Владимир Сухов: "Молодежь Северного Кавказа должна видеть друг в друге друзей и партнеров"

Свыше двухсот юношей и девушек региона стали участниками проекта «Вместе мы Россия»

19 апреля 2017 в 09:03, просмотров: 1068

С декабря 2016 года Межрегиональное общественное движение СКФО «Союз народов Ставрополья «За мир на Кавказе» реализует крупнейший социально-значимый проект «Вместе мы Россия» на средства государственной поддержи, выделенные ООФ «Национальный благотворительный фонд» по распоряжению Президента РФ. Уже проведено больше двадцати межрегиональных встреч и образовательных семинаров для молодежи, национально-культурных организаций из субъектов СКФО. По их результатам завершен первый этап исследований, начата разработка молодежных инициатив по решению социально-значимых региональных проблем. Как реализуется проект, рассказал его руководитель, помощник Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае Владимир Сухов.

Владимир Сухов:
Участники проекта на вершине Бештау

Предлагать, а не заставлять

– Владимир Владимирович, в чем состоит суть проекта, и на какую аудиторию он рассчитан?

– Наша география – это города Хасавюрт (Республика Дагестан), Грозный (Чеченская Республика), Назрань (Республика Ингушетия), Моздок и Моздокский район (Республика Северная Осетия-Алания) и Нефтекумск (Ставропольский край). Цель – формирование реально работающих механизмов по вовлечению молодежи в социально-значимую деятельность. Аудитория – учащиеся девяти учебных заведений среднего звена, колледжей, техникумов и училищ. Свыше двухсот молодых юношей и девушек вовлечены в нашу работу. Это актив, который после завершения проекта продолжит начатое нами. Мы рассказываем молодежи, какие структуры и институты существуют в нашем государстве, как они взаимодействуют друг с другом. У ребят формируется понимание механизмов работы государственного и муниципального управления, негосударственных и некоммерческих структур. Они начинают видеть для себя возможности личностного и профессионального роста.

В сфере профилактики радикализма работает множество организаций: советы молодежных инициатив, общественные советы при ОВД, при комитете СК по делам национальностей и казачества, при администрациях муниципальных образований и так далее. Все делают на своем уровне значимую работу. Но нужны принципиально новые механизмы участия подобных структур на уровне СКФО, которые будут учитывать и этнокультурные региональные особенности, и традиционные методы народной дипломатии, и современные интерактивные формы работы с молодежью. При этом важно фиксировать изменения в настроениях и установках молодых людей.

– Как вы отбираете участников проекта? Это проблемные, трудные ребята?

– Ребята разные. При формировании групп мы, конечно, разговариваем с администрацией, с завучами, а молодым людям предлагаем: кто хочет? Обычно отзываются лидеры, за ними идут их друзья, но есть и те, кто является неформальными, асоциальными лидерами. Их также важно вовлекать в проект. Есть ребята неяркие, молчуны, которые попали на семинары за компанию или по решению педагога, но тут, в командной работе, у них появляются хорошие возможности проявить себя.

– А если никто не хочет?

– Мы предлагаем и заинтересовываем, а не заставляем. Как правило, после первых же семинаров ребята настроены на продолжение. Есть нюанс – в культуре многих кавказских народов принято: когда говорит старший – младший должен слушать. Во многих случаях молодые люди не могут высказаться, это может быть воспринято как невоспитанность, дерзость. Мы прилагаем максимальные усилия для создания психологического комфорта, ребята сами формируют правила поведения, могут задавать любые вопросы. У меня есть опыт работы на Северном Кавказе в самых тяжелых ситуациях – с 1992 года. Рассказываю о себе, как приезжал в их регион, когда они еще не родились, о местных активистах и организациях, которые работали тогда. Часто у нас выявляются общие знакомые, и так постепенно выстраивается доверительная атмосфера. Я убежден, что принципы работы с современной молодежью требуют принципиально новых подходов.

Крайне важно, чтобы молодые люди стали полноценными субъектами этнополитических и общественных процессов, а не оставались пассивными объектами, на которых направлена чья-то деятельность. Надо переходить от принципа «мероприятия для молодежи» к принципу «мероприятия самой молодежи». А чтобы это произошло, необходимо готовить ребят, развивать уровень их сотрудничества с органами власти и муниципальными структурами, общественными и религиозными организациями, правоохранительными органами и так далее.

Не надо бояться делегировать молодым людям и некий уровень полномочий, чтобы они понимали свою степень ответственности. Важно, чтобы молодые люди из соседних субъектов СКФО или иных субъектов нашей страны видели друг в друге друзей и партнеров.

Воспитание переговорщиков

– Расскажите о том, как на практике реализуется участие в проекте?

– Сначала для слушателей проводится комплекс из нескольких семинаров, где в доступной форме показывается, что такое социальное проектирование, как осуществляется командная работа и так далее. Параллельно им объясняется, что такое межнациональные отношения, как работают ветви власти, общественные объединения, иные структуры. Потом мы предлагаем им самим разработать социальные инициативы, презентовать их на местном уровне, обсудить с представителями органов местного самоуправления и общественных структур. Затем, учитывая рекомендации сторонних наблюдателей, реализовать инициативы в своем образовательном учреждении или населенном пункте. Таким образом молодые люди формируют навыки ведения переговоров, отстаивания своих позиций, понимания, что и в условиях ограниченности ресурсов можно ставить задачи по решению социально-значимых региональных проблем.

