Ставрополец Флавиан Комиссаров покорял небо двух империй

В этом году исполняется 120 лет со дня рождения знаменитого авиатора

Среди более 300 тысяч экспонатов в фондах Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве есть маленький, величиной с тетрадный лист, старинный альбом с фотографиями начала прошлого века.Среди более 300 тысяч экспонатов в фондах Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве есть маленький, величиной с тетрадный лист, старинный альбом с фотографиями начала прошлого века. Познакомиться с этой реликвией и помещёнными в альбоме фотоснимками мне удалось благодаря главному хранителю фондов Нине Гальфингер и ее заместителю Ольге Нафталиевой. На одном из снимков элегантный молодой человек в стильном костюме, в шляпе, с бамбуковой тросточкой на улице английского города. Просто картинка из пушкинского «Евгения Онегина», где герой «как денди лондонский одет». На других – денди уже в форме военного лётчика. И несколько фото с самолётами. Это фотоальбом ставропольца  Флавиана Комиссарова, переданный в музей одним из его учеников. И на снимках – сам Комиссаров. 

В этом году исполняется 120 лет со дня рождения знаменитого авиатора
Подготовка самолета «Вуазен» к вылету. 1916 г.

Как попал молодой россиянин накануне Октябрьского переворота в Лондон? И как потом оказался в Ставрополе, где прожил долгую жизнь и приобщил сотни мальчишек к авиации?

Ученик Сикорского

Флавиан Комиссаров – уроженец Петербурга, по происхождению дворянин. Отец его служил в Зимнем дворце. Но семья была небогатой, из обедневшего рода. В то время дворянская военная и студенческая молодежь очень интересовалась авиацией. Знаменитый авиаконструктор Игорь Сикорский, чье имя гремело по всему миру, уже построил свои самолеты «Русский витязь» и четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец». К нему на Комендантский аэродром северной столицы и стал ездить «заболевший» авиацией Флавиан. Сначала помогал в авиационных мастерских. Потом стал совершать полеты. Он был не единственным из подростков, кто учился у Сикорского. И когда правительство России решило направить в Англию и Францию 250 молодых людей для обучения летной профессии, Комиссаров оказался одним из тех, кого рекомендовал сам Сикорский. Кстати, после Октябрьского переворота Игорь Сикорский эмигрировал в Америку и уже для этой страны создавал вертолеты, войдя в историю как крупнейший авиаконструктор XX века.

Русский авиационный корпус

Русские кадеты, как их называли англичане, были в большей части сыновьями генералов, других высших офицеров. Среди них и отпрыски известных фамилий. И что интересно – это были юноши разных национальностей. Направлялись на учебу и нижние чины. Их должны были готовить для обслуживания самолетов. Учиться во Францию и Англию отправляли потому, что эти страны были союзницами России в Первой мировой войне. Европа опережала Россию в развитии военно-воздушных сил и уровнем подготовки летчиков, и в плане материально-технического оснащения.

Флавиан Комиссаров прибыл в Англию. Кстати, среди кадет был и сын сподвижницы Ленина Инессы Арманд – Федор. Обучение кадет находилось под контролем Военной авиационной миссии России в Англии. Учеба была напряженной. Работали ежедневно по 12-16 часов. «Английская» страница в истории Военно-воздушных сил России долгое время оставалась неизученной, возможно, потому, что в стране, где в 20-30-е годы проходили репрессии, накрывшие многих, имевших отношение к старой русской армии, бывшие кадеты отнюдь не стремились афишировать свое «английское» прошлое. Интереснейшие страницы открыты благодаря двум исследователям, изучавшим историю Русского авиационного корпуса. Это живущий в Лондоне сын советского офицера Роман Фирсов и профессор СтГМУ, в прошлом курсант, а затем преподаватель Ставропольского высшего военного авиационного училища Андрей Карташев. Каждый из них в своей стране собирал материалы в архивах, записывал воспоминания тех, кто знал кадет или о них.

Встретились исследователи в Интернете и стали соавторами книги «В небе двух империй». Она была издана в год столетия Первой мировой войны – в 2014-м. В книге представлены фотодокументы из фондов Госархива РФ, Национального архива Великобритании, семейных архивов бывших летчиков. Очень любопытны воспоминания британских инструкторов.

Английский фермер встретил русского лётчика с вилами

«Когда мы учили русских летать…». Рассказ с таким названием был обнаружен Романом Фирсовым в Музее ВВС Великобритании в Лондоне. Вот несколько фрагментов этих воспоминаний. «Как ученики они все схватывали на лету, и большинство из них подавало хорошие признаки высококлассных пилотов. Их военная дисциплина и выучка очаровала бы любого сержанта Гвардии Его Величества».

Однако были и курьезы. «Меня пригласили к телефону. Полиция в Перборо захватила вражеского агента в странной униформе и на самолете с британскими опознавательными знаками. Человек говорил сплошную тарабарщину, но он имел в своем кармане пачку сигарет «Gold Flake» и копии текущих полетных заявок нашей эскадрильи, датированных вчерашним днем. Я все объяснил собеседнику и рекомендовал оказать хороший прием своему подопечному. Полиция казалась разочарованной. Причина всего переполоха выяснилась позже. Ученик забыл, как повернуть самолет в воздухе и летел, пока не нашел место для посадки. Но я был рад тому, и это было хорошее утешение, что у всех наших учеников были отличные навыки посадки самолетов в местах, где никакой нормальный человек даже не будет думать о приземлении».

Другой курьез произошел близ городка Гилфорд. Пилот вынужденно посадил самолет на лужайку и был удивлен, когда фермер пошел на него с вилами наперевес. Незнакомый язык, чужая военная форма, а главное крест на груди (православный – ред.) вызвали у фермера подозрения. Он закрыл русского в сарае и позвонил в ближайшее отделение полиции. А те стали обзванивать все ближайшие авиабазы, сообщая, что поймали немецкого летчика-шпиона. Английские инструкторы всегда спешили на выручку своим подопечным.

Возвращение в Россию 

Большинство русских пилотов получили прекрасные аттестации. Так, в аттестации Ф. Комиссарова было записано: «Летчик очень хороший. Годен для полетов на разведочных машинах. Солдат отличный». Они возвращались на Родину подготовленными военлетами. Но возвращались уже в другую страну. Произошел Октябрьский переворот. И началась Гражданская война. Судьбы многих «англичан» сложились трагически. Они оказались по разные стороны фронта: одни воевали за белых, другие за красных. Советское правительство предложило военспецам старой армии пойти на службу в авиационные отряды Красной Гвардии. Ф. Комиссаров оказался в Казанской авиагруппе. Но красные летчики косо смотрели на бывших офицеров и солдат старого режима. Федор Арманд даже обращался по этому поводу к Ленину.

Комиссаров был направлен служить в Закавказье. Там встретил свою вторую половинку. Клавдия Лукьянова пошла на фронт, не окончив медицинский факультет Донского университета. Работала в госпитале медсестрой. Судя по фотографиям в вышеназванной книге, была красавицей, да и сам Флавиан был очень хорош собой. Поженившись, молодые решили не ехать в голодный Петроград, а направились в Ставрополь к родным Клавдии. Летом 1923 года здесь при губисполкоме было организовано отделение Общества друзей Воздушного Флота. Комиссарова назначили его секретарем. А через пару лет он стал руководить авиамодельным кружком. Тогда тысячи мальчишек подхватили девиз: «От модели – к планеру, от планера – к самолету». На пригородном аэродроме появилось шесть новеньких У-2. Маленький авиаотряд отдали под команду Комиссарова.

Погорел на кукурузе 

Однако в конце 20-х годов в Главном управлении Гражданского воздушного флота вспомнили о Комиссарове и привлекли его к строительству аэродромов на юге страны. В семье уже была дочь Юлиана. А затем родился сын Анатолий. До середины 30-х годов семья переезжала с аэродрома на аэродром. В Кривой Рог попали, когда на Украине уже был массовый голод. И Флавиан Николаевич распорядился засеять кукурузой часть летного поля, чтобы кормить голодающих. Над ним нависла угроза репрессий. Помог старый товарищ, знаменитый советский авиатор М. Громов. Семья срочно уехала в Ставрополь. Здесь Комиссаров вернулся к любимому делу: руководил авиамодельными кружками при Доме пионеров и аэроклубе.

Великая Отечественная: от 1941 до 1945

Он был мобилизован 22 июня 1941 года и начал службу в звании лейтенанта на аэродроме Хуторская, который сегодня в Ставрополе известен как аэродром ДОСААФ. Там базировался тренировочный бомбардировочный полк. С началом оккупации авиационная часть ушла в район Дивного и дальше в степи под Астрахань. Комиссаров занимал должность помощника командира

аэродромно-технической роты в составе 16-й воздушной армии. На послевоенном снимке его грудь украшали орден Красной Звезды, медали «За оборону Кавказа», «За победу над Германией, «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За победу над Японией». Из справки, сохранившейся в одном из приказов по Ставропольскому клубу ДОСААФ, известно, что он был участником войны с 22 июня 1941 по 9 мая 1945-го.

А после войны вновь пришел в краевой Дом пионеров руководителем авиамодельного кружка. Коллеги вспоминали, что он был прекрасным специалистом и замечательным педагогом и дал путевку в жизнь многим мальчишкам.

Я спросила Андрея Карташева, российского соавтора книги «В небе двух империй», планирует ли он дальше заниматься историей Русского авиационного корпуса. Он рассказал: «Роман Фирсов отнес рукопись в российское посольство в Великобритании, книга была издана в России в 2014, презентовали ее в Англии на ежегодной международной книжной ярмарке в том же году, а мы здесь – в СтГМУ, чуть позже. Это было в апреле. А летом ко мне обратилась съемочная группа

1 канала. Я давал интервью. Одновременно снимали Романа в Лондоне. Флавиан Комиссаров похоронен на Даниловском кладбище в Ставрополе. Он – потенциальный герой очередного фильма в нашей серии «Даниловский мемориал». Записано интервью с его учеником – Павлом Яковлевичем Гавриленко. Тем самым положено начало будущему фильму. Флавиан Николаевич действительно давал путевку в небо молодежи».

Он был одним из первых военлетов в Ставрополе. Через пять лет после его смерти было открыто летное училище, которое не раз меняло название, и, к сожалению, уже в 2000-е было закрыто.

– До 1993 года училище произвело 23 выпуска, подготовив более 3400 летчиков, более 1200 штурманов-операторов и около 2500 штурманов боевого управления. Среди них были Герои России летчики-космонавты Валерий Токарев и Александр Скворцов. До 2010 года училище продолжало работу как авиационно-инженерное. Сейчас у нас в работе – фильм об организаторе и первом начальнике авиаучилища – генерале Николае Герасимовиче Голодникове, – говорит Андрей Карташев.

Самолет на углу улиц Ленина и Ломоносова – это память о том, что наш Ставрополь был кузницей покорителей воздушного океана. Очень дорогая память для многих поколений ставропольцев. Кстати, в этом году исполняется 120 лет со дня рождения Флавиана Комиссарова.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 24 января 2018

Заголовок в газете: Секрет старого альбома

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру