Валентина Муравьёва: «Президент определил главные векторы развития здравоохранения»

Какие проблемы медицины в повестке законодателей Ставропольского края и какие видятся пути их решения?

Судя по опросам общественного мнения, решение проблем здравоохранения россияне называют в числе приоритетных. Поэтому внимание, которое уделил этому вопросу в своем Послании Федеральному Собранию Президент России, порадовало и обнадежило многих. Правительство страны уже приняло ряд финансовых решений о выделении дополнительных миллиардных инвестиций на нужды детского здравоохранения, развитие сельской медицины. В приоритете и ряд других направлений. Очевидно, что потребуется активизация усилий властей и на местах.

Какие проблемы медицины в повестке законодателей Ставропольского края  и какие видятся пути их решения?
Валентина Муравьева

О болевых точках здравоохранения Ставропольского края, а также о том, что предпринимается для решения самых острых проблем, в интервью газете «МК-Кавказ» рассказала председатель комитета по социальной политике и здравоохранению Думы Ставропольского края, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ, член Президиума регионального отделения Общероссийского Народного Фронта Валентина Муравьева.

– Валентина Николаевна, на последнем – февральском – заседании краевого парламента расходы государственной программы «Развитие здравоохранения» решением депутатов увеличены. Прозвучало, что в 11 медучреждениях края будет проведен капитальный ремонт, и их оснастят современной медицинской техникой. Приняты также изменения в закон «О некоторых вопросах охраны здоровья граждан на территории Ставропольского края». Дума расширила полномочия краевого минздрава, в том числе в плане принятия решений об использовании электронных рецептов на лекарственные препараты наряду с бумажными и по другим вопросам. Очевидно, что планируемое поступление дополнительных средств из федерального центра потребует новых законодательных решений?

– Президент особо отметил, что запускается программа развития детских поликлиник и детских поликлинических отделений в больницах. Это важная часть демографической политики государства. Уже обнародовано на сайте Правительства РФ, что из резервного фонда в 2018 году будет выделено 10 миллиардов рублей на дооснащение детских поликлиник. Ставропольский край должен получить на эти цели 229 миллионов рублей. Президент поручил правительству разработать программу «Развитие материально-технической базы детских поликлиник и поликлинических отделений медицинских организаций». На ее реализацию в 2018-2020 годах планируется выделить 30 миллиардов рублей, по 10 миллиардов каждый год. Основная цель программы – снижение младенческой и детской смертности. Я почему так подробно говорю об этом? Вопросы развития детского здравоохранения в последние годы постоянно в поле зрения властей края. У нас недавно открылась детская поликлиника в Минеральных Водах. Здание для нее приобрели за 85 миллионов рублей, выделенных из бюджета края. Еще на 50 миллионов рублей закупили современное медицинское оборудование. Готовится к открытию здание новой современной поликлиники в Юго-Западном районе Ставрополя, где наряду со взрослым будет детское отделение на 200 посещений в день. Проектируется новый корпус детской краевой больницы.

На недавнем заседании Думы депутаты единогласно проголосовали за инициативу губернатора края выделить миллиард рублей на решение жилищной проблемы молодых семей. Будут семьи, будут дети. Значит, демографическая проблема будет в позитиве. Вы помните, как прицельно обе ветви власти края занимались вопросами строительства нового перинатального центра. В прошлом году в нем родилось уже около трех тысяч малышей. Напомню, что это медучреждение, где оказывают помощь, когда здоровью матери или ребенка угрожает опасность. И мы продолжаем держать работу этого центра под контролем. В марте будет проведено выездное заседание нашего комитета в перинатальном центре с приглашением профильных специалистов-медиков, руководства краевого минздрава. Но, конечно, и проблем в детском здравоохранении еще немало. Поэтому дополнительные федеральные деньги будут очень кстати.

– На днях губернатор края сообщил, что на Ставрополье будет строиться новый онкологический центр.

– Проблема перегруженности старого центра давно беспокоит и исполнительную, и законодательную власть. Число нуждающихся в онкологическом контроле растет, соответственно растут и очереди в это медучреждение. Замечу, что рост идет в том числе и за счет более ранней выявляемости онкопатологий. Минздравом края и руководством онкодиспансера проведена большая работа по открытию онкокабинетов в районных и городских медучреждениях. Сегодня их в крае 34. Они проводят раннюю диагностику рака и в случае необходимости направляют пациента в онкоцентр. Но ведь много и тех, кто стоит на диспансерном учете. Такова специфика онкопатологий. Кто-то проявляет настороженность и самостоятельно хочет попасть на прием к онкологу. А диспансер наш строился в 80-е годы, и его площади уже недостаточны для обслуживания растущего потока пациентов. На 15 марта в нашем комитете запланировано обсуждение вопроса о перспективах развития онкологической службы в крае с приглашением большого круга специалистов, чиновников. За инициативу губернатора по строительству нового онкоцентра я голосую обеими руками. Напомню, что уже ведется проектирование нового корпуса краевой клинической больницы.

На заседании комитета по социальной политике и здравоохранению в марте мы планируем обсудить также опыт Белгородской области по работе ФАПов – фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности. Мы там были с коллегами и восхищались, как хорошо они наладили строительство быстровозводимых зданий для ФАПов. Модули выпускает фирма в соседней области, а белгородцы их закупают.

– Я помню, когда по всей стране шло сокращение и закрытие больниц в селах, наш министр Виктор Мажаров и Вы, Валентина Николаевна, твердо заняли перед федеральным центром позицию, что на Ставрополье сельскую медицину обескровливать не будут. Эту же позицию Вы отстаиваете и в региональном отделении ОНФ, где возглавляете комиссию по здравоохранению.

– На Ставрополье 40 процентов сельского населения. И вопрос доступности первичной медико-санитарной помощи в сельской местности для нас очень актуален. Уже не первый год проводится целевой набор в Ставропольский медуниверситет. В 2017 году в рамках этого набора в вуз поступили 245 человек. Это 60 процентов от общего количества принятых на бюджетной основе. 46 выпускников университета уже работают в первичном звене здравоохранения, остальные приступят к работе после получения аккредитационных свидетельств. Проект мог бы принести больше пользы, если бы не правовой вакуум: никакой ответственности за невыполнение выпускником условий договора не предусмотрено. Не урегулирована и юридическая ответственность муниципалитетов за создание условий, необходимых для закрепления кадров в сельской местности.

– В крае уже практически шесть лет действует программа «Земский доктор».

– Участниками этой программы на Ставрополье стали 787 врачей. Укомплектованность кадрами медучреждений сельской местности стала плотнее, достигнув в некоторых районах отметки в сто процентов – в Степновском, Туркменском, Предгорном. В прошлом году на выплату подъемных в один миллион рублей молодым врачам было выделено 40 миллионов краевых и 60 миллионов федеральных рублей. А если это семья медиков, то, соответственно, сумма удваивается. Но, к сожалению, на счету «Земского доктора» и десятки расторгнутых договоров. Основные причины – низкая заработная плата, отсутствие перспектив карьерного роста, равнодушное отношение муниципальных властей к решению жилищной проблемы молодых специалистов.

Похожие ситуации складываются и в других регионах России. Поэтому коллеги-депутаты из Госдумы РФ, куда мы обращались, внимательно прислушались к ставропольским предложениям. Мы получили от федеральных депутатов поручение разработать и внести в Госдуму России проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный за​кон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который помог бы устранить правовой пробел. Предлагается исключить отпуск по уходу за ребенком из пятилетнего периода работы медика, прибывшего в село по программе «Земский доктор». Проект в настоящее время находится на рассмотрении в Госдуме. Цель корректировки – закрепить медицинские кадры в сельской местности.Среди наших предложений, к которым федеральные законодатели отнеслись одобрительно – распространение программы «Земский доктор» также на малые города с населением до 50 тысяч человек. Мы надеемся, что прислушаются и к нашему предложению  законодательно предусмотреть льготы по оплате коммунальных услуг для сельских медработников, как это сделано в отношении педагогов.

– Валентина Николаевна, на фоне такого внимания Президента к вопросам здравоохранения, к медикам, которых он счел необходимым отдельно поблагодарить в своем Послании за самоотверженный труд, обращает на себя внимание информационная война, которая в последнее время развернулась в Интернете, на форумах против врачей. Пациенты и их родственники требуют самого жесткого наказания за врачебные ошибки. Многие медики считают, что против них разворачивается травля...

– Я в 1974 году окончила Ставропольский государственный мединститут. Работала главным врачом Дома ребенка, потом окончила ординатуру, пошла в детскую краевую больницу, работала в патологии новорожденных, затем в гастроэнтерологии. Два года работала за рубежом в Алжире в качестве практически единственного детского врача на территории примерно в три наших района. Многое пришлось испытать. И муж у меня, как вы знаете, врач-хирург, но хочу сказать, что никогда и нигде не было противостояния между врачами и пациентами. Ошибки были всегда. Никто не говорит, что врачи не ошибаются. Но ошибка ошибке рознь. Он ошибается, потому что недоучился, не умеет? Или он ошибается, потому что у больного очень сложная патология? Или потому что больной сам никогда не заботился о своем здоровье? Например, при язвенной болезни, если больной не избавится от курения, ему никакой врач не поможет. Но курящий человек может винить врача в том, что тот якобы не нашел нужную методику лечения, в результате последовало язвенное кровотечение. Сегодня все знают, как лечить и учить. Да, люди стали более образованными, более требовательными к врачу, но не к себе. Пациенты бывают разные. У моего мужа есть великолепная пословица, что если пациент вместе с врачом, то они вдвоем против болезни, но если пациент вместе с болезнью, то они вдвоем против врача.

Вот у нас сейчас сложилась такая ситуация, когда пациент не с врачом. И каждый раз, когда ко мне приходят на прием с жалобой, я говорю: вы, наверное, когда попали в больницу, говорили: доктор, спасите! Доктор вас спас, несмотря на то, что он не спал ночь, что, придя домой, не успел переодеться, как его снова позвали. Врач – это не профессия. Это образ жизни. Помните, СМИ сообщали, что доктор-гинеколог умерла, потому что трое суток не выходила из сельской больницы? Синдром хронической усталости, о котором мы сейчас часто говорим, больше всех присущ врачам. Мало того, что больной человек сам по себе раздражительный, это естественно, и мы к этому готовились, когда хотели стать врачами, но сейчас люди просто никого не хотят слушать. Ему плохо – помогите. Стало лучше – он начинает хамить, оскорблять врачей, сестер, кидает в санитарок разными предметами.

Я считаю, что средства массовой информации забыли, что такое положительный образ врача. Даже перед Днем медика в лучшем случае в СМИ – официальные поздравления руководителей органов власти.  Зато любая врачебная ошибка расписывается  в деталях, до окончания следствия и до суда выносится обвинительное заключение. Разве закон не гарантирует тайну следствия? Нужно защитить российского врача. Нужно переломить отношение общества к врачу. Проявления агрессии по отношению к людям в белых халатах нужно расценивать как преступление. Нужна не только административная в виде штрафов, но и уголовная ответственность за противоправные действия в отношении врача. Я бы таким хулиганам давала «волчий билет» и пусть идут лечатся туда, где будут терпеть их хулиганство.

– Но, Валентина Николаевна, бывают ведь серьезные врачебные ошибки.

– Врачебные ошибки должны быть предметом анализа экспертов. Многие диагностические и лечебные процедуры несут в себе определенные риски, которые могут привести к осложнениям. При серьезном вреде здоровью, при летальных исходах вину врача может установить только суд. Ни один доктор умышленно не нанесет вред пациенту. Сегодня Президент, правительство много внимания уделяют развитию медицины. В отрасль идут большие деньги. Но нужно помнить, что без врача любое самое современное оборудование не вылечит. Плохое видно всегда, а хорошее нужно показывать обществу. В том числе и через СМИ. Да, нужно улучшать организацию работы в здравоохранении. Принимать новые управленческие решения. Сейчас минздравом России разработан проект порядка экспертизы качества медицинской помощи. Это еще один шаг навстречу ожиданиям граждан. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру