В Ставрополе прошли 15-е Сургучёвские губернские чтения

В краевой универсальной научной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова

Имя Ильи Сургучева было вычеркнуто из истории русской литературы XX века. А между тем его ставили в один ряд с Буниным, Куприным, Мережковским, Шмелевым, Зайцевым и Ремизовым. В 1987 году, в период перестройки, в Ставрополе, родном городе писателя, вышла его дореволюционная повесть «Губернатор». И снова забвение на долгие годы.

В краевой универсальной научной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова
Сургучевские чтения

Дело в том, что не однозначны эмигрантские страницы жизни Ильи Сургучева. Чтобы выжить в оккупированном немцами Париже, он согласился работать при оккупационных властях. Однако парижский суд, рассматривавший подобные дела после освобождения Франции, не нашел в его деятельности ничего предосудительного. Начиная с середины 1990-х, имя талантливого русского писателя поэтапно возвращается на Родину. В 2017 году при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга издана книга «Европейские силуэты». Это избранные рассказы и очерки уроженца Ставрополя, написанные по впечатлениям жизни в Париже, о поездках по Франции, Италии, Германии, Испании и другим европейским странам. Публиковавшиеся в газетах и журналах русского зарубежья, эти очерки и рассказы впервые стали доступны российскому читателю.

Книга была представлена и на очередных Сургучевских губернских чтениях в Ставропольской краевой библиотеке. Открыла чтения первый заместитель министра культуры края Галина Павлова. В конференц-зале собрались студенты- филологи, слушатели Ставропольской духовной семинарии, которую когда-то окончил писатель, представители творческой интеллигенции, кому интересно творчество русского зарубежья.

Эти чтения продолжают объединять ученых, писателей, краеведов, библиотекарей, журналистов в исследовании неизвестных страниц культурной жизни региона. Возвращение наследия талантливого писателя позволяет по-новому осветить историю литературы Ставрополья и ее включенность в мировой литературный процесс.

Книга «Европейские силуэты», ставшая заметным событием в литературной жизни, издана благодаря усилиям представителей трех стран. Ее научным редактором стал потомок русских эмигрантов Михаил Талалай, проживающий в Италии. Составители сборника – русский американец, врач-хирург Андрей Власенко, проживающий в США и интересующийся литературным наследием русских писателей-эмигрантов, и профессор Ставропольского государственного педагогического института, доктор филологических наук, исследователь творчества Сургучева Александр Фокин.

Эти губернские чтения во многом были посвящены окружению Сургучева в его годы жизни в Ставрополе до эмиграции. В конференц-зале были представлены офорты ставропольских художников «Губернский город», эскизы декораций к постановке «Игра» в Ставропольском театре драмы, портрет Сургучева работы талантливого молодого художника Дениса Чуйкова.

До революции пьесы Сургучева «Торговый дом» и «Осенние скрипки» были поставлены на всех сценических площадках Российской империи, о чем свидетельствуют провинциальные и столичные газеты тех лет. В этих пьесах играли такие великие русские актрисы, как М. Савина, В. Пашенная, О. Книппер-Чехова. Их ставили знаменитые режиссеры В. Немирович – Данченко, А. Сумбатов-Южин. Недавно во Владимирском областном драматическом театре состоялась премьера спектакля «Черная Тетрадь» по произведению И. Сургучева.

Говоря о ставропольских страницах жизни писателя, преподаватель СГПИ Ольга Брыкалова рассказала о его учителе музыки, Василии Беневском, авторе знаменитого «Варяга», за который Императорское музыкальное общество вручило композитору золотую палочку дирижера. По словам Александра Фокина, «все произведения Сургучева пронизаны музыкой Беневского».

Сегодня предметом исследования ученых-филологов стали многие стороны творчества писателя-эмигранта. Татьяна Шевченко рассказала об использовании православной лексики в его произведениях.

– Мне наиболее близок его «Китеж», где светлая грусть о родном городе переплетается с воспоминанием празднования Пасхи, – заметил протоиерей, преподаватель Ставропольской духовной семинарии отец Михаил.

«Китеж» – это Ставрополь, город-сказка, где прошли лучшие годы жизни Сургучева. Ностальгическое произведение, где любовь к городу детства и юности переплетается с тоской по утраченной Родине.

– Мы мечтаем создать музей Ильи Дмитриевича Сургучева, – рассказал председатель правления Ставропольского краевого отделения Союза художников России, действительный член Российской академии художеств Серей Паршин.

Кстати, в прошлом году имя И. Д Сургучева было присвоено Ставропольской средней школе №4.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 14 марта 2018

Заголовок в газете: Один из «великолепной семерки» эмигрантской литературы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру