Многочасовое обсуждение развития Кисловодска вызвало нешуточную полемику среди сенаторов – почти по всем пунктам повестки участники заседания расходились во мнениях. И неудивительно. Ведь ситуация, связанная с развитием города-курорта, находится на личном контроле председателя Совфеда Валентины Матвиенко, которая направила в Правительство РФ письмо с предложением ускорить принятие «дорожной карты» по данному направлению.
Как отметил Евгений Бушмин, именно она сможет стать основанием для последующих поправок на законодательном уровне.
Однако процесс с принятием плана затягивается, и основные средства будут получены только в 2018 году.
Между тем, по словам сенатора от Ставрополья Михаила Афанасова, именно благодаря усилиям Совета Федерации Министерство финансов РФ приняло решение о выделении 250 млн рублей для Кисловодского парка, которые уже заложены в федеральный бюджет на 2017 год. Но это разовое финансирование, а должно быть системным и комплексным, в связи с чем требуется принятие соответствующих документов.
И вообще, на фоне разногласий большинство участников заседания были едины во мнении, что вопросы финансирования мероприятий, включенных в план развития Кисловодска, – это основная проблема в развитии курорта.
Так, комплексный документ, разработанный Министерством по делам Северного Кавказа, предполагает строительство в городе соцобъектов, развитие инфраструктуры, обновление объектов культурного наследия. В общей сложности план развития Кисловодска, рассчитанный до 2030 года, включает 83 объекта на сумму более 63 млрд рублей. Такую информацию озвучила директор инвестпроектов Минкавказа Ольга Рухуллаева. На это с возмущением отреагировал глава Ставрополья Владимир Владимиров, заявивший, что Минкавказа потерял 15 млрд рублей, потому как согласовывались 78 млрд рублей.
В свою очередь, замминистра финансов Алексей Лавров высказал мнение, что названные губернатором цифры слишком велики даже при максимальных сроках реализации плана развития Кисловодска.
По несложным подсчётам получается 5,5 млрд в год, что более чем в два раза превышает нынешний бюджет города-курорта.
По мнению Минфина, эффективная реализация плана возможна лишь при том условии, если он станет подпрограммой ФЦП по развитию Северного Кавказа.
Кроме того, в финансовом ведомстве считают, что данный вопрос нуждается в экономике. То есть необходимо рассмотреть санаторно-курортную отрасль в части её реструктуризации, дабы не полагаться только на бюджетные средства.
Ни для кого не секрет, в каком состоянии находятся санаторно-курортные учреждения, частный бизнес в них не идет. И если всё останется так, как есть, то при замечательной инфраструктуре отрасль окажется вне рыночных принципов. Посему правительство предлагает в сценарий её развития включить полномасштабную приватизацию либо формирование концессий частно-государственного партнерства.
«Не может быть дотационным город-курорт, если у него есть мощная лечебно-оздоровительная база. Он должен быть донором, получать инвестиции», – подчеркнул представитель Минфина РФ.
Как отметил приглашенный в качестве эксперта президент ОАО «Центральный совет по туризму и отдыху» Виктор Пугиев, поддержка курортов – социальная обязанность государства. Между тем бизнес также активно должен принимать в этом участие. Однако для строительства и финансирования курортов бизнесу нужно создать необходимые условия, то есть предоставлять льготные кредиты и льготы по налогам.
Михаил Афанасов особо подчеркнул важность того баланса, который требуется найти при поиске оптимальных для развития курорта решений. С одной стороны, он должен дать импульс экономическому развитию Кавминвод, без ущерба экологии, а с другой – позволит муниципалитетам сохранить все обязательств перед жителями городов.
Губернатор Ставрополья Владимир Владимиров высказал варианты мероприятий, способных повысить посещаемость Кавминвод и пополнить бюджеты курортов.
По его мнению, без определённых преференций, в том числе за счет внесения изменений в налоговое законодательство, не обойтись.
Сделать курорты КМВ более привлекательными позволит и строительство современного парка развлечений наподобие «Диснейленда». Обсуждение соответствующего проекта уже велось с партнерами из Италии.
Увеличить доходы муниципальных бюджетов городов-курортов глава края предложил и за счет мер по ликвидации долгостроев и заброшенных объектов на курортах. В этой связи, по мнению губернатора, следует установить повышенную ставку налогообложения в отношении участков, выданных под строительство и не используемых по назначению более трёх лет.
Одним из инструментов увеличения местной налоговой базы Владимир Владимиров считает и так называемый курортный сбор, который, по, предварительным расчетам, может дать региону дополнительно 1,2 млрд рублей.
Кстати, жгучую полемику на заседании вызвал именно вопрос введения курортного сбора.
В частности, руководитель министерства по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов отметил, что ведомство не рассматривает курортный сбор в качестве панацеи и решения всех проблем курортных территорий.
Сенатор от Ставрополья Михаил Афанасов высказал мнение, что закон о курортном сборе должен быть максимально понятным и простым, где прописывалось бы, что все вопросы, касающиеся сбора, решает субъект федерации, в том числе возможность введения самого закона.
Также при введении курортного сбора важен четко разработанный законодательный алгоритм по администрированию и его целевому расходованию: каким образом он будет собираться, аккумулироваться, кем тратиться.
Должно быть понимание, что курортный сбор – это в первую очередь помощь курортной инфраструктуре, и другие статьи его расходования не допустимы.
По итогам животрепещущего заседания на курортную тему принято решение рекомендовать Правительству РФ ускорить утверждение Плана комплексного развития Кисловодска до 15 декабря 2016 года, а все прозвучавшие предложения и замечания принять к сведению.