Земский доктор пришел из прошлого

Век назад на Ставрополье уже действовали органы местного самоуправления

Земство было упразднено после Октябрьского переворота накануне нового 1918 года. Просуществовало оно в нашем южном регионе менее пяти лет – в отличие от центральных губерний России, где его «стаж» исчисляется четырьмя десятками лет. При этом большая часть ставропольского периода пришлась на Первую мировую войну. О том, чего хотели власти, внедряя земство, как встретил нововведение народ,  и что в итоге получилось, в интервью «МК-Кавказ» рассказал доктор исторических наук, профессор Северо-Кавказского федерального университета Николай Судавцов.  

Век назад на Ставрополье уже действовали органы местного самоуправления
Николай Судавцов

Широкий жест царя

– Николай Дмитриевич, что такое земство?

– Земство было создано в период великих реформ Александра II, и оно определялось положением, которое он подписал 1 января 1864 года. Когда в 1861 году отменили крепостное право, а развитие капитализма уже шло, возникла необходимость, чтобы на местах привлечь общественность к решению местных вопросов. И тогда создается такая форма, как земство. Сначала в 1864 году земство было создано в 34 губерниях, где были сильны позиции помещиков. Затем в 1909 году – в шести западных губерниях. Законом от 9 июня 1912 года было установлено распространить действие земства на Астраханскую, Ставропольскую и Оренбургскую губернии. В 1913 году шло формирование  органов, проведение выборов. А по- настоящему работа на Ставрополье началась с 1 января 1914 года.

– А почему называется земство? От земли?

– Конечно, от земли. Если вы посмотрите на саму структуру земства, оно было введено на уровне уезда и на уровне губернии. На уровне волости не вводили, я так думаю, чтобы не было слишком много демократии. На российском уровне такой структуры тоже не было, чтобы не создать гнездо для оппозиции. 

– Волость – это то, что сейчас называется поселением, уезд – это район, а губерния она и есть губерния?

– Для нашей степной Ставропольской губернии, где были крупные села, часто волость – это было село. А, к примеру, в центральной России, где населенный пункт могли составлять 10-15 дворов, в волость могли входить и 50 населенных пунктов.

– А кого избирали в эти органы местного самоуправления?

– Был имущественный ценз, и было три курии. Курия землевладельцев, крестьянская и городская. Было уездное земское собрание и губернское земское собрание. Их члены назывались гласными. Их избирали на уездных съездах. Министерство внутренних дел устанавливало, сколько гласных может быть избрано от землевладельцев, сколько от крестьян, сколько – от городских.

– Эти гласные работали без зарплаты?

– Жалованье получали только члены управы, это 2-4 человека.

– Николай Дмитриевич, вот, допустим, я безлапотный крестьянин, могли меня избрать в гласные?

– Могли. Когда речь идет об имущественном цензе, то ведь сам крестьянин не имел ценза, у него не было земли. Землепользование было общинное. Крестьяне уплачивали выкупные платежи за землю. Они ею пользовались, но она уже не принадлежала помещику и еще не принадлежала крестьянам. В ходе реформы помещик обязан был часть земли продать крестьянам. Заключалась выкупная сделка между сельским обществом и помещиком. 20 процентов крестьяне собрали, допустим, денег, а остальная сумма – кредит, данный государством. И этот кредит давался на 49 лет. Но с учетом процентов получалось, что крестьянин оплачивал эту землю в три раза дороже, чем она стоила.

– Сельская община избирала в гласные самого авторитетного?

– Когда крестьянам объясняли, что работать придется бесплатно, тогда работящие крестьяне отказывались. Лишь бы кого-нибудь спихнуть туда, и такое было. Хотя, конечно, были среди гласных и умные, авторитетные люди.

Государство сбросило с себя все местные вопросы

– Какие вопросы государство делегировало земству?

– Это народное здравие, просвещение, дорожное дело и так далее. Т.е. власть всегда могла сказать: у вас есть земство, с него и спрашивайте. Но хочу отметить, были четко определены источники доходов. Это окладные платежи. А чтобы земство не злоупотребляло повышением этих платежей, было установлено, что ежегодно они могут увеличиваться не более чем на три процента. В этом, кстати, была трагедия ставропольского земства.

Что сделали ставропольцы? Они посмотрели, что отстает и здравоохранение, и народное образование. И решили сразу поправить дело. Запросили давно работающие земства. Предположим, в Московском земстве, в Московской области уже не было фельдшерских пунктов, а были открыты врачебные пункты. А у нас были фельдшерские пункты в основном. Вот наши земцы решают: на следующий год открыть 43 врачебных пункта. То же самое со школами. Напланировали в 1914 году открыть 98 школ. А потом стали искать источники финансирования. А Ставрополье – аграрная губерния. Предприятий нет. Значит, главный источник финансирования какой? Земля. И еще же появляются органы управления: уездная, губернская управа. Чтобы обеспечить их работу, тоже нужны деньги. Крестьяне вначале довольно равнодушно отнеслись к земству. Они не знали, что это такое. Но когда весной 1914 года им предложили подписывать окладные листы…

– Типа налоги?

– Налоги они платили государству, а это были дополнительные платежи. На местные нужды и до этого собирали. Но теперь у них был уездный окладной сбор, губернский окладной сбор, и у них выплаты увеличились в 6-8 раз. Государственный налог как был 2 копейки с десятины земли, он так и остался и крестьян не возмущал. А окладные платежи крестьяне стали отказываться подписывать. 

Крестьянские бунты

– А они что подписывали индивидуально?

– Собирался сельский сход и решал: подписывать или нет. К примеру, в Александрии  Благодарненского уезда крестьяне не стали вносить окладные платежи, и тогда полицейские стали забирать у них скот, чтобы его продать и погасить долги. Начались аресты, столкновения стражников с крестьянами. В результате трое убитых, восемь раненых. Но правительство понимает, что ситуация очень сложная, ведь уже война идет. Суд над бунтовщиками состоялся только в январе 1916 года. Четверых приговорили к смертной казни, кого-то к каторге. Судил военно-полевой суд в Благодарном. А защищала группа адвокатов во главе с Георгием Прозрителевым (его имя и имя Г. Праве носит наш краеведческий музей – ред.). Губернское земское собрание выступило с петицией о помиловании, направив ее наместнику на Кавказе. В итоге смертная казнь была заменена каторгой, и всем остальным на треть снизили сроки наказания. Часть была оправдана. 

– То есть, крестьяне восстали против этих земских платежей?

– В итоге в 1914 году окладные сборы были выполнены только на 50 процентов. Тогда на Ставрополье приезжали два сенатора из столицы, изучали обстановку, заставили земство понизить сборы на 1915 год, чтобы успокоить крестьян. Но недовольство крестьян осталось. И когда в 1917 году в стране ввели волостное земство, ставропольское крестьянство встало на дыбы. Вот пример – село Надежда, что под Ставрополем. Сельский сход решил не вводить земство. Председатель уездной земской управы не смог их убедить.  Они потребовали приезда губернатора. Приехал губернатор князь Сергей Оболенский, убеждал-убеждал. И тогда, как пишут источники, «он сказал свое решительное слово: поддержат они или нет». Они сказали: нет.

Ставропольское земство заложило недовольство к себе с самого начала. Когда речь идет о старых земствах в центральных губерниях России, то они добились позитивных перемен за 40 лет.

Откуда на Ставрополье появились помещики?

– А почему на Ставрополье стали вводить земство так поздно по сравнению с центральными губерниями?

– А потому что здесь помещиков не было. Земство изначально вводилось там, где были сильны позиции помещиков. На Севере, в Сибири, в национальных территориях  не вводилось. У нас на Ставрополье ведь тоже не на всей территории его ввели. Не ввели на территории кочующих инородцев. Это Большедербетовский улус, где проживали калмыки, Туркменское приставство – туркмены, и Ачикулакское приставство – ногайцы. 

– А откуда на Ставрополье помещики появились?

– Земли здесь было много, поэтому сановникам выделялась земля. Вспомните «Мертвые души» Гоголя, почему Чичиков покупал мертвые души? Чтобы получить землю, он показывал, что у него есть крестьяне в наличии. Что он может их переселить в Таврию, о ней шла речь. Здесь, на Ставрополье, землю получали сановники. Кто-то их них здесь служил, кто-то проживал в Петербурге. Например, князь Воронцов имел земли в нынешнем Советском районе, князь Трубецкой – в Медвеженском уезде, это нынешний Красногвардейский район. Раньше при Екатерине II, при Павле I давались земля и крестьяне, которые на ней жили. Но Александр I отменил это и стал награждать землей только пустопорожней, т.е. без крестьян. Пожалуйста, переселяй крестьян из других своих имений, покупай крестьян.

Опыт земства не забыт

– Николай Дмитриевич, а что же полезного успело сделать ставропольское земство с 1914 по 1917 год?

– Понимаете, оно проработало всего один год в мирных условиях. Но когда началась война, и государство оказалось неспособно обеспечить армию госпиталями, всем остальным, тогда земство подключилось. Оно стало создавать госпитали. Вначале за свои деньги, а потом уже государство стало возмещать. Причем все равно земство теряло в этом, потому что деньги обесценивались за то время, пока государство начинало их выплачивать. Открыли несколько школ, врачебных пунктов. Они же потом начали сокращать то, что напланировали на 1916 и последующие годы. Свои коррективы внесла война.

– И все-таки опыт земства не забыт. В последние годы высоко вознесли понятие земский доктор. Под это направление выделяется президентский миллион желающим поехать врачевать в глубинку.

– Что касается земских докторов и возрождения этого понятия сегодня, я думаю вот что. Тогда не было узких специалистов, и доктор на врачебном участке был специалист на все руки.

– Как у Булгакова в «Записках юного врача»

– Люди со всеми болезнями шли к нему. Он был доступен и мог оказывать первую помощь по многим направлениям.

– Какую роль сыграло земство как общественный институт?

– Исходя из того, чем оно располагало, оно очень важную роль сыграло, несмотря на нехватку финансов. Возьмем образование. Ведь когда сельские общества создавали начальные училища, они искали учителя подешевле. Часто брали того, который сам едва умел читать и писать. А земство стало предъявлять требования к качеству преподавания. Оно на себя взяло оказание методической помощи. Начальными училищами занималось уездное земство. А, например, гимназии брало на себя губернское земство. Земство из того минимума финансов, который оно имело, старалось сделать максимум возможного.

– Скажите, а были ли случаи коррупции, финансовых злоупотреблений в земских управах?

– Заметных случаев не было. Много людей попадало в эту систему бескорыстных, людей долга, так их можно назвать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру