По инициативе Общественного совета при Минераловодском ЛУ МВД России на транспорте в здании Дворца культуры железнодорожников состоялся «круглый стол» на тему: «Зацепинг: игра со смертью». Участники «круглого стола» - представители транспортной полиции, ОАО РЖД, управления образования, молодежного комитета, ЧОП, школ, ВУЗов и СМИ собрались для того, чтобы выработать комплекс мер по недопущению роста фактов травматизма, несчастных случаев, связанных с молодежным движением – «зацепингом».
Напомнила о трагическом несчастном случае, недавно произошедшем в Пятигорске член Общественного совета Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте, директор Дворца культуры железнодорожников Елена Сырьянова.
«12 ноября 2012 года около 18 часов на станции «Пятигорск» 17 летний юноша решил покататься на крыше электропоезда. Итог - 50 процентов ожогов тела», - рассказала она.
Пресс-секретарь Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте майор внутренней службы Елена Грищенко разъяснила участникам, что же такое «зацепинг» и кто такие «зацеперы». В своем выступлении она отметила, что рискуют жизнью так открыто чаще всего дети из благополучных семей. Причины, по которым ребята приходят в «зацепинг» (электричинг или трейнсёрфинг), стандартны – спорт, адреналин и самоутверждение. Средний возраст зацеперов - 15-25 лет. Движение имеет все признаки новой молодежной субкультуры. В глазах подростков «зацепинг» — рискованный спорт, в своем роде альпинизм или горные лыжи.
Статистику детского травматизма представил замначальника полиции (по охране общественного порядка) Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте полковник полиции Сергей Сирица. Проблема поведения подростков на железнодорожных магистралях заслуживает пристального внимания, поскольку процент смертности детей на таких объектах пока остается высоким. По данным МВД России в 2011 году на железной дороге пострадали 290 несовершеннолетних, из которых 140 получили смертельные травмы. С начала 2012 года травмированы свыше 200 подростков, из них около 50 % - погибли, среди погибших большинство составляют бывшие зацеперы. На участке Минеральные Воды - Кисловодск сотрудниками транспортной полиции за отчетный период было выявлено 9 несовершеннолетних «зацеперов».
По словам замначальника полиции, сотрудниками отделения по делам несовершеннолетних регулярно проводят рейды на станциях и в электропоездах, отыскивают трейнсерферов и беседуют с ними. В учебных заведениях на эту тему также проводятся профилактические лекции и беседы.
«Мы опасаемся спровоцировать несчастный случай, ведь при виде полицейского подросток, испугавшись, может неудачно упасть или спрыгнуть с поезда, либо же побежать в любом направлении. И нет никакой гарантии, что он не попадёт под колеса состава», - отметил Сирица.
По его мнению, причина всех трагедий кроется в безнадзорности несовершеннолетних. Такие подростки не только подвергают опасности свою жизнь! Они снимают свои «приключения» на камеру, а затем выкладывают видеоролики в Интернет, где их может просмотреть любой пользователь, в том числе и дети. У проблемы есть и нравственный аспект. Мало того, что зацеперы легко рискуют собственной жизнью, они подают дурной пример. Все время находятся новые желающие таким образом испытать свою судьбу!
О причинах прихода подростков в «зацепинг» с психологической точки зрения рассказала заведующая кафедрой общей и социальной психологии Северо–Кавказского филиала Московского гуманитарно–экономического института, кандидат психологических наук Римма Зверева. Она отметила, что «зацеперы» - это подростки с избыточным количеством энергии, которые не могут ее направить в конструктивное русло. На лицо элемент демонстративности, привлечения к себе внимания. Не случайно «зацеперы» снимают свои достижения на камеру. То есть, «зацепинг» - это, по сути, способ решения личностных проблем.
По итогам «круглого стола» присутствующие высказывали ряд предложений, направленных на профилактику нарушений со стороны несовершеннолетних на ЖД магистралях. Это, прежде всего, повышение штрафа. «На сегодня за подобное нарушение установлен штраф в 100 рублей, а это крайне мало, поэтому не может являться препятствием к таким действиям,- считает Елена Сырьянова. - Сумма штрафа должна быть более значительна». Также, по мнению участников совещания, одними запретительными мерами ситуацию не исправить, необходимо убеждать детей, что, если сегодня с так называемым «зацепером» ничего страшного не произошло, то это только случайное везение. Безусловно, основным гарантом безопасности ребенка должна выступать семья.
СПРАВКА "МК"
Трейнсёрфинг (от англ. train surfing — «серфинг на поезде»; также наружная езда, зацепинг) — способ передвижения, проезд с внешней стороны поездов, трамваев и других рельсовых транспортных средств на крышах, тормозных площадках, в открытых кузовах (у товарных вагонов) или на элементах наружной арматуры подвижного состава (автосцепных устройствах, буферах, поручнях, подножках, розетках и т. д.), «зацепляясь» руками или специальным снаряжением за кузов или наружную арматуру вагона. Люди, практикующие данный способ проезда, именуются «трейнсёрферами» или «зацеперами».