Мы к штыку приравняли перо

Листая подшивки газет Северного Кавказа времён Великой Отечественной войны

Освобождение такого важного стратегического района, как Кавказ, – одна из самых великих побед Советского Союза в Великой Отечественной войне. Дальнейшее победоносное шествие нашей армии, теперь уже на Запад, началось именно с победы под Сталинградом и битвы за Кавказ.

Листая подшивки газет Северного Кавказа времён Великой Отечественной войны
Выпуск газеты "Ставропольская правда" военных лет

Год от года все дальше отодвигаются от нас события Великой Отечественной войны. Но не стирается память о горе, боли и невосполнимых утратах, что перенес советский народ в это суровое время. И все величественнее видится подвиг тех, кто на фронте и в тылу приближал нашу Победу.

Дыхание того времени ясно ощущаешь, когда листаешь подшивки газет 1941-1945 годов. Корреспонденты тех лет свое перо «приравняли к штыку» и публикациями в газетах рассказывали о положении дел на фронте, воодушевляли народ верой в неминуемую победу, поднимали на трудовой подвиг под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!».

С первых дней войны в выпусках газет звучит призыв к борьбе на защиту своей Родины. «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами», «Раздавим фашистскую гадину!», «Все подчинить интересам фронта!» – главные лозунги, прозвучавшие тогда на всех языках народов Кавказа со всех страниц газет региона и страны.

В репортаже «Первый день» «Дагестанская правда» в номере от 24 июня 1941г. писала: «Нет, это не мобилизация в общепринятом смысле слова, люди приходят в военкомат без всяких повесток. Приходят и буквально умоляют послать их добровольцами обязательно на передовые позиции».

В самые сжатые сроки все было перестроено на военный лад и подчинено главной задаче времени. Газеты свидетельствуют – уборка урожая 1941 года была проведена в короткий срок и без потерь. С началом войны заметно возросли заготовки мяса, молока, шерсти, картофеля. В газетах призывы: «Борьба за хлеб – борьба за победу».

Развернута помощь блокадному Ленинграду. Газета «Красный Карачай» от 10 июля 1942 года писала: «С чувством глубокого удовлетворения и одобрения встретили трудящиеся Карачаевской автономной области обращение трудящихся Степновского района ко всем трудящимся Ставропольского края об оказании помощи жителям города Ленинграда. Колхозники области развернули сбор продовольствия: муки, пшеницы, кукурузы, мяса и других продуктов для блокадников».

Значение прессы в те годы трудно переоценить. В книге А. Камалова и Д. Ахмедова «Столетие дагестанской прессы» описан исключительный, экстраординарный случай. В зимние дни 1941 года – после взятия Ростова, Кавказ был фактически отрезан от центра. В эти дни даже такие крупнейшие газеты, как «Бакинский рабочий» и «Заря Востока» (Тбилиси), выходили иногда без сводок Совинформбюро и не имели информации с фронтов – связь была нарушена. «Правда» и центральные газеты также не приходили на Кавказ. Только «Дагестанская правда» обеспечила исключительную оперативность, ни разу не допустила перебоев. Когда нарушились телеграфная связь и радиоприем (станция «Коминтерн» не работала, а ТАСС переходил на работу других станций вне Москвы), сотрудники «Дагправды» изобрели свой способ добычи информации. Они соединили шоринофон (примитивный звукозаписывающий аппарат) с репродуктором, обеспечив запись всех материалов «Правды», «Красной звезды» и других газет, которые ТАСС вообще не передавал несколько месяцев. Так, благодаря инициативе и изобретательности коллектива «Дагправды», она была единственной на Кавказе газетой, которая сумела напечатать тогда статьи о Зое Космодемьянской, об обороне Москвы и другие. Ее материалы перепечатывали все газеты Кавказа, все военные газеты от Закавказья до Ростова.

Война изрядно «проредила» ряды редакций газет. Ушедших на фронт мужчин в типографии заменяют подростки. Бумаги не хватает, в ход идет даже оберточная, но газеты продолжают выходить.

К концу лета 1942 года, когда враг подошел близко к границам Дагестана, в газете «Дагестанская правда» от 13 августа прозвучал набатный клич народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы: «Седлайте коней, горцы!», в котором он призывал: «Горцы Дагестана – аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы – должны, как в старину, объединиться, чтобы было одно сердце, жаждущее мести врагу, чтобы был один сильный кулак, который размозжил бы фашистскому зверю башку…  Поднимитесь, горцы, на защиту Кавказа!».

И все же противнику удалось подойти к предгорьям Кавказского хребта и реке Терек. Во время оккупации газеты не выходили.Но уже с января 1943 года, когда Красная армия начала очищать Северный Кавказ от фашистов, буквально на следующий день после освобождения наших территорий газеты снова возобновили свои выпуски.

Вместе со сводками Совинформбюро номера газет выходят с призывом к трудящимся о необходимости восстановления разрушенного народного хозяйства. Заголовки этих корреспонденций говорят сами за себя: «Каждая норма – снаряд по врагу», «Каждый центнер сверхплановой продукции – новый удар по врагу», «Каждый колхоз – мощная крепость обороны».

Под лозунгом «Всё для фронта! Всё для победы!» редакции Северокавказских газет организовывали сбор продовольствия, тёплых вещей для фронтовиков, шел сбор средств и на вооружение нашей армии. На средства граждан были построены бронепоезд имени чеченского революционера Асланбека Шерипова, танковые колонны «Колхозник Северной Осетии», «Колхозник орденоносной Кабардино-Балкарии», «Боевой дорожник Кабардино-Балкарии».

Газета «МагIарул большевик» («Большевик гор») постоянно содействовала оказанию помощи фронту, прилагала усилия для сбора средств на создание бронепоезда имени Магомеда Гаджиева. Через газету «Дагестанская правда» от 5 октября 1943 г. Верховный Главнокомандующий поблагодарил жителей Дагестанской АССР, собравших средства на постройку танковой колонны «Шамиль». В номере газеты «Красный Карачай» за 17 мая 1943 г. была опубликована телеграмма секретарю Малокарачаевского райкома ВКП (б) Хаджиеву: «Передайте колхозникам и трудящимся Малокарачаевского района, собравшим один миллион рублей на строительство боевых самолетов «Колхозник Карачая», братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

Газета «Ставропольская правда» 6 августа 1944 г. сообщила о сборе средств на строительство танковой колонны «Чекист Кавказа». Фронтовик гвардии лейтенант Измаил Аджиев обратился 30 декабря 1944 года через газету «Красная Черкесия» к трудящимся области с призывом организовать сбор средств на строительство эскадрильи самолетов «Красная Черкесия». Как сообщила газета 23 марта 1945 года, в ответ на обращение И. Аджиева трудящиеся области собрали 500000 рублей.

Особенно популярны были письма читателей газет и воинов с фронта. Очень трогательно письмо 65-летней Гитче Эбзеевой, опубликованное в газете «Красный Карачай» 17 июля 1941 года: «Один мой сын уже в Красной Армии, остальные четыре идут сегодня добровольцами на фронт. Я стара и остаюсь одна. Но я рада, что все мои сыновья пригодились для защиты Отечества от фашистских варваров. Сама я не покладая рук буду работать в тылу».

Приведем отрывок из такого письма, опубликованного в газете «Красная Черкесия»: «Привет вам, дорогие наши земляки! Письмо это шлют вам бывшие колхозники Хабезского района, ныне воины Красной Армии. Поздравляем колхозников, колхозниц и интеллигенцию родного района с новым годом и желаем всем новых успехов в вашей работе на пользу Родине… Каждую минуту готовы мы к бою, каждую минуту каждый из нас не пожалеет, если будет нужно, отдать жизнь за Родину, Партию великого Сталина. Верим мы, что в этом году окончательно разобьем фашистов и с победой вернемся в родные колхозы. Но чтоб добиться этой желанной победы, надо нам и вам, земляки, еще больше напрячь свои силы. Даем вам наказ хорошо готовиться к третьей военной весне… Бойцы: Барануков, Кенчешов, Маевич, Копсергенов».

Выпускалась даже специальная миниатюрная газета «Дагестан – своим фронтовикам», которая печаталась на 1/8 обычного газетного листа формата А2 и после фальцовки принимала вид открытого письма. Такие письма выходили с августа 1943 года по 16 мая 1945 года. В конце войны их тираж составил 2500 экземпляров. В некоторых номерах русский текст перемежался с текстом на языках народностей Дагестана. За два года существования газета получила около трех тысяч писем от фронтовиков, и на каждое был отправлен ответ. Эти письма-газеты вселяли в солдат веру и надежду на Великую Победу, показывали им, как их ждут дома.

Во всех газетах публиковались очерки о героизме воинов-земляков.

Многие сотрудники Северокавказских изданий не вернулись с фронта. Среди них и корреспонденты газеты «Красная Черкесия» В. Барабаш, Г. Столбунов и другие. В числе павших и Хасамбий Дышеков, руководивший газетой в 1934-36 гг. (он был расстрелян гестапо), Амин Наптугов (главный редактор в 1934 г.), Чагабан Аджиев (1936, 1941 г.), Хасан Карданов (1940-1941 гг.).

Интересна судьба Хасана Карданова. В двадцатые годы русского мальчика-сироту Ваню Мищенко с Поволжья усыновила семья Нану Карданова из аула Хахандуковского (ныне Али-Бердуковский). Выросший в черкесской семье, Ваня, ставший Хасаном, но в графе национальность писавший о себе «русский», в совершенстве овладел черкесским языком и в конце концов стал редактором черкесской газеты. О высоком профессионализме его работы с большим уважением отзывались его коллеги по перу.

Из сотрудников этой газеты с войны вернулся Джагабан Мамхягов, который был награжден тремя медалями «За отвагу». Посчастливилось дойти до Берлина и праздновать окончание войны Абдул-Кериму Байкулову и Хусею Тохчукову.

Из редакции «Красный Карачай» только двое остались в живых.

Вернулся в свою родную «Ставрополку» Иван Матвеевич Кравцов, который попал в плен и трижды совершал побеги. В последний раз удачно. В 1943 году он был зачислен в штурмовой батальон на должность командира пулеметного отделения и далее уже участвовал в боях на Западном, затем на 3-м Белорусском фронтах.

В современных редакциях газет помнят своих павших и ветеранов войны. Везде оформлены стенды с фотографиями героев, выжившие были окружены вниманием и заботой.

10 октября 1943 года газеты опубликовали сводку Совинформбюро о том, что советские войска полностью очистили от фашистов Таманский полуостров. Так закончилась битва за Кавказ, длившаяся 442 суток. Немецкий план «Эдельвейс» был провален, фашистские войска не смогли пробиться в Закавказье и на Ближний Восток. Освобождение Кавказа, проходившее одновременно со Сталинградской и Курской битвами, сыграло большую роль в создании и завершении коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Статья подготовлена по материалам фондов Центрального государственного архива республики Дагестан, Государственного архива Ставропольского края, Ставропольской краевой научной библиотеки им. М.Ю.Лермонтова, Пятигорского краеведческого музея, книги А.Камалова, Д.Ахмедова «Столетие дагестанской прессы», частных архивных коллекций сотрудников республиканских газет, их редакций.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру