Виктор Шнюков: «Не лечитесь по телевизору»

Только правильное лечение сердечно-сосудистых заболеваний продлевает жизнь

Сердечно-сосудистые заболевания на протяжении веков были и остаются сегодня «болезнями века». Хотя возможности современной медицины по их лечению заметно выросли. Но насколько мы сами готовы следить за своим здоровьем? Что ждет нас в ближайшем будущем? И как продлить себе жизнь, следуя нескольким простым советам? Об этом и о многом другом мы поговорили с заведующим кардиологическим отделением № 1 городской клинической больницы № 3 города Ставрополя Виктором Шнюковым.

Только правильное лечение сердечно-сосудистых заболеваний продлевает жизнь
Коллектив кардиологического отделения № 1.

– Виктор Владимирович, прежде всего разрешите поздравить с приближающейся юбилейной датой: 1 марта исполнится четверть века, как вы бессменно руководите одним из самых сложных направлений городской медицины. Убежден, что это каторжный и крайне ответственный труд. И все же продление и спасение жизни каждого человека – поистине настоящий праздник. Так что с приближающейся вас праздничной датой! И уж кому, как не вам, оценить, насколько изменилась ситуация в лечении «сердечников» в последние годы?

– Прекрасно помню, как мы всерьез думали, что кроме клофелина и адельфана в мире не было лекарств и ничего в ближайшее время не придумают. Причем было это не так уж и давно. Но оказалось, что в мире существуют гораздо более эффективные препараты.

И сейчас мы получили реальную возможность лечить своих больных самыми современными лекарствами. Причем оригиналами, а не дженериками. Средств на эти цели сегодня выделяется значительно больше. Если раньше мы были вынуждены говорить больному, что он получит в больнице только самое необходимое, и одновременно писали ему список покупки дорогих лекарств, то сегодня такого практически нет. И это я считаю одним из главных достижений модернизации здравоохранения.

– Тогда расскажите и о других достижениях. И в первую очередь о тех, что отразились непосредственно на вашей работе.

– В нашем отделении сделали долгожданный ремонт. У нас появились современные окна и сантехника, мягкий и твердый инвентарь, обновленные процедурные кабинеты, великолепная столовая. В палатах – шкафчики, холодильники. А ведь уют и быт для наших больных играют немаловажную роль, не говоря уже о самой организации лечебного процесса.

Отдельно хочу отметить настоящий прорыв в диагностике заболеваний, который у нас произошел в последние годы. И в этом немалая личная заслуга нашего главного врача, Константина Александровича Муравьева. Если раньше нам приходилось проситься в диагностический центр или в другие учреждения, то сегодня практически любую задачу можно решить, не выходя за территорию больницы. Для пациентов кардиологии, сами понимаете, любой выезд на другой конец города – довольно непростая и даже опасная процедура.

Помимо этого, очень важна точность диагностики. За последнее время в больнице появились эхокардиографы экспертного класса, современные рентген-установки, биохимические анализаторы. Представьте, если гемоглобин у больного сегодня 150, завтра – 80, такие скачки могут вызвать панику не только у пациента, но и у врача. Что случилось, почему? Не так капнули, не так сделали, не так посмотрели? Приходилось действовать практически вслепую. Причем в буквальном смысле портить глаза по устаревшим методикам, глядя в ветхие микроскопы.

Что касается нагрузки на врачей, здесь тоже есть позитивные сдвиги. Но это уже скорее относится не к модернизации, а к внутренней организации работы внутри здравоохранения в целом, а точнее – к недавнему приказу Минздрава России. Вместо 25 больных у нас врач теперь ведет 15, это почти вполовину меньше. Что позволяет каждому больному уделить намного больше внимания, чем раньше.

Кстати, скоро мы перейдем на электронные истории болезни. Будет создана единая база данных по всей больнице. Надеюсь, это также нам поможет в работе.

– Итак, медицина движется вперед, вы назвали множество плюсов модернизации здравоохранения, но вместе с тем пациентов меньше не становится, а болезни сердца год от года только «молодеют». У вас в отделении по-прежнему 60 коек, и по-прежнему длинная очередь на поступление в стационар?

– Разумеется, тяжелый больной поступит к нам без всякой очереди, и без помощи мы его не оставим. Но существует и ряд других проблем.

Было такое радикальное решение по всей стране: лечением больных в первую очередь должны заниматься в поликлиниках. И как решили? Сократили количество коек в стационарах. Получилась ощутимая экономия бюджета, ведь лечение в больнице объективно дороже. Но разве можно экономить на здоровье?

При поликлиниках ввели дневные стационары. В определенной степени это логично. Например, если ты молод и не тяжелый больной, к примеру, мышцы на спине потянул – зачем лежать круглые сутки в стационаре? Пришел, принял процедуры, пошел дальше. Но кардиологических больных, с нарушениями ритма, тяжелыми кризами, сердечными приступами – их же нельзя там лечить ни в коем случае. Я такого больного встречал по его пути из поликлиники домой. Пот с него льется, по дороге стало плохо. Идет только что из-под капельницы, а после нее лежать часа полтора надо, восстановиться, посмотреть, не кружится ли голова, все ли в порядке, и только потом осторожно двигаться. Но что делать, если другой очередник уже под бок толкает? Так и лечили в две-три смены. В общем, превратилось все в конвейер, который в нашем профиле просто недопустим. В результате мы получили армию недолеченных пациентов.

Или взять еще одну ситуацию. Все знают, что существуют требования по получению группы инвалидности, установленные системой МСЭ – медико-социальной экспертизы. Эта система на самом деле рулит огромным количеством населения. И в последнем их ведомственном приказе, уж не знаю, кто в этом виноват, забыли упомянуть про предельный возраст тех, кто подлежит обязательному обследованию.

Получается абсурд: человек в преклонном возрасте, а его каждый год фактически насильно заставляют проходить обследование в больнице, чтобы подтвердить, что ему не стало лучше и он по-прежнему инвалид. У нас и сейчас лежат бабушки и дедушки, которые проходили такую перекомиссию больше десяти раз. Им бы сидеть дома и спокойно принимать лекарства, а они вынуждены по лестнице наматывать круги с монитором, чтобы доказать свою болезнь. Ну кто у нас здоровый после 80 лет, кто не нуждается в уходе в этом возрасте?

Вот вам и еще одна причина очереди. Вместо бедных стариков, которых беспричинно гоняют туда-сюда, могли бы обследоваться и пролечиться в стационаре другие пациенты.

– Мне кажется, если ваш потенциальный пациент заботится о своем здоровье, он все равно добьется своего и попадет на обследование. А других насильно не затащишь.

– Не затащишь, но однажды такие люди к нам все равно попадут, и дай Бог, чтобы было еще не поздно.

Буквально за полчаса до вашего прихода к нам привезли дедушку на «скорой». Острого инфаркта у него не обнаружили, передали нам. Еще в ноябре человек выписался из больницы, пролечили инфаркт миокарда, получили положительную динамику, отправили домой. Конечно же, дальше он должен был самостоятельно принимать препараты. Как выяснилось, не принимал ничего.

Кто-то сэкономит последние деньги, авось обойдется, и внуку конфет купит. А кто-то – бутылку водки, есть и такие. Очень уж каким-то дешевым стало у нас здоровье. Заметьте, не лечение – здоровье. А оно должно быть у каждого человека самым дорогим, что есть в жизни.

К сожалению, мы часто идем вслед уходящему поезду, лечим в основном тех, у кого уже состоялось заболевание, или еще хуже – тяжелые осложнения. Этим вопросом сейчас очень плотно занимается на базе нашей больницы кафедра внутренних болезней № 2 СГМА под руководством профессора Марии Евгеньевны Евсевьевой. Она организовала Центр студенческого здоровья. Обследуем 18 – 20-летних, и уже у них находим изменения давления, уровня холестерина, другие патологии, пусть еще и в самой начальной стадии. И если ишемическая болезнь пока что по-прежнему чаще встречается среди пожилых, то гипертония сегодня очень сильно помолодела.

– Что же делать, когда заболевание обнаружено? И что не менее важно, что нужно делать, чтобы вообще не заболеть?

– Если заболевший человек вовремя начинает профилактику, выполняет диетические рекомендации, следит за собой – в конечном итоге он проживет намного дольше. И скорее всего, долгую полноценную жизнь.

Только, ради Бога, слушайте врачей, а не рекламу по телевизору. Я участвую во многих медицинских конгрессах и форумах, в том числе международных, и со всей ответственностью могу сказать: за границей никто по телевизору не лечится. Там уже давно разобрались в том, что БАДы не приносят пользы, а вот вред принести могут. И лекарства, которые показывают в рекламе, вовсе не такие универсальные, как нам говорят.

Что же касается советов по профилактике, думаю, Америки я не открою. Но относиться к этому нужно серьезно.

Не забывайте, что движение – жизнь. Пройдитесь хотя бы два раза в неделю, хотя бы по 45 минут по свежему воздуху, лучше по лесу. Желательно в темпе, хотя и без особой нагрузки.

Небольшие нагрузки нужны, физкультура полезна, а вот спорт высоких достижений – вреден. На спорте, если серьезно им заниматься, теряют здоровье. Часто уже у молодых спортсменов встречаются тяжелые патологии, гипертрофия сердца. Сегодня превалирует доказательная медицина во всем. И все доказано уже по миллиметрам. Нормальная толщина стенки левого желудочка, к примеру, 9 – 10 мм. Каждый миллиметр пропорционально уменьшает продолжительность жизни, это научно обосновано.

Но, конечно, быть спортсменом не так страшно, как быть курильщиком. Сигареты однозначно отнимают здоровье. И еще в группе риска те, кто неправильно питается. Посмотрите, кто долго живет: японцы, греки. Причина – кухня, основанная на морепродуктах. Там другие белки, жиры ненасыщенного типа, из которых не получается холестерин.

Кстати, мы привыкли говорить, что хлеб – всему голова. А ведь в мире хлеб не едят в том виде, в котором мы привыкли. Ведь это большое количество углеводов. Я не призываю здоровых людей садиться на диету, если ничего не есть – здоровья не прибавится. Я призываю к здравому смыслу. Сало вредно, но если хочется – съешь, только кусочек, а не по килограмму каждый день. Бокал вина раз в неделю – а не застолье до упаду. Спокойная прогулка – а не диван с телевизором. И все будет у вас хорошо. Будьте здоровы!

Справка «МК»

Шнюков Виктор Владимирович – заведующий кардиологическим отделением № 1 МУЗ «Городская клиническая больница № 3» города Ставрополя. В первый день марта отметит 25-летний юбилей в этой должности.

Всего в профессии – 43 года. С 1988 года – врач-кардиолог высшей квалификационной категории. Более 20 лет – главный терапевт, а затем и главный кардиолог города Ставрополя. Кардиолог-эксперт Ставропольского бюро судебно-медицинской экспертизы и краевого отделения ФСС РФ.

Отличник здравоохранения РФ.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру