В погоне за адреналином

Убойное бездорожье

Заголовки пестрят: россиянин Андрей Каргинов – чемпион «Дакара­2014». Мы же уточним: осетин Андрей Каргинов – чемпион «Дакара­2014». Первое место его экипажу далось нелегко, несмотря на то, что «КамАЗ-мастер» – соперник серьезный. А вообще победа – это всегда очень не просто. 

Убойное бездорожье
Андрей Каргинов – чемпион «Дакара­2014».

Горы, пустыня, жара – испытание для настоящих мужчин. Андрей Каргинов делится впечатлениями от гонки на грузовиках и рассказывает о своем «Дакаре». Песчаные дюны, зной, препятствия…Пристегните ремни, ралли начинается.

– Говорят, нынешний «Дакар» оказался более сложный, чем предыдущий. Это действительно так?

– Так говорят каждый «Дакар». Организаторы марафона руководствуются принципами сделать очередной забег сложнее предыдущего и обязательно неожиданнее. В этом году организаторы заранее предупредили, что километраж ралли будет увеличен практически вдвое, теперь он равен 5200 км. Трассы всегда разнообразны, много камней, трудных участков, на которых можно повредить колеса, множество узких, опасных для грузовиков горных дорог. Но на убойном бездорожье наши машины имеют преимущество – есть возможность выиграть время. Могу сказать, что всего хватало в этот раз. Плюс некоторые спецучастки находились на высоте 4800 метров над уровнем моря, что сказывалось на организме – тошнота, сонливость, головокружение, слабость, ну и техника на такой высоте не очень хорошо работает.

Каждый «Дакар» – неповторимый, действительно сложный, потому людей туда и тянет. Проехать его от старта до финиша, без какого-либо результата – это уже для большинства участников является победой, а если еще и результат есть...

– Сколько дней длилась гонка?

– В общей сложности две недели. Пятого января участники марафона приняли старт в аргентинском городе Росарио, и после прохождения всей дистанции, проложенной по территориям трех государств – Аргентина, Боливия и Чили, финишировали 18 января в чилийском городе Вальпараисо. Некоторые спецучастки пролегали там же, где и в 2012 году, но в обратном направлении. Абсолютно новый маршрут по Боливии стал загадкой для всех.

– В который раз участвуете в ралли?

– Как пилот уже в третий раз. До этого участвовал как механик.

– Расскажите о том, как пришли в автоспорт. С чего началась карьера гонщика?

– Когда мне было 8 лет, отец, который сам занимался спортивными машинами, записал меня на картинг. И до недавнего времени я занимался картингом. Затем пришел в «КамАЗ-мастер» и стал работать в команде. По специальности я инженер-конструктор. Еще в школе частенько помогал отцу на работе, параллельно видел всех раллистов команды. В институте на практику приходил в Научно-технический центр «КамАЗа», где базируется команда «КамАЗ-мастер». Мне было интересно все, что касалось больших гонок, и я мечтал стать частью коллектива.

– В чем привлекательность гонок в пустыне лично для вас?

– Наверное, в опасности. Есть в этом свой адреналин, драйв.

– Никогда не хотелось бросить?

– Были моменты на чемпионате России, когда я переворачивался и попадал в различные аварийные ситуации. Но бросить не готов, ведь это были мои ошибки, над которыми нужно работать, делать выводы.

– В прошлом году на «Дакаре-2013» буквально в восьми км от финиша у вашей машины лопается колесо, но вам удается занять третье место. Вы тогда удивили всех, доехав до финиша на трех колесах. Решение не терять времени на замену колеса было хоть и рискованное, но верное…

– Обидней всего тогда было, что на протяжении гонки мы ни одного колеса не прокололи, а тут на последнем спецучастке такое. Нас обгонял голландский пилот Жерар де Рой, в его пыли напоролись передним правым колесом на пенек. Посоветовавшись, поняли, если сейчас отрыв от голландца составляет 3–4 минуты, то замена колеса займет 12 минут, значит, упускаем третье место. Хотя шли на второе. В нескольких секундах от нас держался экипаж Айрата Мардеева, я понимал, что второе место он удержит, мы автоматом переместимся на третье, а если менять колесо – на четвертое. Самое главное было не отдать де Рою третье место. Решение было очень рискованное. Долго не было результата, не ловил Интернет, но все-таки в конечном итоге сказали, что у нас еще 2,5 минуты запаса. Тяжелая победа была. Шина разматывалась, отслаивалась, била по кабине, от чего поднималась сильная пыль, скорость на прямых участках мы развивали до 100 км/ч. В повороты машина практически не входила, приходилось опираться о деревья и совершать маневры, но все-таки добрались до финиша третьими.

– На марафонском ралли 2013 года экипажи команды «КамАЗ-Мастер» заняли три первых места. В этом году ваша победа стала 12-й за всю историю команды – больше, чем у какой-либо другой страны. В чем секрет успеха «КамАЗ-мастер»?

– В командном духе, наверное. Здесь не каждый сам за себя, мы – команда. Живы традиции основателя команды Семена Семеновича Якубова, сейчас нам их прививает руководитель школы пилотирования Владимир Чагин. У нас нет явного лидера, здесь все равны. Если в ходе гонки кто-то вырывается вперед, все работают на его результат, при этом страхуют друг друга. Все это в совокупности и позволяет быть на передовой позиции.

– Из ваших слов получается, что «КамАЗ-мастер» не отдает победу другим, а просто делит ее среди своей команды. В прошлом году Николаев, в этом – вы. Шанс примерить роль победителя есть у каждого?

– Да, в других командах такого нет, они между собой тоже соревнуются. К примеру, у того же де Роя условие: он – первый, все остальные должны ему помогать.

– Кстати, о де Рое. На заключительном отрезке нынешних гонок китайский экипаж перевернулся и блокировал трассу. Жерар де Рой проехал мимо, вы же решили оказать помощь, зная, что такое неравнодушие может стоить победы. И опять рискованное решение.

– Для нас кодекс взаимопомощи важнее победы. Ведь помимо спортивного результата есть человеческие качества. «КамАЗ-мастеру» исполнилось 25 лет, у нас определенная репутация, и нам очень важно мнение других участников. Поэтому мы приняли решение – будем помогать. Да, была вероятность потери первого места и опасения, что нам не вернут затраченного времени, но мы пошли на риск. В итоге нам вернули время, правда, не все, а 5 минут.

– В чем заключалась ваша стратегия построения гонок?

– Важно правильно распределить силы, как моральные, так и физические, чтобы их хватило на протяжении всей двухнедельной гонки. Если даже что-то не сложилось поначалу, есть время отыграть, но уже нельзя допускать ни одной ошибки, выкладываясь на все 100%.

– Сколько приходите в себя после гонок?

– По правде сказать, у нас уже сейчас началась подготовка к следующему «Дакару»: новинки конкурентов, какие-то мысли по сборке новых машин или модернизации существующих, плюс какие-то планы на год. Так что отдыхать времени особо нет.

– Что лично для вас значит эта победа?

– Прежде всего я доказал сам себе, что «могу».

– В Интернете среди комментариев под информацией о победе, я нашла следующее: «Наши потому и выиграли гонки по бездорожью, что у нас дорог нет. Чагин, Кабиров, теперь Каргинов с Николаевым…». Какова доля истины в этом комментарии?

– Доли истины нет никакой (смеется). Это просто шутка.

– Как встретили команду «КамАЗ-мастер» в Набережных Челнах?

– Очень тепло, впрочем, как и каждый год, независимо от того, с каким результатом приезжаем. Наши болельщики, спонсоры, руководство всегда с нами – и в хорошие времена, и в трудные. Мы высоко подняли планку, теперь стараемся ее удержать. Говорят, что удержать результат сложнее, чем его достичь. Это действительно так.

– Слышала, что сейчас ведутся переговоры о том, чтобы вы как победитель «Дакара» приехали в Осетию. Слухи или правда?

– Я не слышал, не знаю. Руководство принимает решение, потом ставит нас в известность. Если так, то с удовольствием приеду.

– В Осетии часто бываете?

– Раньше часто бывал. Отец родом из Осетии, его родной брат живет во Владикавказе, двоюродные, троюродные братья и сестры, мои бабушка с дедушкой похоронены там. Одним словом, Каргиновых много. Раньше, в школьные годы возможностей приехать было больше. Сейчас все меньше. До недавнего времени за пять лет удалось лишь один раз уйти в отпуск.

– Вы говорите на осетинском языке?

– Иу, дыууа, арта, цыппар, фондз – это все, что я могу. К сожалению, выучить родной язык так и не получилось.

– У вас есть сын, которому семь лет, вы намерены приобщать его к автогонкам?

– За меня это уже сделал мой отец. Он, как и меня когда-то, привел внука в картинг, только еще раньше, годика в три. Сейчас сын вовсю участвует в соревнованиях, можно сказать, шаг в шаг идет по моим стопам. Он очень верил в мою победу. Перед отъездом на ралли спросил: «Папа, ты выиграешь?». Я ответил, если ты скажешь, то придется. Он мне, конечно же: «Выиграй!». Пришлось держать слово. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру