Ставропольская страница Холокоста

Свидетельства о судьбах погибших на фронтах и в оккупации сотрудниках и студентах медуниверситета собирались несколько лет

В Ставропольском государственном медицинском университете накануне Дня Победы прошла презентация документального фильма «Семестр, которого не было. Оккупация».

Свидетельства о судьбах погибших на фронтах и в оккупации сотрудниках и студентах медуниверситета собирались несколько лет
Ф. М. Бриккер с дочерью.

Фильм подготовлен на основе воспоминаний ветеранов вуза, детей и внуков тех, кто погиб в период оккупации, выпускников военных лет, архивных документов и фотоматериалов сотрудниками центра изучения истории медицины и общественного здоровья СтГМУ под руководством доктора исторических наук Андрея Карташева.

Еще восемь лет назад в преддверии 65-й годовщины Победы во дворе вуза был торжественно открыт памятник сотрудникам и студентам, погибшим в боях за Родину и расстрелянным и умерщвленным фашистами в газовых душегубках в период оккупации Ставрополя. Тогда ректор вуза, ныне депутат Думы Ставропольского края и председатель комитета по здравоохранению и социальной политике Валентина Муравьева поставила задачу  найти и увековечить на памятнике  имена всех погибших на фронтах и расстрелянных, замученных фашистами студентов и сотрудников.

Сменилось руководство вуза. Сменился статус: академия стала университетом. Но поисковая работа не прекращается. Она ведется в разных направлениях. Ее итогом стали не только новые имена, увековеченные на памятнике жертвам войны, но и документальный фильм. Фильм трагический и уникальный в своем роде. Фильм, в котором помимо документальных свидетельств очевидцев тех страшных событий и потомков погибших, много редких кадров военной кинохроники, кино и фотокадров Ставрополя периода оккупации, умело смонтированных Игорем Карташевым. Фильм смотрится на одном дыхании еще и благодаря проникновенному тексту, который читает актер Ставропольского краевого театра драмы, заслуженный артист России Борис Щербаков.

Это не только трагическая страница истории медицинского вуза, но и неизвестная многим послевоенным поколениям страница истории нашего города, края и страны. Страны, называвшейся Советским Союзом, и сегодняшней России, которая каждый год встает в ряды Бессмертного полка, имя которому Память.

Беженцы с Украины

Ставропольский медицинский институт к началу Великой Отечественной войны был одним из самых молодых вузов Северного Кавказа. В его стенах завершался третий учебный год. После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз уже в июле 1941-го года в Ворошиловск (так назывался тогда Ставрополь) начали прибывать студенты и преподаватели медицинских вузов западной части страны – из Винницы, Львова, Киева, Одессы, Харькова, Смоленска, Симферополя и других городов. По решению руководства СССР в Ворошиловск в полном составе был эвакуирован Днепропетровский медицинский институт. Среди эвакуированных было много евреев, в том числе профессоров, доцентов, которые бежали от геноцида, развернутого гитлеровцами  против представителей еврейской нации на захваченных территориях Европы и приграничных областей Советского Союза.  

В 1941-1942 учебном году на 33 кафедрах Ворошиловского мединститута студенты: и местные, и эвакуированные продолжили учебу. Но в конце июля 1942 года немецкие войска, захватив Ростов-на-Дону, начали стремительно продвигаться по сальским степям. 1 августа Ворошиловский мединститут выдавал дипломы первому выпуску врачей. Основная часть преподавателей надеялась эвакуироваться вместе с вузом. Представители клинических кафедр, мобилизованные в военные госпитали, могли выехать только вместе с ними. Еврейские семьи, напуганные сообщениями о зверствах гитлеровцев, стремились выбраться из города, куда неминуемо должны были войти фашистские войска.

Третьего августа для эвакуации преподавателей мединститута на железнодорожный вокзал был подан состав. Но под станцией Палагиада он подвергся налету вражеской авиации. Выбравшись из разбитых вагонов, побросав вещи, люди пешком возвращались в город.

Душегубки и расстрелы

12 августа 1942 года германские власти обратились с воззванием к еврейскому населению Ворошиловска (Ставрополя), предложив всем евреям, прибывшим из других городов, явиться на привокзальную площадь, взяв с собой ценности, питание на два дня и вещи, не превышающие весом 30 килограммов, для переселения к новым местам жительства. Когда привокзальная площадь заполнилась людьми, она была оцеплена войсками. Затем всех собравшихся погрузили в машины без всяких вещей, вывезли за город в лес и расстреляли. 14 августа последовало второе «обращение» к еврейскому населению, предлагавшее теперь уже всем местным евреям явиться в здание Дома Красной Армии для регистрации. Прибывших партиями по 40-50 человек увезли в лес и расстреляли. Из числа обреченных фашисты выбирали сильных молодых мужчин и заставляли их закапывать убитых. Так студента мединститута К. заставили закапывать яму с трупами отца и матери – сотрудников института. Впоследствии ему чудом удалось сбежать. В числе уничтоженных при этой «эвакуации» и «регистрации» были профессор Р. Полонская с родителями, ассистент Э. Блехман с отцом, ассистент М. Лидерман с женой, матерью и ребенком, лаборант Л. Жукова с двумя детьми и многие другие.

Несколько человек, пытавшиеся скрываться в окрестных деревнях и лесах, были позже схвачены гестапо и уничтожены. Среди них профессор Я. Замковский, председатель студпрофкома И. Заболотный. Часть сотрудников вуза попала в руки оккупантов в Пятигорске и Кисловодске, где и была уничтожена.

Группе преподавателей, взятых на учет в гестапо, была дана отсрочка. Им предложили заниматься, как и прежде лечебной работой, а двум профессорам – Ф. Бриккеру и Я.Шварцману – продолжить свои научные исследования в области онкологии и кардиологии. Их научные исследования были интересны Рейху. Однако 19 сентября и эта группа научных работников с семьями была схвачена гестапо. В их числе были профессор Ф. Бриккер с женой и дочерью, профессор Я. Шварцман с женой, профессор Г. Барг с женой и дочерью, профессор Н. Безчинская, профессор А. Френкель с женой, доцент И. Фишельсон с женой и дочерью, доцент Т. Виленский с женой, доцент И. Люблинский с матерью. Все они были уничтожены гестапо 20 сентября в машинах-душегубках.

Обрекая на смерть свои жертвы, палачи еще и глумились над ними. Так при аресте профессора Шварцмана, офицер гестапо изображал удивление и негодование по поводу бедности обстановки профессорской квартиры. Он предложил Якову Самойловичу переехать в лучшее жилье, «достойное старого уважаемого профессора». Лучшим жильем оказалась могила. Профессору Бриккеру в день его смерти гестаповцы обещали свидание с семьей, которая давно была уничтожена ими. Для этого «свидания» ему дали возможность побриться, после чего повели на смерть.

Позже всех были взяты в гестапо профессор Алексей Полонский, заведующий кафедрой общей химии и ассистент той же кафедры Ирина Эрлих с матерью. С началом оккупации немецкое командование назначило профессора Полонского директором медицинского института. Под его руководством начали работать инвентаризационная комиссия и медико-аналитическая лаборатория, являвшаяся одним из органов санитарного надзора города. Полонский решил спасти от смерти свою сотрудницу Ирину Эрлих, вступив с ней в фиктивный брак. Однако нашелся мерзавец, сообщивший об этом в гестапо. И профессор, и его ассистентка были уничтожены гитлеровцами.

Писатель Алексей Толстой в статье «Коричневый дурман» писал: «На Северном Кавказе немцы убили все еврейское население, в большинстве эвакуированное за время войны из Ленинграда, Одессы, Украины, Крыма. Здесь было много ученых, профессоров, врачей, эвакуированных вместе с научными учреждениями. Немцы организовали еврейские комитеты будто бы для переселения евреев в малозаселенные области Украины и одновременно создали для них невыносимые условия жизни, они выгонялись на тяжелые работы, приказывалось носить на груди желтую звезду и запрещалось входить в столовые, магазины и общественные места. Запрещался выезд из города.

В городе Ставрополе немцы 10 августа умертвили окисью углерода в машинах 660 больных психиатрической больницы. 12 августа вывезли в район аэродрома три тысячи пятьсот жителей еврейской национальности и расстреляли их из автоматов. 15 августа вывезли на территорию психиатрической больницы еще 500 граждан еврейской национальности, расстреляли и зарыли в силосных ямах. Кроме этих массовых убийств, немцы арестовывали и уничтожали русское население города, прежде всего коммунистов, комсомольцев, тех, чьи родственники служили в Красной Армии.

Всего по информации писателя Алексея Толстого в статье «Коричневый дурман», опубликованной в газете «Правда» от 8 августа 1943 года, за период оккупации фашистами в Ставрополе убито свыше пяти тысяч человек – русских и евреев.

Свидетельства о судьбах погибших на фронтах и в оккупации сотрудниках и студентах медицинского университета доктор исторических наук Андрей Карташев с коллегами и студентами собирал несколько лет. Родственники погибших присылали свои воспоминания, видеозаписи не только из разных городов России, но и из-за рубежа, в частности из Израиля. И сами в свою очередь просили поделиться информацией об их близких, найденной поисковиками в ставропольских архивах.

Семестр, которого не было

Уничтожая преподавательский состав медицинского института, фашисты, тем не менее, планировали с 1 сентября 1942 года, то есть спустя менее месяца от начала оккупации, начать в нем обучение студентов. Но занятия не состоялись. Преподавать было некому. Бездействовавший институт подвергался разграблению: выносилась мебель, исчезали микроскопы и другое оборудование. Вторую попытку возобновить работу вуза немцы предприняли в начале 1943 года. Но она тоже оказалась неудачной. Этот перерыв в занятиях в пять с половиной месяцев оказался единственным пропущенным семестром за всю 80-летнюю историю вуза. А 21 января 1943 года подразделения 347-й стрелковой дивизии вошли в город, где советских бойцов радостно встречали жители. В начале февраля Ставропольский государственный медицинский институт возобновил занятия. Студенты из многих регионов большой страны, волей судьбы, оказавшиеся в южном городе, сели за парты в аудиториях вместе со своими ставропольскими сверстниками.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру