Ее организаторами выступили Московский педагогический государственный университет совместно с Евразийской ассоциацией педагогических университетов (ЕАПУ), Ассоциацией развития педагогических институтов и университетов и Национальной ассоциацией организаций дополнительного профессионального педагогического образования. В работе конференции приняли участие представители Минобрнауки России, Федерального Собрания РФ, Российской академии наук и Российской академии образования, более 20 руководителей вузов из 26 регионов страны. Широкий диапазон географии и статуса участников говорит об актуальности обсуждаемой темы. Особенно для нашего Северо-Кавказского федерального округа, где проживают около 10 миллионов человек, представляющих более 100 наций, народностей и этнических групп.
Тон мероприятию был задан презентацией этнокультурной выставки народов Северного Кавказа, которая раскрывала обычаи, устои, национальные особенности каждого из них, и ярким концертом студенческих коллективов университета «Вместе мы Россия!».
Пленарное заседание конференции прошло в Думе Ставропольского края. От лица губернатора, правительства и депутатского корпуса собравшихся приветствовала председатель комитета Думы СК по социальной и молодежной политике, образованию, науке, культуре и средствам массовой информации Валентина Муравьева. Она назвала тему конференции острой, требующей общественного обсуждения.
– Именно на таких конференциях рождаются идеи, которые через какое-то время воплощаются в жизнь и дают свои результаты, – подчеркнула Валентина Николаевна.
К участникам конференции также обратился заместитель имама Ставрополя Исмаил-Хаджи Тамбиев, был зачитан приветственный адрес от митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла.
Модератор пленарного заседания, советник при ректорате МПГУ, исполнительный директор Евразийской ассоциации педагогических университетов Эдуард Никитин обратил внимание собравшихся на то, что в настоящее время образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, повышении уровня доверия человека к жизни в России, к государству, настоящему и будущему своей страны.
С основным докладом выступил ректор МПГУ, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Алексей Лубков. Он напомнил, что 2017 – это год столетия Октябрьской революции. Именно эта дата, по его мнению, должна стать напоминанием о том, что пора прекратить делиться по этническим признакам, на «красных» и «белых», «хороших» и «плохих».
– Сегодня как никогда важно осмыслить исторический путь страны, преодолеть целостный разгул в истории и консолидировать общество, – отметил Алексей Лубков.
В этой связи Алексей Владимирович напомнил о таком понятии, как «соборность», означающем цельность, множество, собранное силой любви в свободное и органическое единство.
Следует отметить, что проблема формирования гражданской идентичности является сравнительно новой в науке. Идентичность – результат процесса соотнесения личности с другими людьми: с их внутренним миром, с ценностями, с гражданской общностью.
Современная статистика такова: только половина подростков воспринимают учителей как положительно значимых людей в их жизни. А сама школа конструктивно использует воспитательный потенциал семьи только на 40%. Всего лишь один из 10 учащихся выйдет из школы с чувством гражданина российского общества. Эти цифры говорят о том, что у школьников отсутствуют знания о «других» представителях различных этносов и культур, живущих на территории России, у них недостаточно сформированы навыки общения, умения слушать и слышать иную точку зрения, понимать «другого».
Именно поэтому участникам конференции было так важно определить стратегию формирования российской гражданской идентичности в современной медийной и информационной среде, модели формирования этого понятия у самих педагогов и учащихся, а также компоненты, критерии и индикаторы этого процесса.
Дискуссии во время обсуждения были достаточно жаркими, присутствующие предлагали собственные решения, апробированные в учебных заведениях.
Директор Ставропольского филиала МПГУ, доктор педагогических наук Наталья Сотникова рассказала о работе вверенного ей учебного заведения.
– Мы исходим из того, что в формировании гражданственности и патриотизма должны участвовать как сами студенты, так и преподаватели, ведь именно совместные дела способствуют консолидации коллектива, а личный пример педагога способствует превращению научно-педагогических работников в референтную группу, которой стремятся подражать обучающиеся, – считает Наталья Сотникова. – На базе нашего филиала создан молодежный клуб «Патриот», регулярно с участием всего коллектива проводятся гражданско-патриотические мероприятия, посвященные памятным событиям в истории нашей страны. А главное – мы стараемся уйти от формального подхода к решению данной задачи.
Конференция завершилась. Ее участники были едины во мнении – она дала возможность провести инвентаризацию наработок вузов нашей страны по формированию российской гражданской идентичности обучающихся и выбрать самые достойные для распространения опыта.