После введения санкций российский авторынок оказался в непростых условиях: уход привычных автобрендов, логистические проблемы, заставляющие автодилеров использовать сложные схемы ввоза иномарок и автозапчастей. Несмотря на это, ситуация с насыщением рынка и продажами в текущем году, согласно официальным цифрам никак не выглядит катастрофической. По информации агентства «Прайм» , ссылающегося на ФТС России, за три квартала текущего года таможня отмечает более чем трехкратный рост количества ввезенных в Россию легковых автомобилей по отношению к тому же периоду 2022 года. Бесспорным лидером среди ввезенных иномарок является Китай (97%), увеличивший поставки автомобилей на российский рынок более чем в пять раз (400 тысяч автомобилей).
Одновременно фиксируется рост продаж. За девять месяцев 2023 года официально продано 638 678 машин против 506 661 за такой же период прошлого года. «Российские и китайские бренды здесь, безусловно, преобладают, показывая уверенный рост и хорошие перспективы», - отмечает эксперт Ставропольского филиала РАНХиГС Геннадий Шевченко. Такой рост обусловлен многими факторами и явно не является предельным. Конкуренция между китайскими производителями, в которую неизбежно включатся российские бренды, плюс активная локализация китайских производств в России, обещают изменения в ценовой политике производителей в сторону снижения цен. Соответственно, можно ожидать дальнейшего роста продаж.
Еще один фактор, который возможно сработает, - это огромная привлекательность нашего рынка для известных зарубежных компаний, которые, несмотря на санкции, будут искать возможности для возврата. При известном изменении политической конъюнктуры, они вполне ожидаемо включатся в борьбу за рынок, создавая для российского потребителя выгодные условия.
«Таким образом, устойчивый рост продаж новых автомобилей на российском рынке можно расценивать как тенденцию к его стабилизации и развитию», - считает эксперт.