– Что за проекты предлагают ребята? Приведите пример.

– Много разных. Важно не просто реализовать проекты, а чтобы молодые люди поняли, как все работает: какие сложности возникают, как их преодолевать, привлекать потенциальных партнеров, оценивать эффективность своей деятельности, формировать финансовую отчетность, развивать проект.

Уже есть целый спектр инициатив – от посадки деревьев до совместного подъема на вершину Бештау молодежи разных национальностей. Есть и очень серьезные, взрослые вещи. Я много лет работаю на Северном Кавказе, и то, что сформулировали ребята в Дагестане, меня, честно говоря, по-хорошему поразило. Группа ребят решила создать механизм разъяснения девочкам – ученицам сельских школ важности получения средне-специального и высшего образования. Они предлагают сформировать группы из учащихся образовательных учреждений Хасавюрта, которые вместе с представителями общественных и государственных структур проведут работу со школьницами и их родителями о необходимости продолжения учебы после школы.

Реализовать подобный проект, нащупать технологию не стоит больших денег. Надо создать элементарные условия, чтобы в селах их встретили местные лидеры этого сообщества, мнение которых будет значимо для родительской общественности. Сейчас в Дагестане к нашему региональному координатору приходят родители и благодарят: вы изменили наших детей! Педагоги говорят: у нас ребенок год отучился, мы не знали, что у него такой потенциал есть.

– Как еще вы фиксируете положительные изменения в сознании молодых людей?

– Мы сформировали исследовательскую группу из ученых, которую возглавляет доктор политических наук, профессор Майя Арташесовна Аствацатурова. Проводим анкетирование, в котором есть этнокультурный компонент, гражданственность и права человека. Сразу видно, как ребята вовлечены в какую-то деятельность, знают ли они что-то об общественных организациях, о деятельности общественных советов, аппаратов Уполномоченных по правам человека, был ли у них опыт посещения иных субъектов России или проживания там. Как они понимают процессы защиты прав человека, что такое права и обязанности гражданина РФ? Интересуемся, как в молодых людях сосуществуют их этнические, конфессиональные и общероссийские ценности, как они воспринимают и оценивают деятельность местных национально-культурных организаций.

Сохранить ценности помогут горизонтальные связи

– Если происходит обсуждение болезненных межнациональных проблем, трудно вести диалог?

– Есть сложнейшие вопросы, к которым нужен особый подход. На события 1992 года ингуши смотрят с одной точки зрения, осетины – с другой. Различия в оценках тех событий, противоречивые подходы к изменению сложившейся ситуации формируют у молодежи очень разные представления о том, что произошло и как из этой ситуации выходить. У молодежи, которая родилась после тех трагических событий, формируются четкие представления в отношении друг друга, и надо честно сказать, что они далеко не добрососедские. А официально государство признало, что последствия этого конфликта урегулированы. Многие «игроки» манипулируют на этих болевых точках.

Радикализм не предлагает ничего нового и конструктивного, он предлагает разрушить наши общероссийские и национальные ценности, принизить нашу культуру, изменить привычные принципы жизнедеятельности граждан нашей страны. Поэтому очень важно консолидировать усилия всех субъектов этих процессов в конкретных территориях, несмотря на их внутренние противоречия, и совместными усилиями противостоять вызовам. Для всех народов Северного Кавказа, как и России в целом, глобальные угрозы гораздо страшнее наших внутренних противоречий. Поэтому мы содействуем консолидации различных структур и экспертов, формируем горизонтальные связи для того, чтобы совместными усилиями, в том числе и через молодежь, сохранять традиционные культурные, духовные и моральные ценности народов России.

– В обществе накопилось много барьеров, мешающих взаимодействию…

– Увы, это и отношения между людьми и национальными группами, власти и общества – как швы, по которым надо стягивать и сшивать государство воедино. Для того чтобы выйти на диалог молодежи с властью, мы хотим провести серию встреч с группами активистов и местными лидерами. Это могут быть представители бизнеса, известные спортсмены, представители СМИ, общественники, ученые, религиозные деятели. Хотим организовать несколько поездок представителей гражданских структур друг к другу в гости.

В риторике проекта мы не говорим «профилактика экстремизма и терроризма», мы говорим «вовлечение молодежи в социально-значимую деятельность». Мы не говорим «борьба с наркоманией», мы говорим «вовлечение в здоровый образ жизни». Необходима работа над восстановлением эффективных научных и культурных связей между регионами через людей, которые сделали большой вклад в науку, в нашу общую жизнь. Например, в Карачаевске установлен бюст ученого, историка Валентины Павловны Невской. Есть и ее именная стипендия. А молодежь в своем большинстве не знает кто это, какой вклад она внесла в науку. То же самое, как памятник первой учительнице. Ведь эти люди в советское время и формировали национальную и гражданскую идентичность. В нашей стране, несмотря на сложности и наличие противоречий, есть квалифицированные экспертные ресурсы на всех уровнях, сформирован уникальный опыт сохранения общественной безопасности и гражданского согласия. Его необходимо обобщать и анализировать, апробировать новые технологии, консолидировать конструктивные силы общества и вместе противостоять тем угрозам и вызовам, которые угрожают безопасности наших граждан и нашему государству.






Партнеры