За непродолжительный период существования «Полярная звезда» снискала себе добрую славу. Очень часто большие торжества: именины, юбилеи, свадьбы, не обходятся без самого ценного «украшения» стола – вкусного невинномысского осетра. В Ставрополе, например, осетровых, выращенных в местном хозяйстве, можно купить в трех крупных сетевых магазинах. Или на месте, в рыбхозе. Продукцию хозяйства любят и уважают не только на Ставрополье. За девять лет рыба от ставропольского производителя успела «завоевать» и другие регионы. Так, несмотря на весьма приличную цену, ее охотно приобретают поставщики из Таганрога, Ейска, Краснодара. На рынках этого рода ставропольский осетр распродается довольно быстро. Причина в том, что местные жители приучены к употреблению в пищу осетровых, которые в последнее время становятся здесь товаром дефицитным.
«Имя мы себе уже заработали», – говорит начальник рыбхоза Алексей Приходько.
Лучше всех доказательств словам хозяина – все, что мы увидели собственными глазами.
На момент визита корреспондентов «МК-Кавказ» рабочие рыбхоза грузили рыбу в большую машину для ее перевозки в живом виде. На продажу. Как вы думаете, куда отправился ставропольский осетр? В Адлер! Сейчас, в сезон, город-курорт испытывает острую нехватку этого вида рыбной продукции. Люди приезжают на отдых с деньгами и готовы баловать себя любимых изысканными рыбными блюдами. По словам Алексея Ивановича, с выращиванием форели в Адлере – все хорошо, а вот осетр здесь – и по своей стоимости, и по качеству уступает рыбе от ставропольского производителя.
Кроме того, помимо товарной рыбы большим спросом пользуется ставропольский мальковый материал. В нем заинтересованы и готовы его приобретать многие рыбоводческие хозяйства Краснодарского края и Ростовской области.
Отсюда – большие планы по увеличению площадей хозяйства, отведенных под содержание малька. На сегодня строительство малькового цеха медленно, но уверенно движется к завершению. Территория, запланированная под этот, цех забетонирована, укрыта навесом. Все готово к оборудованию специальных бассейнов.
«Мы пришли сюда в 2004 году с большими планами, разработали соответствующий бизнес-план, в котором, как на тот момент казалось, было учтено все, – между тем вспоминает Алексей Приходько. – В том числе прогнозы, связанные с резким уменьшением рыбных ресурсов осетровых пород в Каспийском и Азовском морях. Но гладко было на бумаге… Так, изначально двадцатипятиграммового малька мы везли с Азова. Но для того чтобы вырастить рыбу в запланированных объемах, требовалось привезти порядка 80 тысяч. На месте большое количество рыбопосадочного материала гибло. В Азове – другая вода… В итоге стали выращивать свое маточное поголовье. Сегодня столкнулись уже с другой проблемой: как при катастрофическом недостатке холодной воды сохранить это поголовье».
«Слышать о нашем хозяйстве, что мы разводим осетровую рыбу и уже дошли до черной икры, – это одно, – сетует руководитель рыбхоза. – Совсем другое – находиться здесь ежедневно и видеть, что творится в летний период».
Именно поэтому накануне Дня рыбака начальник рыбхоза СПХ «Полярная звезда» встречал нас без особенного настроения. Как человек, не сидящий без дела и не тратящий время попусту, Алексей Приходько признался в этом с порога:
«Для рыбхоза каждый год в эту пору – самое напряженное время, куча проблем, не до празднований…».
Немногим позже, во время обстоятельного разговора, выяснялись причины пессимизма руководителя.
Уникальный рыбхоз (здесь не только разводят осетровые породы рыб, но даже получают черную икру) ежегодно вынужден справляться с одной и той же проблемой.
«Каждый год мы ставим перед собой задачи выйти на новый уровень, увеличить производство товарной рыбы с 50 до 100 тонн, но постоянно эти планы «отодвигаются», – признался рыбовод. – Вся проблема в том, что хозяйство тепловодное. Сюда поступает вода, охлаждающая энергоблоки гидроэлектростанции. По температурному режиму она не подходит для выращивания осетровых рыб. Летом – особенно трудно. Холодная вода поступает всего лишь из одной трубы, и ее катастрофически не хватает. Прокладывать трубу и что-то строить – нереально дорого. Во сколько это «удовольствие» может обойтись, даже сложно себе представить».
Для читателей поясним. Две большие трубы, по которым поступает вода для охлаждения блоков электростанции, а потом на рыбхоз, «проходят» по территории невинномысского «Азота». Водохранилище, из которого можно было бы брать холодную воду – в 4,5 километра от хозяйства. Осуществлять забор воды из Невинномысского канала, который ниже рыбхоза, значит ставить насосы, а это повлечет огромные затраты на электроэнергию. Естественно, такие траты небольшое предприятие тоже не потянет.
Алексей Приходько говорит: для того чтобы рыбхоз начал не только работать «по нулям», но и с прибылью, достаточно простой вещи. Чтобы все работали в рамках действующего законодательства. Вода, сбрасываемая в рыбхоз с ГРЭС, превышает температурный режим, установленный согласно закону. Но куда маленькому хозяйству отстаивать свою «законную правоту» – тягаться с промышленным гигантом в судах, спорах и переговорах. Поэтому, к сожалению, рыбоводам приходится выживать как могут.
Не радует начальника рыбхоза и многое другое. Одна из главных проблем – отсутствие квалифицированных специалистов ихтиопатологов, биологов, рыбоводов. Не обнадеживают и высокие процентные ставки банковского кредитования, и отсутствие должной господдержки. (Тем более если знать, что в Ростове, на Кубани она продуктивно действует и работает.) Наверное, поэтому в День рыбака Алексей Иванович пожелал своим коллегам в первую очередь терпения и еще раз терпения!
«Желаю всем работникам отрасли рыбоводства и особенно нашего хозяйства пережить это лето без потерь, – заключил Алексей Иванович. – Пусть в семьях рыбаков все будет благополучно, а сами они – счастливы и всегда здоровы!».