В Ставропольском государственном музее-заповеднике открылась выставка «Дети и война»

Здесь есть фотодокументы, рассказывающие о непосильном детском труде, о потерях кормильцев, о голоде и болезнях

Признаюсь, что в душе моей осталось двоякое чувство после презентации этой выставки. С одной стороны – восхищение героизмом юных. Это они в конце 30-х годов прошлого века распевали песню: «Когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой». С этим воспитанным патриотизмом они встретили войну и оккупацию. А с другой стороны – немыслимые подвиги совершали дети 12-13-15 лет. Эта фанатичная жертвенность поражает. И вызывает огромную боль в душе, потому что война и дети несовместимы. 

Здесь есть фотодокументы, рассказывающие о непосильном детском труде, о потерях кормильцев, о голоде и болезнях
Выставка «Дети и война» открылась по инициативе регионального отделения Российского военно-исторического общества.

Мой отец воевал. Прошел войну до Победы и умер, когда я училась на третьем курсе университета. Мой старший брат, сын отца от первого брака, провел войну в детдоме. Его забрали туда после смерти в эвакуации его матери. У нее – уже мертвой, он, двухлетний истощенный малыш, пытался сосать грудь. В детском доме в Джамбуле (Средняя Азия) ему дали другое узбекское имя. И отец, вернувшись с войны и разыскивая сынишку по детским домам, едва узнал своего подросшего Вовку по родинкам. А у мамы моей в войну муж погиб на фронте, четырехлетний сынишка умер от костного туберкулеза. Осталась дочка от первого брака, которая в 14 лет стала работать. Вот такая сборная у нас получилась послевоенная семья. Да что говорить! Неисчислимые беды войны коснулись каждой советской семьи. И каждый, кто придет на эту выставку, как и я, вспомнит все, что связано с той страшной войной в его семье.

На этой выставке есть фотодокументы, рассказывающие о непосильном детском труде, о потерях кормильцев, о голоде и болезнях, о сиротах, попадавших в детские дома и ужасающие снимки детей в концентрационных лагерях. Но лейтмотивом через всю выставку проходит тема детского героизма. Детского, понимаете? Не в гаджеты играли те мальчишки и девчонки. Они осознанно шли на смерть, движимые чувствами любви к Родине и ненависти к оккупантам. Они помогали бороться с врагом. И взрослые принимали эту помощь. Жертвенную. Ведущую нередко к смерти малолетних героев.

Инициатива Военно-исторического общества

Выставка «Дети и война» открылась по инициативе регионального отделения Российского военно-исторического общества. Уникальные фотографии, предметы быта, школьные принадлежности тех времен, игрушки, сохраненные детьми, пережившими войну – все это страницы истории страны и Ставрополья, находившегося пять с половиной месяцев под фашистской оккупацией. Выставка открылась накануне 22 июня – скорбной даты начала Великой Отечественной войны. Музей предоставил уникальные фотодокументы.

Необычным было то, что главными гостями, приглашенными на презентацию, стали дети – ровесники тех, о ком рассказывает выставка. Тех, которые ордена и медали получали раньше, чем паспорта. Очень многие из этих юных героев не дожили до Победы. И спустя 75 лет смотрят с музейных фотографий серьезные и задорные лица мальчишек и девчонок, которые ушли в бессмертие. На встречу с ними пришли ребята из летнего патриотического лагеря при средней школе №44 города Ставрополя, победители конкурса детского рисунка на антивоенную тему, и старшеклассники из разных городов и районов Ставрополья, ставшие победителями и лауреатами в объявленном региональным отделением Российского военно-исторического общества конкурсе видеороликов «Великая Отечественная война в воспоминаниях очевидцев».

Проводила презентацию выставки исполнительный директор регионального отделения Российского военно-исторического общества, кандидат исторических наук Галина Каменева. Представленная ею информация о юных ставропольцах, которые совершили десятки подвигов в борьбе с фашистами, оккупировавшими родной край, поистине уникальна. Победа, которую ковали на фронте и в тылу, стала героической эпопеей всего советского народа. Отдельная страница этой эпопеи – дети, которых война заставила рано повзрослеть, которых патриотическое чувство поставило в ряды антифашистов. И которые ушли в бессмертие, даже не шагнув из подросткового возраста в юность.

– По разным оценкам в годы Великой Отечественной войны в Советском Союзе погибло от 2,5 миллиона до 5 миллионов 800 тысяч детей, – отметила Галина Каменева.

На стендах фотовыставки видно, как меняется жизнь школьников с началом войны. Вот они радостные на коллективном фото класса после получения аттестата зрелости. А вот уже 10-12-летние подростки в поле убирают урожай, пашут на коровах, потому что лошадей мобилизовали на фронт, стоят у станков, подставив под ноги высокие скамеечки, чтобы добавить себе роста. Девочки в госпиталях ухаживают за ранеными. Дети старались заменить отцов и старших братьев и сестер, ушедших на фронт. Но это общеизвестные факты войны. Уникальность же выставки в другом. Это фото и факты из биографий мальчиков и девочек, которые не стали общеизвестными. Эти юные герои были ровесниками школьников, пришедших на презентацию выставки. Они так и остались их ровесниками, спустя 75 лет после фашистской оккупации Ставрополья.

После жестоких пыток… расстреляны

– Когда наступил грозный час, мальчишки и девчонки показали, каким огромным может быть маленькое детское сердце, полное любви к Родине и ненависти к врагу, – эмоционально рассказывала Галина Каменева.

Она называла имена юных героев-ставропольцев, о которых не знают или очень мало знают их сегодняшние ровесники. Миша Строганов накануне вступления в город Красной Армии сумел предотвратить взрыв здания крайзо – это на проспекте Карла Маркса перед цирком – отступающими частями фашистских оккупантов. Лева Акимов и Вася Лисичкин, мальчики из Пятигорска, собирали сведения о дислокации оккупационных подразделений, командирах, передвижениях частей и передавали их советской разведчице. Фашисты выследили и арестовали подростков. После жестоких пыток они были расстреляны.

Володя Ковешников – мальчик из села Старомарьевского Грачевского района, перерубил кабель связи, который вел в немецкий штаб. Фашисты арестовали его и расстреляли. Володя Косинов – 16-летний житель города Ставрополя вместе со своими друзьями перед уходом оккупантов выслеживал, какие здания они минируют, и ребята предпринимали меры, чтобы предотвратить взрывы. В том числе было спасено здание краеведческого музея. Погиб Володя, пытаясь предотвратить взрыв моста через реку Ташла. Его и его товарищей фашисты окружили и расстреляли утром того дня, когда Ставрополь был освобожден советскими войсками.

Четыре мальчика: Володя Гайдай, Петя Слезавин, Сережа Попов и Женя Алферов похоронены в одной могиле у мемориала Холодный родник в Ставрополе. Сережа Попов, Володя Гайдай и Женя Алферов находились в концентрационном лагере на хуторе Грушевый близ Ставрополя. Каждый из них по-своему выражал сопротивление оккупационному режиму. Они действовали группами и в одиночку: выводили из строя военную технику, помогали избавляться от неволи военнопленным. Фашисты расстреляли их перед отступлением из города.

Потрясает рассказанная Галиной Каменевой история Вити Семенова из хутора Новая Деревня Кочубеевского района. Мальчики нашли немецкий пистолет и спрятали его. Фашисты арестовали Витю и его друзей и подвергли пыткам. Пытал местный полицай по фамилии Парахин. Садист душил, бил до кровавого месива, потом повесил мальчишек. После войны в ходе розыска военных преступников бывшего полицая обнаружили в Канаде. Однако канадское правительство отказалось выдать его стране, где он совершил ужасные преступления.

Подвиг Джемми Горячкиной

Тринадцатилетняя Джемми, девочка родом из Сальска, ехала 3 августа 1942 года (день, когда началась оккупация Ставрополья) вместе со своей мамой в машине. Машина застряла на железнодорожном переезде недалеко от станицы Расшеватской Новоалександровского района. Здесь образовалась пробка из-за потока беженцев, скота, который перегоняли в другие территории, подвод с колхозным добром и т.д. Беженцы убегали от оккупации. И вдруг авианалет фашистских бомбардировщиков. Людей охватила паника. И тут все услышали звуки приближающегося железнодорожного состава. Шел эшелон, груженый нефтяными цистернами. Казалось бы, трагедия неминуема. Извилистая дорога не позволяла машинисту  увидеть на переезде скопление людей, скота и повозок. Взрослые растерялись, раздавались крики: спасайтесь, кто может. И в этот момент девочка Джемми выскочила из машины и, сорвав с шеи красный пионерский галстук, размахивая им, помчалась навстречу эшелону. Машинист увидел похожий на флаг сигнал и остановил состав, не доезжая до скопления людей и подвод. Джемми погибла, но спасла жизнь десяткам людей.

Юные партизаны и сыновья полков

Дима Юрченко – юный партизан из Усть-Джегуты. Он прикрывал отход партизанского отряда из окружения, заняв место убитого пулеметчика. Когда Диму окружили немецкие егеря, рвавшиеся через перевалы Кавказа к бакинской нефти, юный герой гранатой взорвал себя и фашистов. Но партизаны смогли уйти через горные перевалы в Грузию. Леня Богачев – 12-летний мальчик из села Труновского, тоже участвовал в прикрытии отхода советских войск, встал за пулемет и задержал наступавших немецких мотоциклистов. Подросток был смертельно ранен в этом бою, но ценой своей жизни спас несколько десятков советских солдат.

В селе Величаевском Левокумского района действовала подпольная молодежная организация. Подпольщики не были партизанами, но активно им помогали. Десятиклассник Саша Скоков организовал это молодежное подполье. Он и его товарищи собирали разведданные и передавали их советским партизанам, устраивали диверсии, распространяли листовки, собирали продукты для партизан. Их арестовали по доносу предателя. Комсомольцев-подпольщиков расстреляли. Александру Скокову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Наград удостоены и его героические товарищи.

Некоторые дети, оказавшись в зоне военных действий, прибивались к боевым частям. Аркадий Панков, уроженец города Ставрополя, когда началась война, оказался в Ленинграде. Во время эвакуации поезд, в котором он ехал, фашисты разбомбили. Мальчик прибился к стрелковой части и стал разведчиком. Он награжден медалями «За отвагу», «За освобождение Кенигсберга». Затем его направили в школу юнг Балтийского флота.

Сразу после окончания войны в стране была открыта сеть суворовских училищ. В них определяли сыновей полков, подростков, участвовавших в партизанских отрядах, сыновей погибших командиров. Такое училище было открыто и в Ставрополе. Туда попал мальчик из Белоруссии Миша Бельский. Родители его были расстреляны фашистами. Миша прибился к Красной Армии. Стал сыном полка. Он удостоен многих наград, в том числе медали «За отвагу».

По словам Галины Каменевой еще предстоит выяснить, сколько юных героев было награждено медалью «За оборону Кавказа». А, может быть, кого-то еще не нашла награда?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 27 июня 2018

Заголовок в газете: Они получали ордена раньше, чем паспорта

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру