МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Ставрополь (Кавказ)

Послесловие: Северный Кавказ вне Хлопонина

Итоги пребывания на посту прежнего полпреда президента подводит Алексей Маркин

Александр Хлопонин покинул пост полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО), в связи с чем можно подвести некоторые итоги его более чем четырехлетнего пребывания в должности. Тем более что А. Хлопонин получил округ, только что выделенный из состава Южного федерального округа, что существенно осложняло его задачу – вначале пришлось заниматься элементарным обустройством, решением массы технических проблем, связанных с запуском новой структуры.

Предварительно необходимо отметить, что произошедшие кадровые перестановки сделаны для унификации системы управления на основе опыта, апробированного на Дальнем Востоке и в Крыму. То есть о выстраивании схемы, при которой функции полпреда и члена правительства, курирующего регион, принципиально разделены. А в «крымском» случае есть еще и вице-премьер, отвечающий за эту проблематику. Так как Хлопонин продолжает выполнять функции куратора Северного Кавказа в правительстве, то его обязанности по отношению к региону будут аналогичны тем, которыми в настоящее время наделен Дмитрий Козак. Правда, на Дальнем Востоке Юрий Трутнев продолжает совмещать должности вице-премьера и полпреда, но идеально выстроенные схемы в практической политике – явление не очень частое.

А. Хлопонина направляли в регион, в первую очередь для решения экономических проблем, которыми теперь под его руководством будет заниматься вновь созданное министерство во главе со Львом Кузнецовым, давним соратником Хлопонина по работе в Красноярском крае и его преемником на посту губернатора. Есть все основания полагать, что именно Хлопонин рекомендовал нового министра на его как прошлую, так и нынешнюю должности. А полпред сейчас будет в большей степени заниматься контролирующими функциями, для которых может быть востребован человек с опытом военной дисциплины – как это произошло не только на Северном Кавказе, но и в Крыму, и в Сибири.

Тот факт, что Хлопонин остался в составе правительства на прежней должности, свидетельствует о том, что федеральная власть позитивно оценила результаты его работы в качестве полпреда. Начнем с того, что в регионе удалось сохранить достаточно высокий уровень политической стабильности. Вспомним страхи времен прихода Хлопонина на Северный Кавказ. Одни наблюдатели предрекали неизбежную гражданскую войну в Ингушетии. Другие пророчили чуть ли не отделение Чеченской Республики из-за того, что руководство республики получило в свое распоряжение множество ресурсов. Третьи уверенно говорили о грядущем «взрыве» ситуации в Дагестане из-за межнациональных и религиозных проблем. Ничего подобного не произошло. Более того, даже такая трагедия, как убийство авторитетнейшего аварского шейха Саида Чиркейского в 2012 году, не смогла дестабилизировать ситуацию в Дагестане – «запас прочности» системы оказался высоким, что не позволило террористам добиться своих целей.

Стабилизация политической ситуации позволила заняться всерьез социально-экономическими вопросами – в контексте не распределения, а развития. Причем в условиях, когда государство является активным игроком, стимулирующим экономические процессы и выстраивающим партнерские отношения с частным бизнесом. Вместо бесперспективного «размазывания по тарелке» ограниченных ресурсов ставка была сделана на конкретные экономически обоснованные проекты. Первоочередным делом стало создание инфраструктуры, без которой невозможно повышение инвестиционной привлекательности региона (отметим в связи с этим реконструкцию ключевого транспортного центра – аэропорта Минеральных Вод – и строительство объездных дорог вокруг административных центров субъектов Федерации, входящих в состав СКФО). Разработаны и реализуются другие - более масштабные - инфраструктурные проекты. В регион уже потянулись инвесторы, которые раньше вообще обходили северокавказские республики стороной – да, их не так много, как хотелось бы, но главное, что они появились.

Одним из приоритетов полпредства при Хлопонине было использование конкурентных преимуществ Северного Кавказа. Одно из них – туризм. По поводу создания туркластера было немало споров и сомнений, но в декабре прошлого года заработал пилотный проект - новый горнолыжный комплекс «Архыз» в Карачаево-Черкесии. На сегодняшний момент действуют два отеля, сервис-центр, две канатные дороги и четыре горнолыжные трассы различных категорий сложности. Получение сертификата международной федерации лыжного спорта позволит проводить здесь международные соревнования. Уже в первые недели работы «Архыз» показал себя перспективным проектом. По словам А. Хлопонина, «мы планировали полторы-две тысячи человек в неделю при запуске этой площадки, а получили только за несколько дней после Нового года 18 тысяч!». Неудивительно, что до конца 2015 года в «Архызе» предполагается ввести в эксплуатацию еще восемь гостиниц. Пример этого проекта может быть актуальным и для других инициатив в рамках создающегося кластера.

Еще одно традиционное конкурентное преимущество Северного Кавказа – аграрная сфера, имеющая в регионы богатые традиции. В начале прошлого года правительство подвело итоги аграрного развития региона за пять лет. В результате производство продукции сельского хозяйства округа выросло почти на четверть, уровень безработицы на селе снизился почти в 2 раза. Отметим, что эти процессы происходили в не самых благоприятных макроэкономических условиях, принципиально отличающихся от бурного роста первой половины нулевых годов. При поддержке государства реализуются и конкретные инициативы – например, в прошлом году ВТБ и «Корпорация развития Северного Кавказа» начали финансирование в Ставропольском крае проекта интенсивного растениеводства Irrico общей стоимостью 8  млрд. рублей. Ожидания серьезной отдачи от реализации проекта связаны во многом с использованием принципиально новой для нашей страны технологии выращивания сельскохозяйственных культур, хорошо показавшей себя за рубежом.

Крупнейшим образовательным проектом в регионе стало создание Северо-Кавказского федерального университета, само создание которого неразрывно связано с учреждением СКФО. Под эгидой А.Хлопонина действует молодежный образовательный форум «Машук». В регионе выстроены механизмы взаимодействия со структурами гражданского общества, религиозными организациями – в их рамках в политическую культуру региона постепенно и целенаправленно внедряются практики диалога, основанные на взаимном уважении. Это работа не очень громкая, но важная, причем не только для решения конкретных проблем, но и на длительную перспективу.

Понятно, что СКФО при А. Хлопонине сталкивался и с серьезными проблемами, которые можно разделить на два основных типа. Первый связан с застарелыми негативными тенденциями, складывавшимися в течение, как минимум, десятилетий – от коррупции до экстремизма. Побороть их даже в среднесрочной перспективе невозможно – реалистичный подход позволяет постепенно решать конкретные проблемы и создавать при этом «плацдармы» для дальнейшего наступления. Второй тип проблем – экономическая стагнация общенационального масштаба и вынужденное сокращение расходов в различных сферах экономики, включая и северокавказские проекты. Именно с этим фактором связано и недавнее существенное «урезание» расходов на реализацию промышленных проектов СКФО, которое стало предметом оживленных дискуссий в СМИ.

И как представляется, главное. За эти годы уменьшилось восприятие Северного Кавказа как зоны чрезвычайной ситуации, которая требует экстремальных решений. Все чаще люди – и чиновники, и бизнесмены, и простые граждане – рассматривают субъекты Федерации, входящие в СКФО, как обычные российские регионы, куда можно вкладывать ресурсы и приезжать на отдых. И это обнадеживающий задел на будущее.

Самые яркие новости «МК-Кавказ» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах