Предусмотрена ли ответственность за ненадлежащее воспитание?

Разъяснения прокурора Ленинского района Ставрополя

Известно, что школа, учителя, классные руководители могут успешно выполнять свои функции по воспитанию подрастающего поколения только в тесном сотрудничестве с семьей, с родителями школьников. Лишь общими целенаправленными усилиями педагогов и родителей удаётся плодотворно влиять на развитие личности ребёнка, решать воспитательные задачи.

Разъяснения прокурора Ленинского района Ставрополя

В связи с тем, что современная система образования становится одним из основных ресурсов развития общества и направлена на обеспечение качественных образовательных услуг, возникла необходимость в активной стандартизации, установлении комплекса правил, норм, требований к учителю как объекту стандартизации. Стандарты обычно представляются в виде документов, содержащих определенные требования, правила или нормы и являются обязательными. Несомненно, замысел и исходные положения стандартов педагога положительны и направлены на определение точных ориентиров для определения профессиональных компетенций учителя, оценки его подготовленности к профессиональной деятельности и результатов труда, сохранение творчества и профессиональной свободы учителя, упрощение квалификационных требований и характеристик, сосредоточение внимания учителя на непосредственной работе с учениками.

Законодательной базой данного процесса является Федеральный государственный стандарт, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, Указ Президента РФ №597 от 07.05.2012 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», приказ Министерства труда России №544-н от 18 октября 2013 г., утверждающий профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Описание педагогических функций в области обучения предполагает целый ряд трудовых действий, среди которых: разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы, осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды, планирование и проведение учебных занятий, систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению, формирование универсальных учебных действий, формирование мотивации к обучению, объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями обучающихся.

– Одна из важнейших особенностей педагогического общения состоит в том, что учитель ориентирует ученика в его поведении на обязательное использование общественно значимых норм, – говорит заместитель прокурора Ленинского района Ставрополя, младший советник юстиции Ирина Прасолова. – Педагогам, как профессионалам, работающим с детьми, видны успехи и недостатки семейного воспитания. Вместе с тем, школа, учителя не всегда в полной мере выражают требования общества к результатам воспитания детей в семье, к повышению ответственности родителей.

Так, прокуратурой района по заданию прокуратуры края проведена проверка соблюдения законодательства по информации из оперативной сводки ГУ МВД РФ по СК по факту противоправных действий 16-летнего К. В ходе проверки установлено, что в дневное время, угрожая физической расправой и применяя физическую силу, несовершеннолетний К. требовал денежные средства у несовершеннолетнего Ф. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 163 УК РФ. В настоящее время К. допрошен в качестве подозреваемого.

Установлено, что несовершеннолетний К. является учащимся МБОУ города Ставрополя, ранее на профилактических учетах не состоял. Противоправные действия в отношении потерпевшего Ф. несовершеннолетний К. совершил в период отсутствия на учебных занятиях, проводимых в учебном заведении.

Таким образом, факт совершения общественно опасного деяния несовершеннолетним свидетельствует о нарушениях п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», неэффективности и недостаточности проводимых в МБОУ профилактических мер, направленных на предупреждение совершения преступлений и правонарушений, безнадзорности.

В связи с изложенным, прокуратурой района внесено соответствующее представление в образовательное учреждение, по результатам рассмотрения которого виновные лица были привлечены к дисциплинарной ответственности.

В заключение отметим, что учебно-воспитательная работа в школе предполагает взаимодействие, поэтому школа должна иметь дело с межличностными отношениями и развивать их. Чтобы учителя своими действиями и методами работы могли способствовать развитию положительных социальных отношений между учащимися, они должны сами признать свою собственную роль в этом процессе. Сам учитель своим поведением и отношением к ученикам должен быть примером для подражания для учеников. Тепло и безопасность, исходящие из отношений с учителем, представляют собой хорошую основу для установления положительных межличностных отношений с другими людьми, в том числе и сверстниками.

– Успех в учебе ученика является результатом не только его реальных интеллектуальных способностей и ответственности, но и зависит от поведения учителя, т. е. его убеждения, что ребенок имеет способности к учебе и достигнет хороших результатов или, наоборот, он низких способностей и будет иметь трудности в обучении, – подчеркнула Ирина Прасолова. – Это подразумевает, что учителя своим стилем оценки и отношения к ученикам способствуют конструктивным или деструктивным способам решения конфликтов учащихся. Педагоги должны быть чувствительными к потребностям учащихся (которые находятся под риском оказаться неуспешными в учебе), призваны способствовать повышению успеваемости, самооценки детей, должны применять методы кооперативного обучения, устраняющего возникновение конфликтных ситуаций.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру