Улица полна неожиданностей

Советы родителям и педагогам, как уберечь подростков от преступных соблазнов

Нередко приходится слышать, что сейчас выпустить ребенка погулять на улицу — настоящий экстрим. Угрозы подстерегают подростков на каждом шагу – «не то, что в прежнее время, когда мы сами были молодыми». И приходится констатировать, что эти опасения старшего поколения зачастую имеют под собой почву. 

Советы родителям и педагогам, как уберечь подростков от преступных соблазнов

Проще предупредить, чем бороться с последствиями

Как свидетельствуют специалисты правоохранительных органов, преступность значительно снижает качество нашей жизни. Угроза стать жертвой преступления, в том числе в Ставропольском крае, к сожалению достаточно высока. И тому есть множество причин: от прорех в воспитании до состояния экономики. Но если на состояние в экономике каждый из нас в отдельности не может повлиять, то уберечь детей от «скользкой дорожки», от губительных привязанностей, поддержать оступившихся, помочь им вернуться в общество – в наших силах. Тем более, что, как известно, проще предупредить, чем бороться с последствиями.

– Проблемами в сфере общественной безопасности и правопорядка, на решение которых направлена сегодня деятельность Правительства края совместно со всеми субъектами профилактики правонарушений, являются уличная преступность, причиной которой зачастую становится нахождение лиц в состоянии алкогольного опьянения,  рецидивная преступность,  преступность среди несовершеннолетних и в отношении них, а также  распространение наркомании и мошенничества, – говорит начальник управления по координации деятельности в сфере обеспечения общественной безопасности, законности и правопорядка в СК аппарата Правительства Ставрополья Сергей Сидоренко. – Сегодня мы вынуждены констатировать отсутствие у населения края полной  уверенности в своей безопасности, безопасности своих детей и имущества.

Жертвами правонарушений наряду со взрослыми, к сожалению, становятся несовершеннолетние. Но правонарушения совершаются и ими.

Как утверждают психологи, в профилактической деятельности с конкретным человеком важно не упустить время. Как раз на ранней стадии, когда у личности еще не сформировались устойчивые взгляды и привычки, успех может быть достигнут легче. Необходимо вовремя заметить отклонения в поведении детей и подростков и правильно организовать помощь, в том числе педагогическую. Это может предотвратить ситуации, которые могут привести к совершению правонарушений.

Родителям и учителям необходимо знать, что если ребенок уклоняется от учебы (в том числе вследствие неуспеваемости по большинству предметов, отсутствия интереса к учебе), пренебрежительно относится к делам класса, школьной собственности, отказывается от общественных поручений, от участия в трудовых делах, демонстрирует негативизм в оценке действительности, повышенную критичность по отношению к педагогам и взрослым, допускает грубость, драки, пропуски занятий, жестокое отношение к животным, немотивированные поступки, скептически реагирует на замечания взрослых, то такому ребенку нужно уделить повышенное внимание в целях предотвращения его скатывания в пропасть преступности.

Главное – добиться доверия ребенка

Среди основных причин, толкающих молодых людей на совершение преступления, можно отметить стремление к «красивой жизни», желание быстрого обогащения; уверенность в том, что можно избежать наказания; стремление показать себя и самоутвердиться; алкогольная и наркотическая зависимость.

– Для нас важно, чтобы понимание необходимости ограждения подростков от негативного воспитания улицы, его организованной занятости в свободное от занятий время, вовлечения в занятия спортом появилось не только у правоохранительных органов, но и у сотрудников образовательных учреждений, а самое главное – у родителей, – говорит Сергей Сидоренко. – Родители стали меньше заниматься детьми, зачастую перекладывая воспитательные функции на школу, улицу. Совместный просмотр телевизора заменяет общение с детьми. Все эти реалии в совокупности создают почву для увеличения уровня преступности и свидетельствуют о необходимости ранней профилактики преступлений и правонарушений в молодежной среде.

Родителям необходимо знать, что для ребенка именно они являются образцом поведения, особенно в дошкольном и школьном возрасте. Самое главное – добиться доверия ребенка и сохранять его всеми силами, не дать разрушиться. При отсутствии между родителями и ребенком доверительных отношений эффект воспитательного процесса не будет достигнут.

Криком делу не поможешь

Слово родителей, педагогов – тончайший инструмент воздействия на душу ребенка. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик – это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как несправедливость. Опора на лучшие качества личности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему – вот что обеспечит успех. Для всех случаев справедливо одно: какой бы поступок ни совершил ребенок, он нуждается в сочувствии. Оно ему не навредит, но растопит лед недоверия и отчуждения. Это первый шаг взрослых на пути к доверию, расположению ребенка. Необходимо правильно понять его, принять и вовремя помочь.

Как известно, проблемы чаще всего начинают проявляться в подростковом возрасте от 11 до 15 лет, который считается трудным, противоречивым, переходным. Учащиеся в этом возрасте требуют усиленного социального контроля со стороны семьи, школы, общественности. У подростков неустойчивые установки, они еще не осознали свое место в жизни. Авторитет родителей в этот период может ослабевать, а влияние неформальных групп ближайшего окружения, наоборот, возрастать, что повышает степень вероятности антиобщественного поведения.

Одновременно происходит интенсивное социальное развитие личности, появляется ощущение самостоятельности, взрослости. Возникновение чувства взрослости, стремление быть и считаться взрослым – очень значимы для подростка. В этот период особое значение имеет межличностное общение. Если у подростка не складываются отношения с классом, то он начинает искать общения за пределами школы и зачастую попадает в сформировавшиеся уличные компании.

Практика подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно. Необходимо развивать структуру внеурочной деятельности, учитывающей интересы подростков, создавать в школах условия для дополнительного образования, реализовывать  досуговые программы, организовывать любительскую самодеятельность (художественную, техническую, спортивную), организовывать семейный досуг.

В каждой школе необходимо:

– создать уклад норм школьной жизни;

– помочь школьникам узнать свои права и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения;

– помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека;

– помочь школьникам научиться разрешать споры правовыми способами;

– воспитать навыки правовой культуры.

Вместе с тем, важнейшей задачей школы, социального педагога является систематическая и целенаправленная пропаганда педагогических знаний среди родителей, использование всех форм и методов работы с семьей для того, чтобы помочь родителям в воспитании детей и эффективно использовать возможности семьи.

Памятка родителям по детской безопасности во время каникул

С наступлением лета дети много времени проводят без присмотра взрослых, купаются на водоемах, играют на городских улицах, в связи с чем возрастает опасность несчастных случаев и получения различных травм. Чтобы обеспечить безопасность своих детей, родителям необходимо проводить разъяснительные беседы, обращать внимание ребят на правила безопасного поведения на улице и дома, на отдыхе у водоемов и в детских лагерях.

Ребенок должен знать и помнить следующее:

– не следует уходить далеко от своего дома, двора;

– нельзя брать ничего у незнакомых людей на улице, входить вместе с незнакомыми людьми в подъезд или лифт, открывать им дверь квартиры или садиться к незнакомцам в машину;

– на любые предложения незнакомых людей нужно отвечать отказом и немедленно уходить от них туда, где есть люди, а в случае опасности не бояться звать на помощь;

– домой следует возвращаться до наступления темноты;

– следует избегать безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов.

Обязательно снабдите одежду вашего ребенка световозвращающими элементами для того, чтобы ребенок был заметен водителям в темное время суток. Не оставляйте ребёнка одного в квартире с включенными электроприборами, заблокируйте доступ к розеткам, избегайте контакта ребёнка с газовой плитой и спичками. Не оставляйте открытыми оконные и балконные рамы, даже при наличии москитных сеток. Следите, чтобы ваш ребенок не пользовался сомнительной литературой и видеопродукцией. Ограничьте и сделайте подконтрольным общение ребенка в Интернете. Для отдыха на природе выберите тихое, спокойное место.

Во время оздоровительного отдыха детей в летних лагерях обратите их внимание на сохранность ими личного имущества (сотовые телефоны, фотоаппараты, планшетные компьютеры и пр.), а также проведите с детьми разъяснительные беседы о недопустимости самовольных уходов из лагерей. Не стоит давать им с собой дорогие вещи или технику.

Факторы, отрицательно влияющие на формирование личности ребенка

1.Асоциальное поведение родителей (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам): систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.

2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

3. Гиперопека. Нет свободы выбора у ребенка, так как родители,  боясь, чтобы их дети не наделали ошибок,  не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие – инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка, за чем следует стремление к уличным кампаниям, где они чувствуют себя самостоятельными и значимыми. 

4. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.

5. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

6. Отодвигание детей на второе место после карьеры. Многие современные родители, погруженные полностью в работу не находят времени для воспитания собственных детей, перекладывая зачастую эту обязанность на нянь, бабушек и дедушек, школу и пр. Они, как правило, «не знают своих детей»: чем они увлекаются, что любят, к чему стремятся. Все это пагубно сказывается на формировании личности ребенка. По статистике, более двух третей подростков, совершивших правонарушения, воспитывались в формально полной семье, в семье с нормальными материальными и жилищными условиями.

Что касается проступков детей, то ни один из них не должен ускользнуть от внимания взрослых. Особенно важно высказать неодобрение по поводу проступка ребенка сразу же после его совершения. Всегда давать доступную возрасту ребенка словесную оценку неодобряемому действию, разъяснить, что нельзя брать без разрешения не только какую-то конкретную вещь, но и все остальные вещи, принадлежащие другим людям, так как это плохой поступок — кража.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру