МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Ставрополь (Кавказ)

Бросили под электричку

На Кавминводах – транспортный скандал

С 10 января проезд в электричках курортного региона (Минеральные Воды – Кисловодск) вырос с 13,30 до 18 рублей за одну зону, а спустя месяц из расписания вычеркнули 10 рейсов. В транспортно-напряжённой ситуации вроде бы пытаются разобраться, но заинтересованность сторон – краевых чиновников, думцев, железнодорожников оптимизма не внушает. Лебедь, Рак и Щука пока компромиссов не находят. Ищут ли? 

Кто дождётся электричку?

Вывернув карманы

Людмила Иващенко каждый день ездит на работу со станции Лермонтовская в Ессентуки. Много лет работает в санатории, но из-за подорожания проезда опасается, что работу придётся бросить. Из 8 тыс. рублей зарплаты медик Иващенко 1 тыс. 728 рублей должна отдать за проезд. За две железнодорожные зоны – 72 рубля в день помноженные на шесть рабочих и четыре недели, – вот вам и четверть зарплаты.

«Я пенсионерка, денег катастрофически не хватает, как дальше быть? Мне ещё повезло, что до электрички хожу пешком, от дома и до работы вокзал недалеко, иначе расходы на транспорт был бы вдвое больше», – сетует она.

Вместе с будущим экономистом Лилей Коркмазовой считаем – в день она тратит на электричку 54 рубля, едет от станции Минутка до Пятигорска. По студенческому билету поездка обходится дешевле в 2 раза, но вот с маршрутками (28 рублей за две поездки) и с трамваем (30 рублей за две поездки) выходит в общей сложности 112 рублей! В среднем за 24 учебных дня «набегает» 2 тыс. 688 рублей. На работу на электричке ездит и мама Лили – с Минутки в Ессентуки, транспортные расходы уже выбивают из скромного семейного бюджета приличную часть, а ещё коммунальные оплатить, покушать и обновку модную купить…

С какой целью людей ставят перед выбором – бросать работу или тратить на проезд треть зарплаты? Расчёт на то, что всё равно будут ездить, ведь найти работу в условиях тотальной напряжённости в сфере занятости не так-то просто. В народе уверены, подорожание проезда уже вызвало цепную реакцию: проезд в маршрутке в Ессентуках с 9 февраля – 15 рублей против прежних 13. «Это результат очередного пересмотра стоимости, никак не связанный с подорожанием проезда в электропоездах, – говорят в Региональной тарифной комиссии. – В Ставрополе, к примеру, проезд в 2013-м стоил 16 рублей и, возможно, будет дорожать – по объективным причинам».

Осторожно, двери закрываются

Отмена электричек бьёт и по привычному ритму. Учительница Изабелла Плоскова прежде ехала к первому уроку электричкой в 8.04 со станции Бештау. Проезд за две зоны – 72 рубля в день.

«Именно эту электричку и отменили, она всегда была заполнена, представляете, что будет твориться в оставшихся электричках в утренние часы? – возмущается она. – Для нас – электричка единственный способ выехать в сторону Кисловодска или Минвод, поскольку маршрутки ходят с Бештау только до Железноводска».

Пассажиры недовольны – такое ощущение, что намеренно отменили самые востребованные рейсы, чтобы поиздеваться над людьми с особым цинизмом.

«Прежде ездили с друзьями кататься на лошадях в посёлок Мирный – от Кисловодска туда ходит маршрутка. После подсчётов констатировали – придётся отказаться от этого удовольствия – 108 рублей за одного только за электричку, семьёй уже не поедешь, – рассказывает пятигорчанка Ирина Степановна. – Два раза в месяц ездили в филармонию, теперь придётся отказаться – две последние электрички из Кисловодска на 20.30 и 21.33 отменены. Получается, и дорого, да ещё и нет электрички».

Железнодорожники мотивируют стремление к повышению и отмены рейсов колоссальными убытками – мол, гоняют порожняк – в среднем по 20 человек в 100-местных вагонах. Да, в отдельные часы людей ездит мало, но выход искать нужно, не сбрасывая со счетов социальной ответственности. Искать вместе, не обвиняя друг друга, а хотя бы чуть-чуть подумать о людях.

В министерстве дорожного хозяйства и транспорта края выход видят в замене рейсов электропоездов маршрутными автобусами. Цена зоны в 10 км на автобусном транспорте для пассажиров составит 14,5 рубля, что на 3,5 рубля меньше, чем в электричке.

Назревающий транспортный коллапс – результат кризиса управления, убеждён правозащитник Георгий Легкобитов , возглавляющий одну из общественных организаций. Отсутствие планирования и нежелание думать о людях, ведь чиновники с портфелями в общественном транспорте не ездят.

«Электричка всегда была на Кавминводах самым демократичным, экологически чистым и доступным видом транспорта, сегодня же ситуация обратная – она становится роскошью, – говорит он. – В сравнении с советским временем число рейсов меньше чуть ли не вдвое, нагнетается социальная напряжённость. Вслед за сокращением электричек и подорожанием проезда последовало предложение возить людей автобусами и маршрутными такси. Проблему это не решает, напротив, усугубляет. Для всех. Сколько потребуется транспорта, чтобы перевезти людей в час пик? По каким дорогам? Выстроенным полвека назад и без того загруженным сверх меры? Если прежде доехать на машине из Ессентуков до Пятигорска можно было за 15 – 20 минут, сегодня в часы пик это занимает более часа из-за пробок на узких дорогах, расширить которые невозможно, – всё застроено.

Социальный транспорт – электрички – сокращают повсюду, ссылаясь на нерентабельность. Если убрать все эти фирмы-прокладки, сидящие на трубах ЖКХ или рельсах, цены снизятся существенно – в любой сфере.

***

Ольга Гладких, заместитель председателя Региональной тарифной комиссии:

«Перевозчик обратился с предложением о пересмотре тарифа до 24 руб. 20 коп. за одну зону в середине 2013 года. Мы просчитали экономически обоснованный тариф с учётом прибыли перевозчика – 18 руб. 09 коп. Вопрос о дотациях из краевой казны рассматривался вплоть до декабря, когда Дума утвердила бюджет региона, в котором из-за дефицита эта строка не была принята. Ранее при экономически обоснованном тарифе за одну зону в 16,64 за проезд платили 13,30 – 3 рубля 34 копейки покрывал бюджет края. После предложения перевозчика мы рассматривали несколько вариантов. Чтобы сохранить стоимость проезда за одну зону в 13 тыс. 30 рублей, требовалось 112 млн рублей дотаций.

Мы неоднократно обращались к перевозчику с просьбой оптимизировать свои расходы, установить турникеты, чтобы обилечивание осуществлялось автоматически. Это позволило бы просчитать фактический пассажиропоток. В 2012-м была попытка совместно с минтрансом и перевозчиком провести эту работу, но завершить её не удалось».

Степан Любенко, председатель Ставропольского регионального отделения Общероссийской организации инвалидов внутренних войск МВД России:

«В первую очередь повышение стоимости проезда бьёт по социально незащищённым людям. И решать проблему начинают только тогда, когда она уже вызвала резонанс, в то время как стоило бы думать о том, как до этого не довести. Участники боевых действий, а их в крае около 5 тыс. человек, получают не более 3 тыс. руб. ежемесячной выплаты, льготы – по решению региональных властей. В Нижегородской области, к примеру, при предъявлении удостоверения участника боевых действий действует единый билет для всех видов транспорта.

Где-то человек доплачивает 50 % , где-то едет бесплатно. В ЧР за счёт бюджета республики участникам боевых действий, семьям и вдовам погибших предоставлены льготы в размере 50% на всё – от оплаты за ЖКХ, заканчивая налогом на транспортное средство». 

Самые яркие новости «МК-Кавказ» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах