Ученик «Данилы-мастера»
Родился Андрей Никитович Голуб на Украине в крестьянской семье. В 30-е годы по ней жестоко проехал каток репрессий. Отца расстреляли, а сына отправили на стройку Беломорканала. Но ни лишения, ни каторжный труд не смогли заглушить истинный талант и жажду творить.
Грянула Великая Отечественная, которую Андрей Голуб прошел пулеметчиком. После демобилизации в Тбилиси он пробовал себя в разных ипостасях: каменщика, плотника, штукатура, но хотелось чего-то большего.
Беспокойное дарование рвалось наружу. Там же, в Грузии, судьба свела его с уральским мастером-отделочником Михаилом Желобовым, который владел секретами виртуозной лепки. Надо сказать, сам Андрей Голуб – высокий, с сильными мускулистыми руками – внешне был похож на персонажей сказок Бажова.
Учитель любил повторять правило, ставшее в жизни ученика «золотым»: «Делай красиво, некрасиво …само получится». Усвоив урок, Андрей Голуб стал создавать красоту в Ставрополе. Именно здесь расцвел его могучий талант.
«Деньги проешь, а стыд останется»
С его легкой руки нарядились экспонаты по проспекту Карла Маркса. Мемориалы «Холодный родник» и лица трех бойцов на тогдашней Комсомольской горке увековечили подвиг народный. «Пьяный угол» благополучно пережил ренессанс, а краеведческий музей «прирос» аутентичным третьим этажом.
«Дом книги» с его оригинальной архитектурой и воздушными лестничными проемами стал неотъемлемой частью площади Ленина, а истинное произведение зодческого искусства – кинотеатр «Родина» – любимым местом отдыха горожан.
Проект, по которому строили «лермонтовскую» библиотеку и вовсе отправился в тираж: ее «двойники» появились в шести городах Советского Союза. Не так давно здание реконструировали, среди гор строительного мусора величаво красовались лишь выполненные Андреем Голубом колонны по главному и боковому фасадам с красивейшими коринфскими капителями, потолочная розетка, карниз с кессонами… На этом объекте Андрей Голуб шлифовал свой филигранный талант лепщика.
Он делал не только красиво, но и качественно. Еще один пример – ресторан «Колос» в «Центральном» парке. Стены здания проверку временем не выдержали, за десятилетия обветшали, а лепка и капители остались целы и невредимы.
«Деньги проешь, а стыд останется», – повторял мастер уже своим детям и ученикам.
Когда в гости к деду приходили внуки, их всегда ждала сырая глина. Надо сказать, что в этой семье природе не довелось отдохнуть. Трое сыновей и дочь Андрея Никитовича в той или иной степени связали жизнь с творчеством: зодчеством, живописью, архитектурой.
Не почивать на лаврах
Будучи чрезвычайно взыскательным к себе человеком, Андрей Никитович считал: чем сложнее задача, тем интереснее ее решать.
«Главное – нужно постоянно искать что-то новое. Я никогда не бываю собой доволен. Решил поставленную перед собой задачу, а вслед за ней возникают другие. И снова начинаешь думать, искать», – говаривал мастер.
Взять хотя бы колонны здания драмтеатра. Они имеют утопленные грани, что позволяет фиксировать попадание солнечных лучей. Это производит потрясающий эффект. Московский архитектор, участвующий в строительстве объекта, засомневался, мол, нет мастеров, чтобы воплотить в жизнь такую смелую идею. А Голуб воплотил, снова поразив мастерством современников.
«Ему любая работа была по плечу. Мог быть хоть кузнецом, хоть плотником. Это – штучные люди с внутренней искрой. Их редко природа выдает, – говорит хранительница отцовского архива Мира Андреевна Голуб. – Но прежде всего, он был профессором лепки, которая тяжелее всего поддается индустриализации».
При отделке «Дома книги» раскрылась еще одна грань таланта мастера – рационализаторская. Сроки сдачи объекта поджимали, требовалось отшлифовать ступени. Недолго думая, Андрей Голуб поехал на «Вторчермет» и собрал по кусочкам шлифовальную машину так, как ему представлялось правильным. И чудо! Машина показала производительность в восемь раз большую, нежели заводской экземпляр и вдобавок была безопаснее.
Это Голубу пришла новаторская мысль изготавливать эскизы декоративной плитки, которые позднее поставили на поток при отделке потолков и стен.
А еще Андрею Никитовичу принадлежала идея технологии изготовления алебастровых плит большого размера. Впервые их использовали при строительстве краевой клинической больницы, что стало предтечей крупнопанельного домостроения в краевом центре. Панели Голуба дали колоссальный экономический эффект. За передовым опытом в Ставрополь потянулись делегации со всего Северного Кавказа.
Аэропорты и города
Вообще наследие мастера выходит далеко за границы Ставрополя. В его активе – лепные залы музыкальной школы в Кисловодске, дача на Стрижаменте, здание Дворца культуры в Адыге-Хабле, лепные отделочные работы в интерьерах ставропольского аэропорта.
Он любил свое дело самозабвенно, до фанатизма. Как-то, работая на мемориале «Вечная Слава», серьезно повредил руку, врачи настаивали на госпитализации, но Андрей Никитович вернулся с гипсом на стройплощадку.
По-хорошему неугомонный, в постоянном движении, он прожил до 91 года. Ходил на свои объекты до последнего. «Делают где-то реконструкцию, а у него сердце рвется: «Они неправильно сливы делают, заржавеет! Так нельзя», – рассказывает Мира Андреевна. Как тот Левша, который и на смертном одре царю-батюшке заветы оставлял.