деятельности профессиональной образовательной организации в целом, профессионально-общественная аккредитации оценивает отдельные учебные программы. Независимая оценка качества делается не только академической общественностью, но и, в первую очередь, работодателями, выпускниками, обучающимися. В результате вовлечения в процесс оценки всех заинтересованных сторон, выявляются проблемные места и ресурсные зоны повышения качества профессионального образования.

Системе брошен вызов

– Почему именно сейчас профессионально-общественная аккредитация стала как никогда ранее актуальной?

– Динамичные изменения в мировой экономике закономерно вызывают соответствующие изменения на рынке труда, в том числе российском. Всей системе образования брошен вызов, и нужно соответствовать как новым, так и грядущим реалиям. Разворачивается новый ландшафт среднего профессионального образования, в национальном приоритете – рабочие кадры и специалисты для передовых технологий.

Российская система образования вызов приняла, и, в настоящее время, образовательные организации системы среднего профессионального образования ждут изменения поистине реформаторского характера.

Так, уже с 1 сентября 2017 года вводятся федеральные образовательные стандарты по некоторым, наиболее востребованным профессиям. Решительные изменения ждут государственную итоговую аттестацию: вводится практикоориентированный (демонстрационный) экзамен в соответствии с критериями международных стандартов. Изменяется структура и содержание учебных программ. Вариативная часть их полностью отдается на откуп образовательным организациям и призвана дать обучающимся дополнительные компетенции с учетом регионального рынка труда.

Очевидно, что реализовать этот массив новаций можно, только взаимодействуя в плотном режиме с работодателями. На это нацеливает Президент Российской Федерации – В.В. Путин. Правительственные документы последних лет акцентируют внимание на необходимости консолидации ресурсов бизнеса, государства и сферы образования в развитии системы профессионального образования, мониторинге качества подготовки кадров, обеспечении соответствия квалификаций выпускников требованиям современной экономики.

В этом отношении Северо-Кавказский центр профессионально-общественной аккредитации видит свою задачу в том, чтобы своими возможностями способствовать более тесному и конструктивному сотрудничеству работодателей и образовательных организаций, развитию системы профессионального образования.

– Что уже удалось сделать Центру?

– Наши сотрудники приняли участие в краевой методической школе для руководителей среднего профессионального образования, выступили с докладами на научно-практической конференции по проблемам развития системы среднего профессионального образования, организованной министерством образования и молодежной политики Ставропольского края. Провели межрегиональный семинар по вопросам внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов в региональную систему образования с участием специалистов Центра развития профессионального образования при Московском политехническом университете.

Экспертами нашего Центра проведена профессионально-общественная аккредитация двух учебных программ Григорополисского техникума имени атамана М.И. Платова. Аккредитационный совет высоко оценил работу преподавательского коллектива образовательной организации, обе аккредитованные программы включены в Федеральный реестр учебных программ.

В ближайших планах Центра – лицензирование услуги по дополнительному профессиональному обучению.

Добровольное – не значит необязательное

– Как известно, в соответствии с положениями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», профессионально-общественная аккредитация – дело добровольное. Что дает она образовательной организации, чьи программы прошли профессионально-общественную аккредитацию?

– Да, профессионально-общественная аккредитация – дело добровольное. Но добровольное – не значит необязательное. Так, согласно методическим рекомендациями Минобрнауки России 2013 года, для образовательных программ многофункциональных центров прикладных квалификаций эта процедура является обязательной. Сведения о прохождении ПОА представляются в аккредитующий орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации, а также в процессе распределения контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований. Это, наконец, привлекательный имидж образовательной организации, чьи образовательные программы высоко оценены профессиональным сообществом.

Важно подчеркнуть, что с 2015 года, в соответствии с письмом Минобрнауки России № АП-512/02, федеральным и региональным органам исполнительной власти разрешено использовать результаты профессионально-общественной аккредитации в целях принятия таких управленческих решений, как кадровые перестановки, проведение конкурсного отбора лучших образовательных организаций, распределение грантов и другие.

Кстати

Подробную информацию читатели могут получить на официальном сайте Центра: skcpoa26.ru.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 5 апреля 2017

Заголовок в газете: Эффективный инструмент повышения качества образования

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру